Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 23:21, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процессуальных, теоретических, организационных и тактических основ осмотра места происшествия, фиксации хода и результатов рассматриваемого следственного действия, а также разработка рекомендаций, которые направлены на совершенствование тактики проведения осмотра места происшествия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) исследование правовых основ осмотра места происшествия, сущности, оснований, цели и задач следственного действия; разработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее уголовно-процессуальное законодательство;
2) изучение организационных основ следственного действия;
Введение………………………………………………………………………… 3
Общие положения осмотра места происшествия………………………… 6
Понятие и значение осмотра места происшествия………………….. 6
Цели и задачи осмотра места происшествия………………………… 15
Психологические аспекты при осмотре места происшествия…………. 18
Комплекс психологических процессов участвующих при осмотре места происшествия…………………………………………………… 18
Роль интуиции в психологии осмотра места происшествия………. 32
Заключение………………………………………………………….………… 37
Список литературы…………………………………………………………… 39
В этой связи А. Р. Ратинов справедливо отмечает, что воздействие следователя на психику участвующих в деле лиц является одним из элементов следственной тактики. Следователь постоянно влияет на людей своими властными предписаниями, воспитательными мерами, процессуальными средствами принуждения [21, с. 240-242].
Исследование сущности осмотра места происшествия предполагает необходимость установления места и содержания психологического воздействия в тактических приемах, используемых при нем, которое, с нашей точки зрения состоит в следующем:
- тактический прием осмотра
места происшествия является
носителем психологического
- психологические методы
воздействия не применимы вне
тактических приемов осмотра
места происшествия. Психологическое
воздействие трансформируется
Психологическое воздействие в ходе осмотра места происшествия, что особенно наглядно проявляется при использовании вербальных средств общения, зарождается на языковой основе в психике одного участника и передается с помощью речевых средств (слова, обороты речи и т.п.) и экспрессивно-эмоциональных проявлений (мимика, пантомимика, расстановка в речи экспрессивно-смысловых акцентов и т.п.) в психику другого [14, с. 124-126]. При общении один человек обращается к другому либо с сообщением, либо с вопросом, либо предлагает, просит или приказывает что-то сделать.
Речь следователя обладает комплексом свойств, позволяющих успешно решать большинство тактических задач. Особенностями речи являются интонация, логическое ударение, паузы и т.п. [30, с. 22-25]. Особыми сигналами, передающими информацию между субъектами общения, выступают паралингвизмы, т.е. жесты, мимика, телодвижения, звуковые явления, сопровождающие речь человека. В связи с этим, психологическое воздействие при осмотре места происшествия связано не только с содержанием и формой тактического приема (постановкой того или иного вопроса, предъявлением доказательства и т.п.), но и с сопутствующими явлениями (интонацией следователя, мимическими выражениями его лица и др.).
При осмотре места происшествия тактические приемы как носители психологического воздействия преследуют определенные цели: диагностики психических состояний лиц, попавших в орбиту уголовного судопроизводства; активизации их действий в процессе расследования и судебного разбирательства; изменения поведения и позиции указанных лиц; получения необходимой информации; воспитания и перевоспитания.
Психологическое воздействие в процессе осмотра места происшествия предполагает учет психических состояний лиц, на которых оказывается такое воздействие, определения их динамики и возможности изменения. В одних состояниях наблюдается ускорение, при других – замедление психической деятельности, которые определяют течение этих процессов.
Следователь должен обладать знаниями, позволяющими распознавать наиболее типичные признаки проявления тех или иных психических состояний при осмотре места происшествия, прогнозировать их возникновение или изменение. Современная психологическая литература содержит рекомендации по диагностике различных психических состояний посредством оценки соответствующих мимических проявлений (по выражению мимики лица в целом; по выражению глаз; по мимике рта и т.п.) [29, с. 42-50]. При этом, состояние человека определяется по проявлениям экспрессии – наиболее информативного компонента общения, т.к. она позволяет судить не только об отношении человека к происходящему, которое он хотел бы продемонстрировать в конкретной ситуации, но и о той части информации, которую он хотел бы скрыть [4, с. 75-78].
