Психологические аспекты формирования здорового образа жизниу дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. ЗОЖ – это совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.docx

— 52.61 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Березниковский  филиал 

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра психологии

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

 

Курсовая работа

по специальности «Психология»

Елены Анатольевны Стрельцовой

 

Научный руководитель – 

кандидат медицинских  наук, доцент

Николай Дмитриевич Узлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Березники

2013

Введение:

«Жизнь – значит делать вещи, а не приобретать их»

Аристотель

В настоящее время проблема здоровья решается в основном по отношению  к больному человеку. Сам человек  не относиться к своему здоровью ответственно. Нужны специальные законы, программы  действия и воспитания отношения  к здоровью здорового человека как  ценности, условию и задаче духовного  роста. Ключевые слова моей работы: здоровье, ответственность, профилактика, духовный рост, здоровый образ жизни, сознание, нравственность. «Здоровье  есть предназначение Богом и угодная  Ему гармония междуличною природой и личным Духом» (Иван Ильин).

 С эволюционной точки  зрения в процессе развития  живого существа здоровье в  виде мудрых инстинктов формировало  информационную и иконическую  память для оценки и предвидения  опасности и угрозы с целью  сохранения и развития жизни,  определяло истоки механизма  регулирования полиморфным процессом  адаптации. Здоровье генетически  выступало как первичная разумность, дифференцирующая в стохастической  среде виды и формы угрожающих  факторов. Здоровье органично было  причастно к умственному развитию. Со временем здоровье, как свойство  оценочного дифференциала утрачивало  свою природно-приспособительную  роль. 

Прошли тысячелетия, и  человечество упрямо теряет связь природосообразных  разумностей, достигая предела вымывания  из тела и духа природного начала. Развитие цивилизации существенно нарушило человекоприродную информационную (духовную) поддержку благовения к  «дающей руке». Здоровье – равновесие жизни, а регулирует это равновесие природа (философский взгляд). Точное знание возможностей своего организма  и строгое следование им, тонкое чувствование их, мудрое управление инстинктами  как знаками угроз составляют «инстинктивную духовность» как  дар «органического самоисцеления» (И.Ильин). Здоровье как свойство природы, как базис умственного развития.

 Образ жизни – это  удел просвещения и социально-образовательных  политик. Представители философско-социологического  направления рассматривают здоровый  образ жизни (ЗОЖ) как глобальную  социальную проблему, составную  часть жизни общества в целом.  Причины всех отклонений в  состоянии здоровья находятся  в психологической сфере. Таким  образом «начало начал» возникновения  всех заболеваний, находиться  в плоскости дилеммы кто свой, а кто чужой.

 Под здоровьем сознания, мы понимаем сохранение индивидуальности  конкретного человека в пространстве  бытия. Оказывается, мы сами  принимаем решение, будем ли  мы здоровы или больны. Однако  сознательно мы себе команды  болеть не выдаем! А бессознательно? В бессознательном находится много проблемных подавленных желаний, но желания не безлики, а вполне конкретны. А что делать, если очень хочется, но нельзя? Мы подавляем свое желание или забываем, срабатывают защитные механизмы организма. Возникает предательство своей индивидуальности. Мы вступаем против своей индивидуальности, таким образом «подписываем себе приговор» на уничтожение.

Что вызывает болезнь? Кто  ответственен за болезнь? Кто ответственен за лечение? Какое взаимоотношение  между здоровьем и болезнью? Какая  связь между психикой и телом? На эти вопросы пытались ответить еще древнегреческие философы. Древнегреческий философ, математик и врач Пифагор определял здоровье как гармонию, равновесие. Что составляет содержание здорового образа жизни? Для ЗОЖ, жизнь должна быть умеренной и тесно сопряженной с законами природы. Следует сказать, что очень верные суждения о сущности ЗОЖ издавна высказывались в просвещенных кругах российского общества1. Среди современных ученых, много сделавших для раскрытия проблемы ЗОЖ, одно из ведущих мест по праву принадлежит американскому физиотерапевту Полю Брэну. В свое время Х.Гуфеланд подробно рассмотрел многие факторы ЗОЖ. Одно из самых главных правил ЗОЖ, о котором говорил Х.Гуфеланд (немецкий врач), предусматривает близость человека к природе. Заповедь гласит: «Следуйте логике природы!» «Здоровье есть высочайшее богатство человека» (Гиппократ). «Болезни для того и существуют, чтобы бороться за ЗОЖ» (Тамара Клейман).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие ЗОЖ.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. ЗОЖ – это совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

