Психологические аспекты при осмотре места происшествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессуальных, теоретических, организационных и тактических основ осмотра места происшествия, фиксации хода и результатов рассматриваемого следственного действия, а также разработка рекомендаций, которые направлены на совершенствование тактики проведения осмотра места происшествия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) исследование правовых основ осмотра места происшествия, сущности, оснований, цели и задач следственного действия; разработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее уголовно-процессуальное законодательство;
2) изучение организационных основ следственного действия;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Общие положения осмотра места происшествия………………………… 6
Понятие и значение осмотра места происшествия………………….. 6
Цели и задачи осмотра места происшествия………………………… 15
Психологические аспекты при осмотре места происшествия…………. 18
Комплекс психологических процессов участвующих при осмотре места происшествия…………………………………………………… 18
Роль интуиции в психологии осмотра места происшествия………. 32
Заключение………………………………………………………….………… 37
Список литературы…………………………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 67.49 Кб (Скачать файл)

В процессе осмотра места происшествия психика следователя чрезвычайно загружена, что объясняется внезапностью выезда на место происшествия, неопределенностью следственной ситуации, необычными условиями исследования, неблагоприятной обстановкой, затрудняющей деятельность участников осмотра, и др. Основные же причины большой психической нагрузки - дефицит информации о случившемся и предпринимаемые в связи с этим волевые и интеллектуальные усилия, чтобы выявить и собрать необходимые сведения о мотивах и механизме преступного события, его участниках и т.п. Главную роль на пути достижения этих целей играют поисковая и реконструктивная деятельность следователя, осуществляемые в комплексе. Поисковая деятельность осуществляется преимущественно с помощью психических процессов восприятия и внимания, а реконструктивная - посредством мышления и воображений. При осмотре места происшествия воспринимаемое дополняется представлениями и воображением, осмысливается, запоминается, к нему возникает определенное эмоциональное отношение. Вся эта психическая деятельность сопровождается известными волевыми усилиями. Однако большая доля «нагрузки» в каждом следственном действии и отдельной ситуации приходится на различные стороны психики. При осмотре места происшествия такими выступают восприятие, внимание, мышление и воображение.

Основным методом изучения обстановки на месте происшествия служит преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие, с помощью которого в сознании следователя отражается целый комплекс сведений, запечатленных на месте происшествия в виде обстановки, следов и других явлений, доступных для наблюдения. Посредством этого метода следователь устанавливает расположение и границы места происшествия, особенности объектов, находящихся на месте происшествия, выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения [7, с. 210].

Основное количество данных о преступном событии в ходе осмотра места происшествия дают зрительные восприятия. Следовательно, осматривающему надлежит максимально использовать резервы процесса ощущения и прежде всего за счет квалифицированно организованного наблюдения.

На практике осмотр места происшествия, если он проводится в темное время суток, как правило, осуществляется при хорошем искусственном освещении. Однако, даже и при наличии достаточного освещения многие предметы выглядят в темноте по-иному, нежели днем, поэтому следователям рекомендуется в отдельных случаях осмотры места происшествия проводить повторно, при дневном освещении. Надо знать об этих и других закономерностях зрительных восприятий и за счет создания надлежащих условий максимально повышать их возможности [8, с. 77].

При расследовании уголовного дела об убийстве Мамедова следователем был произведен осмотр двора дома № 136 по ул. Улутюрка в поселке Беюк Шор г. Баку. Поскольку труп был обнаружен приблизительно в 20 часов, то осмотр был начат в 21 час и продолжился несколько часов.

При осмотре, произведенном при искусственном освещении, следователь на «глаз» указал в протоколе осмотра примерную высоту коробок из под кондиционеров, выстроенных в ряд около подсобного помещения.

Утром следующего дня осмотр был продолжен, но, по мнению следователя, коробок на месте оказалось меньше, что стало причиной длительного разбирательства между ним и полицейскими, осуществляющими охрану. Лишь к вечеру инцидент был исчерпан, когда ряды коробок вновь приняли иное очертание.

Как справедливо отмечает И. Кабарт, квалифицированное наблюдение дает следователю возможность правильно ориентироваться в окружающей среде, подмечать на месте происшествия важное, необходимое, устанавливать связи между предметами и явлениями, осмысливать полученные сведения и на базе этого выдвигать версии, выводить из них следствия и подтверждать их реальность логической и практической проверкой [9, с. 111-112].