Осмотр места происшествия содержит ряд проблем, если его рассматривать как нонвербальное процессуальное действие, при котором отсутствует непосредственное взаимодействие между следователем и лицом, совершившим преступление или иным лицом.
При осуществлении нонвербальных процессуальных действий следователь воспринимает обстановку, следы, предметы и т.п., а установление по овеществленным следам механизма расследуемого события, личности его участников и их психологических особенностей достигается на основе исследования тех изменений, которые претерпела реальная обстановка в результате определенных действий правонарушителей. Чтобы узнать о событии, необходимо выделить связанные с ним изменения; связь изменений с событием существует объективно, основная сущность поисковой деятельности состоит в вычленении из окружающей среды информации, значимой для раскрытия преступлений данной категории.
Нарушения, происшедшие в материальной обстановке, можно выявить в результате тщательного осмотра места происшествия, когда по местоположению каждого элемента структуры, их взаиморасположению и взаимосвязям устанавливаются происшедшие изменения, возникающие на основе различных закономерностей, присущих тем или другим элементам данной структуры и постигается механизм их образования [2, с. 199-201]. При этом, как отмечает А. Н. Васильев, надо учитывать, что следователь сталкивается с совокупностью вещей и обстоятельств, которые либо никак не связаны друг с другом, либо связаны таким образом, что не позволяет сразу найти путь расследования [3, с. 140-141].
В связи с изложенным представляет интерес предложение о так называемом «плывущем силуэте», построенном на умении следователя, опирающегося на следы, вещи, обстановку места происшествия, создавать на «своем мозговом экране» как бы кинофильмирование тех событий, которые породили все наблюдаемое при осмотре места происшествия. «Плывущий силуэт» – это собирательная модель относительно происшедшего события, особенностей взаимодействия преступника и потерпевшего, действий по сокрытию следов преступления, предметов, материальных ценностей и т.п. Сопоставляя положение, позу трупа, расположение следов крови и следов применения оружия, следователь вызывает на своем мозговом «экране» движущиеся силуэты убийцы, потерпевшего, которые «совершают» применительно к наблюдаемым следам воображаемые следователем действия. Следователь, решая вопрос об относимости тех или иных фактов, должен, исходя из известных ему уже конкретных обстоятельств, представить себе ту или иную ситуацию, которой данный факт играет какую-то роль [21, с. 244-246].
При формировании данного процесса психология выступает в нескольких планах, а именно: восприятии обстановки места происшествия; мысленном анализе обнаруженных следов и вещественных доказательств; установлении причинного отношения обнаруженного к событию преступления; создание мысленной модели происшедшего события [11, с. 78-80].
При осмотре места происшествия получение информации от вещей предполагает мысленный анализ, позволяющий относить воспринятое к объектам, имеющим значение для дела, содержащим доказательственную информацию либо безразличным в плане познания события [11, с. 80-83]. При этом, следователю существенную помощь должно оказать рефлексивное мышление, используемое в процессе производства осмотра места происшествия, которое включает такие процессы, как проникновение человека в явление чужого сознания, познания его человеком и представление, «моделирование» этих явлений в своем внутреннем мире [5, с. 127].
Рефлексия состоит в том, что следователь мысленно ставит себя на место правонарушителя или другого лица и, анализируя его действия, делает вывод из своих ощущении, отношений, т.е. определяет характер поведения противника в этой ситуации [12, с. 245-247].
Содержательность рефлексивного мышления определяется наличием данных о личности преступника, характере преступления, объекте посягательства и т.п. Информация, которую получает следователь в ходе осмотра происшествия, может косвенно свидетельствовать об определенных психических качествах личности преступника: его решительности или осмотрительности, смелости или трусости, навыках и привычках, жестокости, цинизме, склонности к аффективным вспышкам, патологии психики и др. Изучение таких данных позволяет прийти к выводу о характере действий преступника и составить его «психологический» портрет.
