Психологические аспекты формирования здорового образа жизниу дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. ЗОЖ – это совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.docx

— 52.61 Кб (Скачать файл)

Создание Концепции здоровья здоровых потребовало теоретического переосмысления и выработки новых  целевых установок и методологических оснований охраны здоровья. Суть этой методологии в смене социально-духовных ценностных ориентаций самой медицины, где объект – здоровый человек, который  выступает как активный субъект  труда, обучения, жизнедеятельности.

 С психолого-педагогической  точки зрения в интересах практики  воспитания, формирования здоровья  здорового человека, общественного  здоровья первичными должны выступать  эталоны здорового человека, возведенные  в потребность, и мотив стать  им. С одной стороны – это  человек с его потребностью  к самодостаточности. А с другой  стороны – это государство  со своим отношением к охране  и сбережению психического, соматического  и физического здоровья как  высшей нравственной ценности  общества и человека6. Цель программы – формирование у детей мотивации здоровья и навыков ЗОЖ. Проблема сохранения здоровья представляется детям как фактор повышенной тревоги в связи с отсутствием приоритета двигательной активности и здорового питания, с пагубным влиянием вредных привычек и нарушенной экологии. Рисуночные тексты часто используются в практической диагностике и служат источником информации об авторе. Рисунки являются весьма мощным психодиагностическим средством (образное содержание, отношение к миру, личный опыт и переживания субъекта). Конкурс тематических рисунков: «Мое здоровье». Цель: выявление представления современных детей о своем здоровье7. Ключевыми элементами представления о здоровье являются: спорт, красота, сила, радость, бодрость, жизнь. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно придается первостепенное значение. Поэтому уже с самого раннего возраста детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни. Постепенно процесс воспитания здоровой психики должен перейти в ее самовоспитание.

 Исследователь J. Matarazzo: «Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддерживанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункции, формирование стратегии здоровья». Особый интерес ученых сосредоточен на выявление механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Жизнь каждого организма есть непрерывное приспособление его внутренних сил к внешним воздействиям8.

 В XIX веке  крупнейший русский ученый, врач и хирург Н.И.Пирогов, опираясь на собственный богатейший опыт научной и практической деятельности, подошел к пониманию роли защитных механизмов, которые сохраняют и поддерживают бытие, противодействуют разрушениям9.

    1. Факторы формирования ЗОЖ.

В30-е годы появилась новая  научная область: психосоматическая  медицина. И в  1938 году выходит  журнал «Психосоматическая медицина». Как самостоятельное научное  направление психология здоровья начала формироваться за рубежом.  Первые исследования стали проводиться  в США в 50-е годы XX века.  Исследователи  обратили внимание на взаимосвязь между  эмоциональной жизнью человека и  его физиологическими процессами. Она  предполагает взаимосвязь психологических, социальных и физиологических функций.

Далее в начале 70-х годов  появилась новая научная отрасль: поведенческая медицина, которая  сосредоточилась на предупреждении болезней. Психология здоровья основана в 1978 году, данная научная область  сходится во взглядах с предыдущими  областями в том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и  социальных факторов. ЗОЖ включает следующие компоненты: режим сна  – бодрствования, режим труда  – отдыха, питание, двигательная активность, закаливание, лечебные процедуры, привычки.

 По данным Минздрава  России, за последние годы, только 1-3% детей рождаются абсолютно  здоровыми. Этому способствуют  многие факторы – неблагоприятная  экологическая обстановка, повышенный  радиационный фон, тяжелые и  нестабильные социально- экономические  условия, скрытые формы различных  болезней и многое другое. Несмотря  на это, люди в течение жизни,  как правило, не сохраняют и  не поправляют свое здоровье, а  наоборот, ухудшают его. В  50% случаев на здоровье человека  оказывает влияние его образа  жизни, т.е. его поведение и  деятельность. Психологи исследуют  такие проблемы: почему люди курят,  употребляют алкоголь, едят определенные  продукты. Помощь психологов будет  целесообразной при составлении  школьной программы по вопросам  здоровья.

 Одна из задач исследования  психологии здоровья: факторы здорового  образа жизни (формирование, сохранение  и укрепление здоровья). Формирование  адекватного отношения человека  к собственному здоровью препятствует  целый ряд причин:

  1. Здоровый человек не замечает своего здоровья.
  2. Здоровье обретает особую значимость тогда, когда оно уже нарушено.
  3. В основе нездорового поведения лежит феномен «нереалистичного оптимизма».
  4. Люди, отягощенные болезнями, не проявляют должной активности, направленной на их устранение.
  5. Недостаток знаний.
  6. Неоднократное нездоровое поведение может приносить мгновенное удовольствие.
  7. Не осознают опасность.
  8. Самосохранительное поведение человека определяется его представлениями о здоровье.
  9. В понимании молодежи роль психического и социального здоровья не находит должного места.
  10. Нездоровое поведение.
  11. Эффект задержанной обратной связи.
  12. Долгосрочная перспектива.

В отношении к здоровью присутствует и гендерный аспект: женщины ценят и заботятся  о здоровье выше и лучше, чем мужчины, которые обращают внимание на здоровье, когда оно ухудшается. В 1965 году американские ученные Белиок и Бреслау начали исследование влияния образа жизни  на состояние человека10.

Основа ЗОЖ:

- сон (7-8 часов);

- регулярное питание;

- отказ от дополнительного  приема пищи;

- вес, не превышающий  10% от оптимального;

- регулярные занятия физическими  упражнениями;

- ограничение алкоголя;

- отказ от курения.

