Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….
1.1. Понятие и содержание процесса социализации………….………………
1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…
Глава 2. Социализация и развитие личности ребёнка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………
2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….…………………….
Заключение………………………………………………………………..………
Список литературы…………………………………………………….…………
Проанализировав институты социализации, и определив их роль в формировании личности, мы пришли к выводу, что они тесно взаимодействуют между собой. Так, семья рассматривается традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я". Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.
Школа, как и семья, тоже является институтом социализации. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.
Изучив особенности социализации младших школьников, мы выявили наиболее благоприятные условия её протекания, среди которых:
- знание особенностей
- учёт индивидуально-
- создание воспитывающей и
- психолого-педагогическое
Таким образом, в
результате исследования мы
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003.
2. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте [Текст] // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - №4. - С.31.
3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности [Текст] // Социальные исследования. - Вып.3. - М., 1970.- С.47-51.
4. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности [Текст] / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.- 234 с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002.
6. Вяткин А.П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения. [Текст] - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 228 с.
7. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. [Текст] - СПб.: Специальная литература, 1997.- 46 с.
8. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. [Текст]- СПб, 1998.- 201 с.
9. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития детей [Текст] // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
11. Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе принципа минимального универсума [Текст] // Личность, творчество и современность. 2000 . Вып. 3. - С. 3-11.
12. Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999.
13. Пахомов В.Н. Проект "гражданин" - способ социализации личности [Текст] // Народное образование. - 2000. - №7. – С. 143-145.
14. Петриченко Н.Г. Проблемы экономической социализации личности ребенка [Текст] // Педагогический вестник Кубани. - 2001. - №1. – 67 с.
15. Реан А.А. Социализация личности [Текст] // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.- С.35-37.
16. Реан А.А.
Коломенский Я.Л. Социальная
17. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1987. - №2. -76 с.
18. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола [Текст] // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.32-39.
19. Шинина Т.В. Влияние психодинамики на становление индивидуального стиля социализации детей младшего школьного возраста [Текст] // Мат-лы Первой междун. научно-практич. конференции "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.). - М.: Смысл, 2004. – 45 с.
20. Шинина Т.В. Влияние психолого-педагогической культуры родителей на уровень психического развития и социализацию детей [Текст] // Актуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.- С.57-60.
21. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004.- С. 88-89.
22. Шинина Т.В. Изучение процесса социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Том 2. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
23. Шинина Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей [Текст] // "Психология общения: социокультурный анализ" : Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2003. – 88 с.
24. Шинина Т.В. Проблема формирования идентичности детей 6-10 лет в процессе их социализации [Текст] // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Прометей, 2005.- С. 45-50.
25. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей [Текст] // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2003. – 204 с.
26. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.
Уважаемые члены комиссии!
Вашему вниманию предлагается курсовая работа, выполненная по теме: «Психологические аспекты социализации младших школьников».
Проблема исследования
заключается в том, как
В работе ставится
цель выявить и
В качестве объекта исследования был выбран процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования
основана на том, что
- знание особенностей
- учёт индивидуально-
- создание воспитывающей и
- психолого-педагогическое
Для проверки гипотезы нами были намечены следующие задачи:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) определить понятие, механизмы
и институты социализации
3) выявить психологические
4) определить условия успешной социализации детей младшего школьного возраста.
Решение
поставленных задач и проверка
достоверности гипотезы
1) изучение психолого-
2) теоретический анализ;
3) сравнение, обобщение;
4) прогнозирование.
Обобщая имеющие выводы мы
можем сказать, что
В первой главе, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы дали определение понятию социализация. И так социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Изучив институты социализации, такие как семья, школа и СМИ мы сделали вывод, что именно семья имеет наибольшее значение для успешной социализации личности. Ведь в семье ребенок овладевает начальными формами взаимодействия, получает определенные навыки в общении и в целом семья оказывает решающее влияние на его развитие и социализацию.
Во второй
главе мы раскрыли возрастные
особенности младших
Информация о работе Психологические аспекты адаптации младших школьников