Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:55, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении психологических аспектов ведения переговоров с террористами преимущественно в таких формах и способах террористических акций, как похищение людей, захват заложников, а также угроза уничтожения материальных и духовных ценностей.
Введение
1. Общие понятия о терроризме. Психологический портрет террориста
2. Понятие, цели и задачи ведения переговоров с террористами
3. Необходимые качества, присущие переговорщику и его подготовка
4. Психологические аспекты ведения переговоров с террористами
Заключение
Список использованной литературы
3. Мотивы преобразования
и активного изменения мира. Эти
мотивы связаны с переживанием
несправедливости в
4. Мотив власти над людьми.
Через насилие террорист
5. Мотив интереса и
6. Товарищеские мотивы
эмоциональной привязанности в
террористической группе. Такими
мотивами могут быть: мотив мести
за погибших товарищей, мотивы
традиционного участия в
7. Мотив самореализации. Это
парадоксальный мотив. С одной
стороны, самореализация - удел сильных
духом людей, с другой стороны,
Основные качества личности террориста описаны в литературе как требования к членам террористических организаций. Например, в уставе Боевой организации партии социалистов-революционеров, который составлял известный в начале XX века террорист Б. Савинков, записаны эти требования. Спустя столетие, в конце XX века, исламское движение «Хамаз» приводит практически аналогичные требования. Бойцы террористических организаций, таким образом, должны обладать следующими качествами:
1. Преданность своему делу (террору) и своей организации;
2. Готовность к
3. Выдержанность,
4. Умение соблюдать конспирацию,
регулировать удовлетворение
5. Повиновение, безоговорочное подчинение лидеру;
6. Коллективизм - способность
поддерживать хорошие
Для личности террориста характерно то, что весь мир замыкается на своей группе, своей организации, на целях своей деятельности. Поэтому организация накладывает жесткие требования на индивидуальность человека, ограничивая свободу его выбора. Д.В. Ольшанский отмечает, что личность террориста отличает психологическая ущербность, дефицит чего-либо в жизни, корни которого прослеживаются с самого детства. Такая ущербность приводит к потребности гиперкомпенсации в первую очередь за счет других людей. В психике террориста эмоции занимают больше места, чем рациональное мышление. «Об искаженной логике террористов, - пишет Д.В. Ольшанский, - свидетельствует такой интересный факт. Они практически не могут работать в режиме диалога... Известно, что повсеместно почти любые предложения компромиссов вызывают у террористов неадекватную, искаженную реакцию. В подавляющем большинстве случаев они жестко и категорично отвергаются на основе своеобразных рассуждений: «Их предложения - хитроумная ловушка. Они хотят расправиться с нами. Они вынуждают нас продолжить борьбу».
Необходимо понимать, что
террористы - особый тип людей, у
которых рациональные компоненты в
поведении и характере почти
отсутствуют, а эмоциональные компоненты
преобладают до такой степени, что
становятся аффективными. В этом отношении
психика террористов
По степени выраженности эмоций различаются два типа террористов:
Первый тип характеризуется предельным хладнокровием. «Отсутствие очень сильных эмоций, подчеркнутое хладнокровие считается качеством, повышающим эффективность террористической деятельности и снижающим степень риска для террориста», - отмечает Д.В. Ольшанский;
Второй тип характеризуется глубокой эмоциональной жизнью. Темперамент данного типа ведет к гиперактивности и сверхэмоциональности. Как правило, при выполнении террористического акта такой человек собран и сдержан, но в обыденной жизни он не способен сдерживать свои эмоции, порывы, аффекты, агрессию.
Серьезные моральные проблемы
присущи только «идейным» террористам,
с достаточно высоким уровнем
образования и
1. «Синдром Зомби» - это
«синдром бойца», который проявляется
в постоянной естественной
2. «Синдром Рембо» - «синдром
миссионера», выражающийся в
3. «Синдром камикадзе-шахида».
Он свойствен террористам-
Вместе с тем, психолог Тель-Авивского университета Ариэль Мерари считает, что в мире достаточно религиозных фанатиков, но в реальности немногие из них готовы пожертвовать собой. А. Мерари взял интервью у члена террористической организации «Хамаз», друг которого погиб сознательно при совершении террористического акта. Опрашиваемый выразил надежду, что его другу хорошо в раю. Однако он сам не хотел бы погибнуть подобным образом. А. Мерари отмечает, что этот человек выражает мнение многих террористов.
Преимущественно террористические акты совершаются террористическими группами, то есть военизированными подразделениями боевых организаций. Роли в группах распределены таким образом:
1. Инициаторы террористических актов;
2. Организаторы террористических актов;
3. Исполнители террористических актов.
В тени за пределами группы стоят заказчики и финансисты террористических актов. Террористические группы характеризуются следующими чертами:
1. Разделением ролей,
2. Наличием лидера;
3. Общностью цели и совместной деятельности;
4. Устойчивыми межличностными отношениями и сплоченностью группы;
5. Психологическим единством группы, выражающимся в субъективном понятии «мы».
«Слабым звеном в организации преступной, в том числе и террористической группы, - отмечает В.П. Илларионов, - является обязательное наличие в ней индивида, уступающего лидеру в силе характера, степени агрессивности, отличающегося трусостью, а также наличием чувств взаимного недоверия и подозрительности, усугубленных экстремальностью ситуации. Лидер группы обычно испытывает особую подозрительность к соучастникам, которые могут «предать». Поэтому он должен постоянно контролировать своих соучастников. В группах, где высока взаимная подозрительность, частота конфликтов обычно превышает обычный средний уровень конфликтности. Психологические особенности террористической группы важно знать при проведении их захвата или ведения переговоров по освобождению заложников».