 Понятие ЗОЖ социологическое  трактуется так, что ЗОЖ – представляет собой концепцию социальной политики, которая основывается на признании высокой значимости здоровья в социуме, ответственность за сохранения здоровья со стороны индивида, государства, общества и социальной группы и утверждающую необходимость принятия конкретных действий и мер, направленных на создание благоприятной и безопасной окружающей среды. Если говорить проще, ЗОЖ – это то, что позволяет нам, живя в неблагоприятной экологии и стрессовых ситуациях большого города, хорошо себя чувствовать; это то, что позволяет нам сохранить крепкое здоровье и активность до глубокой старости.

ЗОЖ в  английском языке  соответствует как Healthy life style, Healt promotion (укрепление здоровья). Благополучие –  важный показатель динамики здоровья, поскольку оно оказывается тончайшим  индикатором переходных состояний  от здоровья к болезни. В зарубежной психологии определение благополучие широко используется под понятием «качество  жизни», представляющее собой субъективное переживание удовлетворенности  персональной жизнью, соотносится с  психологическим здоровьем. Понятие  «ЗОЖ» однозначно пока еще не определено. Существует большое число определений понятия «здоровье», каждое из которых по- своему справедливо.

 По определению ВОЗ,  «здоровье – это такое состояние  человека, которому свойственно  не только отсутствие болезней  или физических дефектов, но и  полное физическое, душевное и  социальное благополучие». Здоровье  – состояние любого живого  организма, при котором он в  целом и все органы способны  полностью выполнять все свои  функции; отсутствие недуга, болезни.  Здоровье является ценностью  для человека. Здоровье – это  состояние и одновременно, динамический  процесс. «Здоровью цены нет» - гласит народная мудрость. «Потерять  здоровье – значит потерять  все»2.  Здоровье – это добро, несущее любовь.

 Духовное здоровье  – это та область дух порождающей  жизни, которая касается каждого  человека на планете Земля3. Здоровье есть фундаментальная база развития психофизических профессионально важных качеств, трансформируемых в способности и общечеловеческую креативность. Здоровье оказывается необходимой составляющей успешности человека. Ключевые элементы представления о здоровье включают: характеристики физического благополучия (внешние характеристики, приписываемые здоровым людям, и физические ощущения здоровья), позитивные эмоциональные проявления (переживания счастья, радости, хорошее настроение) и поведение (образ жизни).

По мнению Г.Н.Сердюковской: «Здоровье не состояние, а многомерный  динамический признак, взаимосвязанный  со средой обитания (природной и  социальной)»4. Г.И.Царегородцев определил: « Здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецефические социальные функции». С этими оценками трудно не согласиться. Лучше предупреждать болезни, чем лечить больных. Н.И.Пирогов выдающийся русский врач и хирург подчеркивал в своих выступлениях, что будущее принадлежит «предохранительной» медицине. Санитарный врач Лесли Мекензи выдвинул идею «мониторинг здоровья».  Прогресс общества он видит в переходе от болезни к здоровью. Предупреждать болезни, значит увеличивать здоровье.

 В.А.Ананьев (1998) рассматривает  психологию здоровья как науку  о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его  сохранения, укрепления и развития. Современная практическая психология  вплотную приблизилась к пониманию  необходимости (и внутренне готова) решать задачи психологического  сопровождения человека на протяжении  всего жизненного пути.