Применение при осмотре места происшествия рефлексивного мышления выступает важным условием определения направления поиска информации, собирания доказательств, избрания тех или иных тактических приемов процессуального действия, поскольку рефлексия способствует установлению ситуации процессуального действия, а значит и выбору тех способов действий, которые наиболее целесообразны.
О роли интуиции в процессе мыслительной деятельности следователя Н.Л. Гранат и А.Р. Ратинов пишут: «Следственная интуиция - это основанная на опыте и знаниях интеллектуальная способность быстро, непосредственно находить решение творческой задачи при ограниченном исходном материале. Она играет положительную роль в отыскании истины, собирании доказательств, наиболее эффективных приемов расследования».
При осмотре места происшествия нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих версии следователя, поскольку она может быть неверной. Нужно исследовать любой обнаруженный факт или явление с разных точек зрения, подвергать сомнению наблюдаемые признаки. Все это необходимо не только потому, что первая выдвинутая следователем версия, его модель события могут оказаться ошибочными. Нельзя сбрасывать со счетов возможность инсценировки, подготовленной преступником на месте происшествия. А.Р. Ратинов в связи с этим отмечает: «Значение места происшествия как источника сведений о событии и его участниках, понимают многие преступники, и поэтому нередко в следственной практике приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Искажая картину события, создавая фиктивную обстановку и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие по ложному пути» [21, с.456].
В ходе проверки версии может обнаружиться несостоятельность первоначальной версии. Это приводит к двум существенным с психологической точки зрения последствиям. Прежде всего ведутся поиски недостающих данных. Бывают случаи, когда новой информации не поступает и вместе с тем есть основание думать, что решение задачи находится внутри данной совокупности фактов. В таких случаях созданную ранее систему обстоятельств необходимо «расчленить» снова на отдельные элементы и еще раз пересмотреть каждый из этих элементов по другим, не отраженным ранее, признакам и связям. В этом проявляется основное свойство мышления - открывать новые признаки объекта через включение его в новые связи. В новых связях «те же» предметы, как известно, выступают в новом качестве. На основе этого анализа возникает новая система обстоятельств, а вместе с ней и новые версии.
В.Л. Васильев пишет, что для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать следующие три задачи, именно в той последовательности, в которой они будут изложены.
Задача первая - собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.
Вторая задача - проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли происшедшее событие. Задача третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия.
Если при решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы одну, достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь поторопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации). Если же при проверке каждой выдвинутой версии выявляются противоречия, необходимо вернуться вновь к решению сначала первой, а затем второй задачи.
Осмотр места происшествия позволяет получить сведение не только о событиях преступления, но и о многих особенностях личности преступника (физических, биологических, психологических). Преступление, как один из видов сознательной целенаправленной деятельности человека, отражает многие особенности личности правонарушителя. Поэтому при совершении преступления «доказательства возникают неизбежно, а сам процесс их возникновения носит закономерный характер». Между результатом преступных действий и личностью правонарушителя прослеживается объективно существующая связь. Она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных материальных изменениях обстановки места происшествия.
Группа преступников в составе восьми человек совершила более 20 опасных преступлений, из них значительное количество краж личного и государственного имущества. Чтобы не оставлять следов, преступники надевали перчатки на руки, носки на обувь, засыпали следы веществами с сильным запахом. По окончании преступлений орудия взлома уничтожали, одежду и обувь сжигали. Однако во всех случаях следы все-таки оставались (повторяемость действий, своеобразие следов обуви и перчаток, преступный «почерк», наличие микрочастиц и т. д.). Все это позволило собрать достаточное количество доказательств и изобличить преступную группу.
На основе анализа обстановки места происшествия рассмотрим возможности определения особенностей личности преступника. Так, информация, получаемая при осмотре места происшествия, во многих случаях позволяет с большой долей вероятности судить о половой принадлежности преступника. Известно, что некоторые виды преступлений являются в большинстве случаев «мужскими» (например, изнасилование, убийство с изнасилованием) либо «женскими» (убийство новорожденных, некоторые виды мошенничества).
Информация о работе Психологические аспекты при осмотре места происшествия