Доктор психологических
наук, ректор Восточно-Европейского института
психоанализа Михаил Решетников выделяет
следующие характерные
смещение чувства времени - прошлое включено в актуальное настоящее;
стирание границ между реальностью и фантазией;
некоторая наивность в
сочетании с размытостью
смешанность границ добра и зла, в отдельных случаях наличие апокалипсических переживаний и фантазий в сочетании с идеями мессианства;
садомазохистическая позиция - жалость к себе и своим соплеменникам в сочетании с ненавистью к реальному или мифологическому противнику и готовностью к самопожертвованию;
идентификация с агрессором, то есть наличие идей типа: «если я сам буду агрессором, то не стану объектом агрессии»;
ограниченная способность понимать и принимать доводы тех, кто мыслит иначе;
определенная утрата рациональности, особенно в сфере представлений о доступных и недоступных целях и идеалах. При этом, если цель недоступна, целью может стать тотальная ориентация на разрушение всего, что препятствует достижению цели, даже если это никак не приблизит реализацию последней.
Религиозное "обрамление" идей борьбы, мести или возмездия создает не столько особый кодекс поведения, сколько определяет специфическую социальную связь между членами конкретной национальной или социальной группы, что отражает общечеловеческую потребность слияния с чем-то большим (наполненным высоким смыслом), чем просто слиянием с конкретной группой. Одним из важнейших факторов такого идейного слияния являются представления о смерти и загробной жизни.
Чаще всего в культуре социумов, откуда пополняются ряды террористов, их смерть считается героической и благородной жертвой, подвигом мученичества, и практически всегда вызывает одобрение и поддержку, которые проецируются на семью и весь род террориста, окружаемых заботой и уважением. Это не значит, что семьи поощряют смертников или не испытывают чувства горя, но и семьи, и сами террористы знают, что, наряду со скорбью и болью утраты, будут присутствовать и принятие жертвы, и понимание, и одобрение и даже гордость. Такая смерть считается не самоубийством, а мученичеством, при котором конкретная личность навсегда сливается с историей общества или нации, с его прошлым, настоящим и будущим. Смерть в молодом возрасте вообще не воспринимается как некий конечный (необратимый) феномен, и даже обычные самоубийцы (с атеистической установкой) в ряде случаев имеют фантазии о том, как они увидят то, что будет после их смерти. Религиозные идеи вечного блаженства, безусловно, являются более мощными и сопровождаются представлениями о переходе на другой уровень бытия и слияния с Богом или, во всяком случае - ощущениями идентификации с великой идеей или целью.
Особое место занимает понятие смыслообразования, то есть потребность ощутить, что его существование имеет некий особый смысл, выходящий далеко за рамки серой, убогой и безнадежной повседневности (поэтому, чем более экономически, социально и политически бесперспективна ситуация в окружении, тем больше вероятности возникновения террористического типа мировосприятия).
Важное значение имеет отношение населения к террористическим актам и к их исполнителям. Так, сотрудниками журнала «Вестника Московского Университета» было проведено эмпирическое исследование на 698 жителях Саранска и Смоленска Российской Федерации в целях изучения психологических и социально-демографических факторов, от которых зависит понимание и переживание террористической угрозы. Общим контекстом, «семантическим фоном» понимания российскими испытуемыми террористической угрозы являются стереотипные и не соответствующие действительности представления о террористах как необразованных, психически неуравновешенных агрессивных фанатиках, для которых чужая жизнь ничего не стоит. Такой психологический портрет террориста совершенно не соответствует научным данным. Анализ фактов показывает неверность утверждений о том, что у террористов высокий уровень психопатологии. Наоборот, М. Криншоу пришла к выводу, что «самой общей характеристикой террористов является их нормальность». К аналогичным выводам пришел К. Хескин, который изучал членов Ирландской республиканской армии (IRA). Он утверждает, что «эмоционально неустойчивых людей или людей с расстройствами среди них обнаружено не было». Как отмечает М. Гримланд с соавторами, «типичный палестинский террорист-смертник религиозен, нормален, вежлив и серьезен. Его действия главным образом мотивированы военно-стратегической эффективностью суицидального терроризма, ненавистью к Израилю и США, а также необходимостью отомстить за национальное и личное унижение. Руководители террористических акций нередко проводят целенаправленную работу по исключению психически нестабильных людей из списка кандидатов в террористы-смертники. Одним из последствий этого оказалось то, что нападавшие 11 сентября 2001 г. на башни-близнецы оставались спокойными и целеустремленными в течение долгого времени до совершения теракта. Наблюдатели описывали их как тихих, отчужденных и немногословных людей, что весьма отличается от стереотипа импульсивного жестокого террориста».
Не соответствует
В силу вышеизложенного, террорист практически не поддается рациональному разубеждению. Ему практически неведом страх и раскаяние в совершаемом или совершенном. Попытка изобразить террориста как психически больного неверна, по сути, и никуда не ведет. Столь же не верны представления о террористе как примитивном малообразованном человеке.
Существует большая разница
между человеком, который решил
покончить с собой из-за непереносимых
психических страданий, и террористом-смертником,
который любит жизнь, полон сил,
внутренней энергии и уверен в
своей особой миссии. Поведение, деятельность
и заявления террориста не поддаются
рациональному анализу и
Итак, одним из ведущих
элементов любой
2. Понятие, цели и задачи
Переходя непосредственно
к понятию «ведение переговоров
с террористами» следует
Информация о работе Психологические аспекты ведения переговоров с террористами