 Согласно Н.М.Амосову,  здоровье с позиций категории  качества жизни есть выбор  такого образа жизни, при котором  человек получает удовольствие  от  здоровья, а его устойчивое  наличие обеспечивает долголетие  с высоким уровнем душевного  комфорта. Здоровье человека зависит  от стиля жизни и личностных  наклонностей. Формирование ЗОЖ  зависит только от нас самих,  наших предпочтений, убеждений и  мировоззрений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Современные  теории ЗОЖ.

 В религиях болезнь  рассматривается как признак  душевного неблагополучия. Сегодня  и светские врачи говорят о  духовных причинах болезней. Доктор  медицинских наук О.И.Елисеева  в своих практических рекомендациях  «15 шагов к здоровью» на первое  место ставит пункт: «проанализировать  и устранить духовные причины  своих заболеваний». Таким образом, чтобы сохранить здоровье, необходимо соблюдать нравственные законы и вести трезвый здоровый образ жизни, т.е. жить по законам природы. Существует множество концепций сохранения здоровья: государственных и авторских.

 С точки зрения государственной политики сохранения здоровья выделяют три уровня: социальный, инфраструктурный и личностный. На социальном уровне сохранение здоровья осуществляется с помощью пропаганды через СМИ и информационно – просветительскую работу. На инфраструктурном уровне – это конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактические учреждения и экологический контроль. На личностном уровне – это система ценностных ориентаций человека бытовой уклад.

В России стартовал национальный проект «Здоровье». Основная задача проекта  – улучшение ситуации в здравоохранении  и создание условий для модернизации. В рамках проекта можно выделить три основных направления: повышение  приоритетности медико-санитарной помощи,  усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности  высокотехнологичной медицинской  помощи. В числе задач профилактической направленности следует выделить такие, как  «формирование у населения  культуры здоровья» и «повышение у населения мотивации к здоровому  образу жизни». Участие в решении  этих задач могут принимать образовательные  учреждения, начиная с детского сада и кончая вузом. Поэтому свой вклад  в реализацию  национального проекта  «Здоровье» могут и должны сделать  педагоги, социальные работники, психологи.

Однако в нашем сознании все еще доминирует идея о том, что наше здоровье – это, прежде всего, медицинская проблема. Но, несмотря на то, что оно зависит от достижений медицины всего на 10%. В доктрине ЗОЖ, разработанной доктором медицинских  наук А.М.Карповым (2008), саногенез (рождение здоровья) рассматривается на всех уровнях биологической и социальной организации жизни человека. Здоровье по А.М.Карпову – это продукт  собственного организма, интеллекта и  воли, а ЗОЖ – это разумный образ жизни. Поэтому ЗОЖ нужно  учить.

Основополагающая роль в  концепции А.Адлера (1870-1937) отводится  социальному интересу как важнейшему критерию психологического здоровья индивидуума, как одному из основных критериев  психологической зрелости. Социальный интерес означает, что нормальный, здоровый человек по-настоящему беспокоится  о других, он открыт для сотрудничества и взаимодействия с другими, он движим чувством эмпатии по отношению к  человечеству.

Первым и непременным  условием здорового развития личности Роджерс (1902-1987) – представитель  гуманистического направления считал безусловное «позитивное внимание»  к ребенку, что предполагает безоговорочное проявление к нему любви и принятия его, особенно в раннем детстве.

А.Маслоу (1908-1970) принадлежат  наиболее развернутые рассуждения  по теме психического здоровья личности. Тему «Здоровье дошкольника» нужно  поднимать как можно более  широко. Речь ведь идет не только о соматических заболеваниях. Речь идет и о сохранении психического здоровья. Мы постоянно  сталкиваемся с тем, что интеллектуально  сохранные дети ведут себя совершенно неадекватно, агрессивно  по отношению  сверстникам и воспитателю. Они  отстают в социальном поведении, в личностном развитии. Как работать с такими детьми? Как можно им помочь? Как обезопасить других детей? Это одна из самых больных тем  дошкольников практиков5.

Информация о работе Психологические аспекты формирования здорового образа жизниу дошкольников