Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3.
Глава I…………………………………………………………………………6.
§1.1. Понятие школьной неуспеваемости…………………………………..6.
§1.2. Классификации неуспевающих детей и элементы неуспеваемости...8.
§1.3. Причины школьной неуспеваемости…………………………………11.
§1.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости……………………………………………………..………..13.
§1.5. Работа с родителями неуспевающих школьников…………………..16.
Глава II……………………………………………………………………..…20.
§2.1. Описание методов исследования…………………………………..…20.
§2.2. Анализ результатов исследования……………………………………27.
§2.3. Выводы и рекомендации.…………………………………………..…29.
Заключение………………………………………………………………..…31.
Список используемой литературы……………………………………....….32.
Приложение……………………………………………………………….....33.

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей.docx

— 85.63 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Л.Н.ТОЛСТОГО»

 

Кафедра психологии и педагогики

                                                                    профессионального образования

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме: «Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей»

 

 

                                            Подготовила: студентка II курса, группы 320711

Моисеева Екатерина

Проверил: старший преподаватель  Лисютина С.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2013 г.

 

 

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………3.
  2. Глава I…………………………………………………………………………6.

§1.1. Понятие школьной неуспеваемости…………………………………..6.

§1.2. Классификации неуспевающих детей и элементы неуспеваемости...8.

§1.3. Причины школьной неуспеваемости…………………………………11.

§1.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости……………………………………………………..………..13.

§1.5. Работа с родителями неуспевающих школьников…………………..16.

  1. Глава II……………………………………………………………………..…20.

§2.1. Описание методов исследования…………………………………..…20.

§2.2. Анализ результатов исследования……………………………………27.

§2.3. Выводы и рекомендации.…………………………………………..…29.

  1. Заключение………………………………………………………………..…31.
  2. Список используемой литературы……………………………………....….32.
  3. Приложение……………………………………………………………….....33.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Плодотворная учебная деятельность – залог успешного будущего любого человека и неуспеваемость по тому или иному предмету может существенно сказаться на будущем человека.  Актуальность темы работы объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в  учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Эффективное взаимодействие учителя с родителями неуспевающих детей является одним из важнейших аспектов успешного решения данной проблемы.

Проблеме неуспеваемости и её преодолению, в том числе  и через взаимодействие с родителями посвящено множество книг в  литературе. П.П.Блонский и Н.И.Мурачковский, к примеру, наиболее полно и разносторонне подошли к классификации неуспевающих детей, несмотря на то, что классификации и причины неуспеваемости тесно связаны между собой. Они четко разделили причины неуспеваемости, от их следствия. А.М.Гельмонт посвятил одну из своих книг целиком причинам неуспеваемости школьников, где также давались рекомендации по наиболее эффективной коррекции неуспеваемости через взаимодействие с родителями. П.П. Борисов в рассмотрении причин неуспеваемости подошел наиболее разносторонне, выделив в отдельные группы не только внешние, но и внутренние факторы школьной неуспеваемости.

Обобщая имеющиеся в литературе и опыте данные, можно дать следующее  предварительное определение этих понятий. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое  имеет место на одном из промежуточных  этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной  рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и  процесс накапливания невыполненных требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Исследование проблемы связывается  с широким кругом вопросов, предполагает использование данных всех наук о  человеке. Один из этих подходов состоит  в анализе условий, в том числе и семейных условий, порождающих неуспеваемость. Если ребенок не достигает своих целей, не приспосабливается ни к школьному учителю, ни к учению, ни к дисциплине в школе, то возникает реальная угроза развития школьной неуспеваемости.

Цель исследования: изучение психологических причин отставания детей в учебной деятельности и разработка психолого-педагогических рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия между учителями и родителями неуспевающих детей.

Задачи работы:

  1. Изучить научную, учебную литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть школьную неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему.
  3. Выявить причины и описать пути устранения школьной неуспеваемости.
  4. Разработать программу коррекции педагогической неуспеваемости.
  5. Разработать рекомендации педагогам и родителям неуспевающих детей.

Объект исследования: психологические причины неуспеваемости школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование родителей, анкетирование учеников, анализ успеваемости учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

 

§1.1. Понятие школьной неуспеваемости.

 

Существует множество  определений школьной неуспеваемости и все они могут дополнять  и расширять друг друга. К примеру, П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. [1]

М.А. Данилов же связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. [8]

В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями. [9]

Обобщив данные определения, можно сказать, что неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными психологическими особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе. Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.

Понятие «неуспеваемость» тесно  связана с «педагогической запущенностью». Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Но само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Понятие «педагогической запущенности» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» – говорит о результатах такого воспитания. «Педагогически запущенный» рано или поздно становится «трудным».

Российская педагогическая энциклопедия понятие «педагогическая  запущенность» рассматривает, как  устойчивое отклонение от нормы в  нравственном сознании и поведении  детей и подростков, обусловленные  отрицательным влиянием среды и  ошибками воспитания. [5]

Педагогический словарь  под редакцией Кирова это же понятие  рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность. В педагогической энциклопедии педагогическая запущенность рассматривается как отклонение от нормы в поведении, учебной деятельности, обусловленное недостатками воспитания. [3]

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

 

§1.2.Классификации неуспевающих детей и элементы неуспеваемости.

 

Попытки классифицировать школьную неуспеваемость встречаются в работах  П.П. Блонского, Н.И. Мурачковского и др. В основе типологии П.П. Блонского лежит характеристика учебного труда учащихся и структура их личности. Он составлял общую типологию школьников и выделил и типы неуспевающих детей. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

1) Задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

2) Работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

3) Не подмечает своих неудач и трудностей;

4) Не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

5) Работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

6) Индифферентно относится к результатам работы.

Указанные черты неуспевающего  школьника, поскольку они характеризуют  его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении  неуспеваемости. Другой выделенный тип  назван патологическим - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер. [1]

Психологическую типологию  неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников: мыслительная деятельность, связанная с обучаемостью и направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

  1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
  2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
  3. Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Для школьников первого типа характерна низкая способность к  обучению, связанная со слабым развитием  процесса мышления. Обучение таких  учеников строится по упрощенной схеме, что плохо отражается на их умственном развитии.

Второму типу школьников присуща  хорошая интеллектуальная подготовка и желание хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься лишь тем, что  им нравится, а предметы, требующие  напряженной умственной работы, они избегают.

Для представителей третьего типа характерны отрицательные черты  первого и второго типов. Это  низкая способность к обучению, слабая мотивация познавательной деятельности и в результате отрицательное  отношение к школе. [13]

Элементы школьной неуспеваемости.

В определении элементов  неуспеваемости необходимо опираться  на дидактическую, методическую и психологическую  литературу, использовав программы  и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процессов. Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично – общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи, нового содержания, его особенности.

Информация о работе Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей