1) какие индивидуально-
психологические особенности оказывают
влияние на успешность овладения
приемами психологической самореализации
состояния или, напротив, затрудняют
этот процесс;
2) как сами индивидуально-психологические
особенности изменяются в результате
использования приемов саморегуляции.
Обучение субъекта профессиональной
деятельности умению произвольно
осуществлять регуляцию своих
психических состояний открывает
серьезные перспективы для борьбы
последствиями воздействия различных
стрессов, для интенсификации периодов
отдыха. Под психическим самоуправлением
понимается сознательное воздействие
человека на присущие ему психологические
явления, выполняемую деятельность, собственное
поведение, с тем, чтобы поддержать или
изменить характер их протекания.
Психическая саморегуляция
направлена на выработку умений и
навыков самостоятельно контролировать
и регулировать психофизиологическое
состояние, дабы повысить эффективность
действий, особенно в напряженных
ситуациях. Это способствует в свою
очередь, повышению эффективности
профессиональной деятельности, укреплению
психического здоровья. Таким образом,
развитое умение управлять своей
психикой и держать ее под контролем
расценивается как средство защиты
человека от бытовых и профессиональных
неурядиц и выступает одним из
важнейших признаков душевного
здоровья личности.
Медитация позволяет
снять эмоциональное напряжение,
привести психическое состояние
к равновесию. Эффективная защита
организма от разрушительного
влияния стресса. Человек научается
управлять своей психикой, быть
подлинным хозяином собственных
мыслей и эмоций.
Йога – это детально
разработанная система всестороннего
физического и психического развития
человека, укрепления и сохранения
его здоровья. Йога рассматривает
человека как единое целое,
дает исчерпывающие рекомендации
по здоровому образу жизни.
Гармонизация физического, психического
и духовного начал в человеке.
Стабильность личности,
ее стрессоустойчивость, психическое
равновесие – это важнейшие
условия здоровой жизни. Умение
заботиться о своем психическом
здоровье; способность самостоятельно
планировать свою деятельность
и проявлять инициативу; способность
получать удовольствие от выполняемой
работы; адекватность отражаемых
личностью обстоятельств действительности;
способность адекватно изменять
поведение в изменяющейся среде;
способность планомерно проходить
свой жизненный путь. Психически
здоровым считается человек умственно
развитый, внутренне уравновешенный,
способный овладеть профессией,
находится в коллективе и переносит
повышенные психические и физические
нагрузки без последствий для
своего здоровья. Состояние психического
здоровья непрерывно изменяется
под влиянием многочисленных
внешних факторов – социально-экономических,
экономических, физических, психотравмирующих,
токсических и других.
Путь к психическому
здоровью – это путь к интегральной
личности, неразрываемой изнутри
конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности
в себе. Человек – сложная система,
на которую возложена ответственность
за здоровье, за свое излечение,
за изменение собственных представлений
и поведения. Люди перемещаются
по континууму от здоровья
к болезни и наоборот. Психика
и тело взаимодействуют. Риск
для здоровья исходит из внешнего
мира, здоровье людей зависит
от них самих.
В современной России
психология здоровья как новое
и самостоятельное научное направление
еще только проходит начальную
стадию своего становления. Здоровье
имеет свои внешние читаемые
черты, оно связано с позитивными
эмоциями и содержит элемент
активности, действий. Оно представляется
как принадлежащее субъекту и
связывается с успехом и эффективностью
его деятельности. Существует близость
понятий «здоровье» и «надежность».
На психическое здоровье
человека оказывают влияние разнообразные
социальные связи. Люди со здоровой психикой
чувствуют себя активными участниками
социальной системы. Духовное здоровье
есть главная основа здорового тела.
Активное содействие человеку в достижении
гармонии психического и телесного
здоровья как раз и является одной
из главных задач психологии здоровья.
«Смех – здоровье души», - учит армянская
пословица. Человек здоровой психики
– это, прежде всего человек воспитанный,
социально хорошо адаптированный, не
совершающий действий, противоречащих
принятым в обществе нормам поведения.
Самоуважение и степень
выраженности тревожности являются
одним из самых информативных
показателей психического здоровья.
Позитивно настроенные люди, имеющие
ясные цели в жизни, не склонные мучить
себя вечными сомнениями, неуверенностью,
дурными предчувствиями и пессимизмом,
имеют хорошие перспективы на
укрепление и поддержание собственного
здоровья12.
