Психологические аспекты адаптации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и проанализировать факторы, влияющие на процесс социализации личности, и определить условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс социализации личности.
Предмет исследования: условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста.
Гипотеза: социализация младших школьников будет наиболее успешной при следующих условиях:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущностная характеристика понятия социализации в социально-педагогической и психологической литературе……………………………….
1.1. Понятие и содержание процесса социализации………….………………
1.2. Институты социализации личности ……………………………………..…

Глава 2. Социализация и развитие личности ребёнка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Социально-психологическое развитие младших школьников……………
2.2. Условия успешной социализации ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………….…………………….

Заключение………………………………………………………………..………

Список литературы…………………………………………………….…………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Проанализировав институты социализации, и определив их роль в формировании личности, мы пришли к выводу, что они тесно взаимодействуют между собой. Так, семья рассматривается традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я". Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Школа, как и  семья, тоже является институтом социализации. Школа обеспечивает ученику систематическое  образование, которое само есть важнейший  элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

     Изучив особенности  социализации младших школьников, мы выявили наиболее благоприятные условия её протекания, среди которых:

-   знание особенностей социализации  личности, её институтов и механизмов;

- учёт индивидуально-психологических  особенностей личности при взаимодействии с ребёнком младшего школьного возраста;

- создание воспитывающей и развивающей  среды в образовательном учреждении, направленной на успешную социальную  адаптацию ребёнка;

- психолого-педагогическое просвещение  родителей с целью создания  оптимальных условий для взаимопонимания в семье.

 

     Таким образом, в  результате исследования мы пришли  к выводу, что наличие данных  условий при организации воспитательного  и образовательного процесса  в школе будут способствовать  целостному формированию личности  младшего школьника, а также успешному принятию ими норм и правил общества, формированию их социальной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Список литературы

 

1.   Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003.

2. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте [Текст] // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - №4. - С.31.

3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности [Текст] // Социальные исследования. - Вып.3. - М., 1970.- С.47-51.

4. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности [Текст] / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.- 234 с.

5.   Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002.

6. Вяткин А.П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения. [Текст] - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 228 с.

7.   Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. [Текст] - СПб.: Специальная литература, 1997.- 46 с.

8.   Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. [Текст]- СПб, 1998.- 201 с.

9. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития детей [Текст] // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.

10. Кулагина  И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная  психология: Полный жизненный цикл  развития человека: Учеб. пособие  для вузов. - М., 2001.

11.   Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе принципа минимального универсума [Текст] // Личность, творчество и современность. 2000 . Вып. 3. - С. 3-11.

12.   Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999.

13. Пахомов В.Н. Проект "гражданин" - способ социализации личности [Текст] // Народное образование. - 2000. - №7. –  С. 143-145.

14. Петриченко Н.Г. Проблемы экономической социализации личности ребенка [Текст] // Педагогический вестник Кубани. - 2001. - №1. – 67 с.

15. Реан А.А. Социализация личности [Текст] // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.- С.35-37.

16. Реан А.А.  Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая  психология СПб., 1998.

17. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1987. - №2. -76 с.

18. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола [Текст] // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.32-39.

19. Шинина Т.В. Влияние психодинамики на становление индивидуального стиля социализации детей младшего школьного возраста [Текст] // Мат-лы Первой междун. научно-практич. конференции "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.). - М.: Смысл, 2004. – 45 с.

20. Шинина Т.В. Влияние психолого-педагогической культуры родителей на уровень психического развития и социализацию детей [Текст] // Актуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.- С.57-60.

21. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004.- С. 88-89.

22. Шинина Т.В. Изучение процесса социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Том 2. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

23. Шинина Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей [Текст] // "Психология общения: социокультурный анализ" : Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2003. – 88 с.

24. Шинина Т.В. Проблема формирования идентичности детей 6-10 лет в процессе их социализации [Текст] // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Прометей, 2005.- С. 45-50.

25. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей [Текст] // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2003. – 204 с.

26.   Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Защитное слово

     Уважаемые члены комиссии!

     Вашему вниманию предлагается курсовая работа, выполненная по теме: «Психологические аспекты социализации младших школьников».

     Проблема исследования  заключается в том, как повысить  успешность социализации младшего школьника.

     В работе ставится  цель выявить и проанализировать  факторы, влияющие на процесс  социализации личности, и определить  условия успешной социализации  ребёнка младшего школьного возраста.

     В качестве объекта  исследования был выбран процесс социализации личности.

     Предмет  исследования: условия успешной  социализации ребёнка младшего  школьного возраста.

     Гипотеза исследования  основана на том, что социализация  младших школьников будет наиболее  успешной при следующих условиях:

-   знание особенностей социализации  личности, её институтов и механизмов;

- учёт индивидуально-психологических  особенностей личности при взаимодействии  с ребёнком младшего школьного  возраста;

- создание воспитывающей и развивающей  среды в образовательном учреждении, направленной на успешную социальную адаптацию ребёнка;

- психолого-педагогическое просвещение  родителей с целью создания  оптимальных условий для взаимопонимания  в семье.

     Для  проверки гипотезы нами были  намечены следующие задачи:

1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) определить понятие, механизмы  и институты социализации личности;

3) выявить психологические особенности  социализации младших школьников;

4) определить условия успешной  социализации детей младшего школьного возраста.

     Решение  поставленных задач и проверка  достоверности гипотезы потребовали  использования ряда методов:

1) изучение психолого-педагогической  литературы;

2) теоретический анализ;

3) сравнение, обобщение;

4) прогнозирование.

     Обобщая имеющие выводы мы  можем сказать, что проведенное  нами исследование имеет теоретическую  значимость, которая состоит в  том, что в данной работе  рассмотрены современные подходы  к проблеме социализации личности, а также выявлены условия успешной социализации младших школьников.

     В первой главе, проанализировав психолого-педагогическую литературу,  мы дали определение понятию социализация. И так социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

     Изучив  институты социализации, такие как семья, школа и СМИ   мы сделали вывод, что именно семья имеет наибольшее значение для успешной социализации личности. Ведь в семье ребенок овладевает начальными формами взаимодействия, получает определенные навыки в общении и в целом семья оказывает решающее влияние на его развитие и социализацию.

     Во второй  главе мы раскрыли возрастные  особенности младших школьников  и на основе этого выявили  те факты, которые способствуют  успешной социализации детей  этого возраста, что подтверждает нашу гипотезу.


Информация о работе Психологические аспекты адаптации младших школьников