Постоянное упражнение в наблюдении вырабатывает определенную систему в этом психическом процессе, формирует у следователя наблюдательность или свойство подмечать характерные, но малозаметные признаки предметов и явлений.

Тактика осмотра места происшествия, как правило, строится на принципе перехода от общего к частному. В этой деятельности следователя участвуют многие психические процессы, но в большей степени загружено внимание, которое понимается как направленность сознания человека на определенные предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от всего остального [20, с. 101]. Такие свойства внимания, как объем, переключение, концентрация и распределение создают предпосылку к тому, чтобы осматривающий место происшествия мог удерживать в поле зрения ряд объектов одновременно, после осмотра одного предмета переключаться на другой, сосредотачиваться на восприятии отдельного предмета.

Так, в процессе ориентирования на месте в основном проявляется объем внимания; переход к изучению общей обстановки осуществляется с помощью переключения внимания; при изучении деталей места происшествия превалируют концентрация и распределение внимания.

Свойства внимания имеют свои закономерности. Знание этих закономерностей и учет возможностей своей психики позволяют осматривающему место происшествия провести это следственное действие наиболее результативно.

Известно, что при осмотре места происшествия следователь вынужден держать в поле своего внимания одновременно несколько объектов: всю обстановку места происшествия, отдельный его участок или предмет, действия других участников осмотра и др. Осуществляя столь широкое наблюдение, следователь должен знать возможности своего внимания. При осмотре места происшествия следователь не должен стремиться к одновременному наблюдению за большим количеством объектов, ибо в таком случае можно пропустить что-либо, не заметить чего-то важного. Целесообразнее распределить исследуемый объект на участки и привлечь к их осмотру специалистов из оперативной группы [19, с. 120-123].

Умело распределять внимание - значит уметь, занимаясь с полным сознанием одной деятельностью, некоторое внимание уделять и другой. Следовательно, готовясь осуществлять одновременно разные действия, надо выбирать такие, из которых одно выполнялось бы с большей загруженностью сознания, а остальные – с определенной долей автоматизма.

Опытным путем установлено, что различные занятия неодинаково «загружают» внимание следователя в процессе осмотра места происшествия. Меньше оно загружено, например, при обследовании предметов одежды, изучении следов в целях выявления идентифицирующих признаков и максимально - при исследовании документов и различных записей. Вполне допустимо, фиксируя положение обнаруженных следов, одновременно обращать на это внимание понятых, так как первое занятие не занимает полностью следователя [8, с. 127-128].

Психика осматривающего место происшествия весьма напряжена. Одна из причин этого напряжения - дефицит информации о событии преступления. Хотя самой разнообразной информации в районе происшествия много, но в большинстве своем она не имеет отношения к случившемуся и поэтому не может быть использована в процессе предварительного расследования.

Наиболее существенные признаки предметов и явлений, обнаруженных на месте происшествия, их связи с преступным событием устанавливаются посредством мышления, под которым понимается процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними [20, с. 266].

Мышление лежит в основе реконструктивной деятельности следователя, осматривающего место происшествия. А. В. Дулов отмечает, что построение мысленной модели преступного события помогает отобрать необходимую для расследования информацию, а гипотеза - установить взаимоотношение между отдельными фактами и преступлением в целом [6, с. 338-340].

В процессе мышления совершается ряд сознательных операций для раскрытия объективных связей и отношений. Любой мыслительный акт - это решение задачи определенной сложности. Такие же своеобразные задачи решает и осматривающий место происшествия. B зависимости от наличия информации о преступном событии можно выделить задачи простые и сложные. К простым относят такие, для решения, которых следователь располагает достаточными данными, знает, каким способом выполнить их, и даже предполагает результат. Ему остается лишь выяснить частные вопросы и привести все данные в определенную систему, чтобы получить достоверный ответ. Такие задачи решают алгоритмическими способами, т.е. с помощью зафиксированных предписаний о том, какие действия и в какой последовательности целесообразнее проводить [21, с. 120-121].