Здоровый человек –
это человек гармоничный. Американский
психолог А.Маслоу полагает, что здоровый
человек – это, прежде всего счастливый,
живущий в гармонии с самим
собой, не ощущающий внутреннего
разлада, защищающийся, но первым, ни на
кого, не нападающий и прочее. Основные
потребности здорового человека:
физиологические потребности, потребность
в безопасности, потребность в
привязанности и любви, потребность
в уважении, потребность в самоактуализации.
Еще одна попытка
очертить совокупность критериев
психического и социального здоровья
принадлежит американскому психологу
А.Эллису. Это – интерес к самому
себе, общественный интерес, самоуважение,
высокая фрустрационная устойчивость,
гибкость, принятии неопределенности,
ориентация на творческие планы,
научное мышление, принятие самого
себя, риск, длительный гедонизм, нон-утопизм,
ответственность за свои эмоциональные
нарушения. Наряду с очевидным
разбросом мнений, просматривается
и определенная повторяемость
в выборе критериев психического
и социального здоровья, их особой
значимости и неслучайности. Перечислим
критерии здоровья, распределив
их в соответствии с видами
проявления психического. Психические
процессы: максимальное приближение
субъективных образов к отражательным
объектам действительности; адекватное
восприятие самого себя; способность
концентрации внимания на предмете;
удержание информации в памяти;
способность к логической обработке
информации; критичность мышления;
креативность; дисциплина ума. В
сферу психических состояний
включают: самообладание, зрелость
чувств соответственно возрасту;
совладание с негативными эмоциями;
свободное и естественное проявление
чувств и эмоций; способность
радоваться; сохранность привычного
самочувствия.
Свойства личности – это
оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность,
нравственность, адекватный уровень
притязаний, чувство долга, уверенность
в себе, необидчивость, не склонность
к лени, независимость, непосредственность,
чувство юмора, доброжелательность,
самоуважение, адекватная самооценка,
самоконтроль, воля, энергичность, активность,
целеустремленность.
Среди критериев психического
здоровья личности особое значение
придается гармоничности, уравновешенности,
доброте, справедливости, ориентации
на саморазвитие. Социальное здоровье
характеризуют: адекватное восприятие
социальной действительности, интерес
к окружающему миру, адаптация
к физической и общественной
среде, направленность на общественно
полезное дело, культура потребления,
альтруизм, эмпатия, ответственность
перед другими, бескорыстие, демократизм
в поведении.
Смысловая близость
некоторых критериев психического
и социального здоровья, их определенная
синонимия. Вывод: дальнейшее
направление работы по изучению
и систематизации критериев здоровья
должно предусматривать и определенные
усилия по их возможной внутренней
интеграции, выделив в ней наиболее
валидные показатели здоровья. На
критерий здоровья оказывают
влияние такие факторы, как
возраст, пол, профессиональная
принадлежность. В укреплении и
сохранении собственного здоровья
определяющая роль принадлежит
самому человеку, умение оценивать
свое здоровье. Эффективность самооценки
здоровья прямым образом зависит
от знания себя. Учить человека
умению «прислушиваться», к состоянию
собственного организма, понимать
посылаемые от органов чувств
сигналы тревоги, посредством
которых он призывает наш разум
обратить внимание и своевременно
предпринять необходимые действия
по устранению вызвавших их
причин.
Важнейшим индикатором психического
здоровья человека является речь, по ней
четко фиксируются практически
все психические отклонения. Известный
немецкий врач Кристов Гуфеланд еще
в XVIII столетии сказал: «Из всех телесных
движений, потрясающих тело и душу вместе,
смех – есть самое здоровье».
Личность – это
система, психическое – это,
прежде всего система отношений.
Отношения имеют непосредственную
связь с обеспечением психического
здоровья и надежности личности.
Из западных психологов К.Юнг
(1875-1961) первым из теоретиков личности
доказывал, что для достижения
психического здоровья личности
ее разнонаправленные тенденции
должны быть интегрированы в
согласованное целое. Когда это
происходит, человек ощущает единство,
гармонию и целостность, иными
словами, он психически здоров.
Заключение:
ЗОЖ, психическое здоровье
и благополучие должны стать естественной,
организованной потребностью человека,
которой он будет следовать без
принуждения на протяжении всей своей
жизни. Формирование психического здоровья
предполагает не только гигиену тела,
но и психогигиену, самовоспитание
духовной сферы, нравственной жизненной
позиции, чистоты помыслов. Как добиться
того, чтобы здоровье стало ведущей,
органической потребностью человека на
всем протяжении его жизненного пути?
Здоровый образ жизни
актуален в любом возрасте. Психическое
здоровье зависит от состояния
головного мозга, оно характеризуется
уровнем и качеством мышления,
развитием внимания и памяти,
степенью эмоциональной устойчивости,
развитием волевых качеств.