Здоровье должно стать  одним из главных ценностных приоритетов, только у здоровой нации есть будущее. Физическая активность и закаливание  способствует улучшению физического  самочувствия, психического здоровья, благотворно влияют на функционирование нервной системы. Регулярная, умеренная  и правильно индивидуально подобранная  физическая нагрузка обязательно поможет  поддерживать организм и психику  в хорошем состоянии, будет способствовать сохранению здоровья.

 Общество должно, прежде  всего, побеспокоиться о создании  здоровых условий для жизнедеятельности  личности. В обеспечении физического  и психического здоровья людей  государство обязано взять на  себя главную ответственность.  Под контролем и при активном  участии государства должны проводиться  в жизнь не только пропаганда  здорового образа жизни, но  и необходимые оздоровительные  мероприятия. Правильно поставленное  воспитание играет огромную роль  не только в развитии характера,  но и в укреплении физического  и психического здоровья. Правильно  организованная общественная деятельность  на началах самоуправления есть  лучшая школа для полноценного, здорового развития и воспитания  личности.

 Каждый человек есть  деятель, творец и созидатель  будущего. Каждый миг жизни человека  – это лишь ступень для поднятия  вверх, к высшим формам проявления  индивидуальности. В этом состоит  основной закон нормального развития  человеческой жизни. Границ совершенствования  личности не существует. Вся наша  жизнь – это постоянное упражнение  в решениях.

Самоконтроль относится  к числу обязательных признаков  сознания и самосознания человека. Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной  психики. Важнейший критерий психического здоровья. Здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении «общего порядка жизни», который  предусматривает организацию правильного  питания, соответствующие условия  проживания, учитывая атмосферу семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха и развлечений  и др.

Здоровье как ценность признается всеми лицами с высшим образованием, но реально уделяют  достаточное внимание своему здоровью только 8,8% респондентов. 72,6% считают, что  в принципе человек должен заботиться о своем здоровье, а 17,5% полагают, что делать это следует только при первых признаках заболевания. Только 5,4% всех респондентов придают  значение приобщению к ЗОЖ с детства. Одной из существенных причин недостаточного внимания людей к практике оздоровительного поведения, можно считать средства массовой информации, которые не обеспечивают должного формирования у масс осознания  ценности здоровья и потребности  в его сохранении. Спокойствие  и душевная гармония определяются не отсутствием проблем, а нашим  отношением к приятным и неприятным событиям жизни. Если вы хотите дольше сохранить свое здоровье, старайтесь, как можно чаще бывать на природе, в местах, которые вызывают у вас  приятные эмоции. Дайте своим органам  чувств положительный заряд.

Известно, что среди факторов, формирующих здоровье, ведущим является образ жизни человека, его отношение  к собственному здоровью. Личная гигиена  является основой ЗОЖ. Гигиена –  основная профилактическая медицинская  дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения. Термин «гигиена» происходит от греческого слова hygieinos – целебный приносящий здоровье. Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Гигиена представляет собой один из самостоятельных разделов медицины, которая не лечит, а помогает избегать болезнетворных ситуаций, ее возможности необходимо использовать на протяжении всей жизни, от рождения до смерти. Гигиена – наука «о здоровье и счастье человека». Цель гигиены, как науки состоит в охране здоровья людей и приспособления к окружающей среде, принимая во внимание возможности человека.

Здоровье есть высшая ценность, а ЗОЖ – естественная форма  поведения. Знания и навыки личной гигиены должны прививаться детям с самого раннего возраста. Закаливание – комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма,  повышение его устойчивости к воздействию факторов окружающей среды. Установлено, что ЗОЖ (соблюдение рационального режима дня, правильная организация питания, достаточная физическая активность, отказ от вредных привычек, закаливание, высокая медицинская активность и другие) способствует увеличению продолжительности жизни на 7-10 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психологические  факторы ЗОЖ.

Психологический уровень  рассмотрения здоровья связан с личностным контекстом, в рамках которого человек  предстает как психическое целое. Среди критериев психического здоровья особо значимы такие, как интегрированность  личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на самоуважение.

 Душа – это предмет  постоянной работы. Следует оберегать  себя от власти двенадцати  пороков, порождающих расстройства  и болезни: невежество, уныние, жадность, сонливость, зависть,  непостоянство,  страх, раздражительность, гнев, похотливость, немилосердие, гордость. Уныние, страх, зависть, жадность  и гнев наиболее опасны для  здоровья, их переживание «съедают»  энергопотенциал человека.

 Полезны для здоровья  переживания таких чувств: приветливость,  бескорыстие, беспристрастность,  терпение, благожелательность, стойкость,  правдивость, совестливость, сострадательность,  ясность, детская способность  к изумлению миром.

 В своих публикациях академик В.М.Бехтерев (1857-1927) проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Главное, что организует личность,- это ее направленность, т.е. то, что придает ее жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками.

Настроение – это относительно устойчивый компонент психических  состояний, основное звено во взаимосвязи  структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами  и эмоциями; переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности; психическим  и физическим тонусом индивида)11.

 Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием  профессиональной деятельности, информационными  перегрузками и т.д., является, пожалуй,  одной из весьма неприятных  сторон образа жизни современного  человека. Состояние стресса сопровождается  нарушением психического равновесия, негативными изменениями в функционировании  физиологических механизмов.

Стрессоустойчивость, защита  своего физического и психического здоровья от влияния стрессогенных  факторов во многом зависит от самого человека, от его желания и умения пользоваться приемами психологической  саморегуляции. Необходим принцип  индивидуального подхода, точно  так же если бы мы формулировали  рекомендации по здоровому образу жизни. Владение искусством расслабиться необходимо для поддержания здоровья и динамического  равновесия в организме. Индивидуальные особенности человека могут быть рассмотрены в двух аспектах:

Информация о работе Психологические аспекты формирования здорового образа жизниу дошкольников