Алгоритмические способы решения простых задач различны - это либо логические рассуждения, либо классификация и перебор вариантов, либо простой расчет.  В обстановке острого дефицита информации на месте происшествия у следователя активно проявляется психический процесс воображения. Психология человека обладает свойством воссоздавать на основе прошлых восприятий, жизненного опыта образы различных предметов и явлений. Поэтому часть недостающей информации о преступном событии дополняется образами, которые возникают в сознании следователя с помощью воображения и помогают ему представить всю картину преступного события [9, с. 211].

Разновидности воображения весьма многочисленны. Так, в зависимости от преобладающей роли чувственных органов, участвующих в создании образа предмета или явления, выделяют воображения зрительные, слуховые и др. В зависимости от задачи деятельности и участия воли в создании образа - произвольное и непроизвольное, активное и пассивное. Наличие определенной исходной информации для создания необходимых образов предопределяет возникновение воссоздающего либо творческого воображения.

При осмотре места происшествия у следователя преобладает зрительное, произвольное, воссоздающее и творческое воображение, поскольку оно пробуждено и направляется задачей, стоящей перед осматривающим, и волевыми усилиями по ее выполнению. Обнаруженные на месте происшествия следы являются исходным материалом, на основе которого воссоздается картина преступного события.

Сложные комбинации образов прошлых восприятий, имеющих нечто общее с исследуемым событием, помогают следователю восполнить пробелы в сведениях, полученных при осмотре места происшествия, довольно полно представить всю картину преступного события [14, с. 121].

Как отмечалось, в процессе осмотра места происшествия могут протекать психические процессы: восприятие, внимание, мышление и воображение, однако это не означает, что другие стороны психики - процессы, состояния и свойства - не проявляют себя при осуществлении этого следственного действия. Психика- единое целое, поэтому любое психическое образование тесно связано со всеми сторонами внутреннего мира человека. Например, мышление - с воображением, памятью, чувствами, интересами, темпераментом, характером и волей. В процессе мыслительной деятельности человек опирается на сохранённые памятью знания, представления и воображения. Чувства, включаясь в работу мысли, вызывают ее активность. Интересы, особенности темперамента и характера придают своеобразие умственной деятельности. Воля обеспечивает целенаправленность и напряженность мысли [17, с. 198-199].

Использование при осмотре места происшествия тактических приемов предполагает знание психологического механизма их реализации, которое по своей направленности осуществляется в процессе взаимодействия между следующими лицами и объектами: следователем и лицом, совершившим преступное деяние и иными лицами; следователем и вещами носителями материальных отображений о преступлении и его участниках.

Исходя из изложенного, может быть выделено два вида взаимодействия: непосредственное взаимодействие, в результате которого осуществляется воздействие на лицо, совершившее преступление, или иных лиц (свидетелей, потерпевших, участников осмотра и т.п.); опосредствованное взаимодействие, при котором следователь через материальные объекты получает информацию о действиях, совершенных преступником.

В этой связи В. С. Комарков указывает, что взаимодействие людей при осуществлении следственных действий может быть не только непосредственным, но и осложненным опосредствующими звеньями, например, вещественной обстановкой места происшествия [10, с. 279-281].

В психологии взаимодействие рассматривается как процесс неопосредствованного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [20, с. 50-52]. Соприкосновение деятельности участвующих в деле лиц, выявление и разоблачение лжи, предупреждение возможного и преодоление реального противодействия диктуют необходимость соответствующего воздействия следователей на других лиц в рамках и средствами, установленными законом [22, с. 91-93].

С позиции этимологии воздействие может быть определено как «действие, направленное на кого – что-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь» [18, с. 78-80], а философии как наиболее универсальная форма изменения (преобразования) окружающей действительности, вид деятельности [27, с. 49-52]. В психологии воздействие характеризуется как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому [20, с. 58].

В криминалистике также предприняты попытки по определению понятия психологического воздействия и его роли в судебно-следственной деятельности. В определенные периоды развития криминалистики психологическое воздействие отдельные авторы относили к незаконным мерам, противоречащим праву и морали и наиболее последовательно данную позицию отстаивал М. С. Строгович [25, с. 419- 421].

Между тем, в процессе расследования преступлений всегда имеет место психологическое воздействие и применение его, не только не противоречит характеру криминалистической деятельности, но и является естественным для него [12, с. 240-242].

Информация о работе Психологические аспекты при осмотре места происшествия