Здоровье – самое ценное,
что мы имеем. Его нельзя купить
ни за какие деньги. Здоровье нужно
закалять и сохранять. Социально-психологические
знания все шире используются для
решения проблем формирования ЗОЖ,
преодоления стрессовых ситуаций, бережного
отношения к природным ресурсам,
профилактике отклоняющего поведения13. Критерием меры адекватности
отношения к здоровью является степень
соответствия действий и поступков человека
требованиям ЗОЖ, уровень осведомленности
или компетентности индивида, соответствие
самооценки. Отношение к здоровью является
одним из центральных, но пока еще очень
слабо разработанных вопросов психологии
здоровья.
Возрастает интерес людей
к сохранению своего здоровья, продлению
собственной жизни, но проявляется
существенная недооценка связи этих
феноменов с духовным благополучием
человека.
Принятие здорового
образа жизни не станет естественной,
не подверженной случайными колебаниям
формой жизнедеятельности без
обретения веры в приоритет
духовного начала над потребительской
философией. Человек должен уметь
«расшифровывать» свое психическое
состояние и оказывать на него
необходимое воздействие, знать
свои сильные и слабые характерологические
особенности, уметь беспристрастно,
адекватно оценивать подлинный
уровень своих физических и
психических возможностей. Он должен
управлять своим психическим
здоровьем.
Чем крупнее город,
тем больше в нем причин, приводящих
к нервно-психическому напряжению.
Высокий уровень шума, ускоренный
темп жизни, наряду с гиподинамией,
быстрая смена ситуаций, утрата
идеалов, целей общественного
развития – далеко не полный
перечень раздражителей, заставляющих
городского жителя постоянно
пребывать в состоянии стресса,
нервно-психического напряжения. В
росте количества нервно-психических
и связанных с ними заболеваний
большое значение имеют новые
для населения нашей страны
социальные условия – безработица,
неуверенность в завтрашнем дне,
резко выросшее расслоение общества
на бедных и богатых и т.д.
Указанные неблагоприятные особенности
жизни в крупных городах обуславливают
большую заболеваемость городских
жителей, по сравнению с сельским
населением, психическими расстройствами
и расстройствами поведения, алкоголизмом,
наркоманией и токсикоманией.
Другая проблема большого
города заключается в том, что
городская среда отчуждает человека
от человека и природы. Немецкий
философ Артур Шопенгауэр когда-то
сказал: «Девять десятых нашего
счастья зависит от того, насколько
здоровый образ жизни мы ведем».
А ведь счастливым хочет быть
каждый из нас.
Библиография:
1. Вересаев, В. Записки врача.
М., 1936. с. 31.
2. Гигиена и основы
экологии человека Ю.П.Пивоваров,
В.В.Королик, Л.С.Зиневич.
3. Г. Спенсер Основная психология.
СПб., 1876.
4. Журнал Мир психологии
№2 апрель-июнь 09.
5. Никифоров, Г.С. Психология
здоровья.
6. Практикум по психологии здоровья
под редакцией Никифорова, Г.С.
7. Сочинения Н.И.Пирогова. СПб.,
1887.
8. Узлов, Н.Д. Как грамотно
написать курсовую и дипломную
работу по психологии. Методические
рекомендации / Н.Д. Узлов. – Березники:
БФ ПГУ, 2008. – 87 с.
1 Книга князя Парфения Енгалычева,
вышедшая в самом начале XIX века
2 Русский врач и писатель В.Вересаев
«Записки врача». М., 1936. с. 31
3 Журнал
«Мир психологии»№2, апрель-июнь
09
4«Гигиена и основы экологии человека»
Ю.П. Пивоваров, В.В.Королик, Л.С.Зиневич,
стр.425
1 Газета «Воспитатель и его место
в обществе» №5(53) март 2001
6 «Здравствуй!»: Программа формирования
здоровья детей дошкольного возраста:
Руководство для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. В трех частях
– М. Академия здоровья, 1997г. – 372с.- isB№5-7695-0160-x.
Лазарев М.Л.
7 Вопросы психологии №1 январь
– февраль 2006
8 Г.Спенсер Основная психология.
СПб., 1876
9 Сочинения Н.И.Пирогова. СПб.,
1887
10 Sarofino E. Health Psychology (Biopsychosocial interactions). N.Y.1998
11 Куликов Л.В. «Психология настроения»
(Практикум по психологии здоровья, стр.44)
12 Линдеман Х. «Аутогенная тренировка».
М., 1980
13
«Социальная психология» А.Л.Свенцицкий