Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3.
Глава I…………………………………………………………………………6.
§1.1. Понятие школьной неуспеваемости…………………………………..6.
§1.2. Классификации неуспевающих детей и элементы неуспеваемости...8.
§1.3. Причины школьной неуспеваемости…………………………………11.
§1.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости……………………………………………………..………..13.
§1.5. Работа с родителями неуспевающих школьников…………………..16.
Глава II……………………………………………………………………..…20.
§2.1. Описание методов исследования…………………………………..…20.
§2.2. Анализ результатов исследования……………………………………27.
§2.3. Выводы и рекомендации.…………………………………………..…29.
Заключение………………………………………………………………..…31.
Список используемой литературы……………………………………....….32.
Приложение……………………………………………………………….....33.

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей.docx

— 85.63 Кб (Скачать файл)

В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:

  1. не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков);
  2. не стремится получать новые знания теоретического характера;
  3. избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
  4. не стремится к оценке своих достижений;
  5. не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
  6. не усвоил понятий в системе.

Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в  которых ведущая роль принадлежит  деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и  навыках. Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают  как отставания. Действительно, школьная неуспеваемость является социально-педагогической проблемой. На неуспеваемость ребенка влияет много факторов, которые нужно устранять по мере их поступления. [8.1]

 

§1.3. Причины школьной неуспеваемости.

 

Комплекс причин отставания уже, чем комплекс причин неуспеваемости, поскольку, как правило, рассматриваются  только те условия, которые порождают  невыполнение требований, при этом отдельные условия не сочетаются друг с другом.

    1. Дефекты физического и психического развития.
    2. Физическое состояние здоровых детей (болезни, ослабление организма, утомление).
    3. Дефекты умственного развития - слабость мыслительных операций, неразвитость мнемических процессов, речи, воображения.
    4. Возрастные особенности. Например, подростковому возрасту свойственны недисциплинированность, безответственность, некоторая переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям.
    5. Неудовлетворительные условия, в которых дети находятся в школе (отсутствие просторных помещений для отдыха, недостаток свежего воздуха и т.д.).
    6. Недостатки воспитательной работы - формальные требования к учащимся, неверие в их силы, отсутствие индивидуального подхода.
    7. Недостатки учебной работы: - преобладание репродуктивных методов, вербализм (установка на заучивание текстов), однообразие видов самостоятельной работы и дидактических средств, неправильная дозировка материалов урока;
    8. Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию, недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.).
    9. Недостаточный уровень культуры педагогов, низкая методическая квалификация, направленность личности (например, неверная позиция учителя в вопросах преодоления неуспеваемости). [8.2]

Все эти факторы могут  тормозить совершенствование процесса обучения, создавать предпосылки  для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость. В каждом конкретном случае необходима совместная работа учителей, практических психологов и дефектологов. Важно установить не только характер проявлений, но и причины, вызывающие у детей трудности в обучении или отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Имеются попытки тем или  иным образом сгруппировать причины  неуспеваемости. Так, например, А.М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория). В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие. [2]

Некоторые другие попытки  сгруппировать причины неуспеваемости больше отвечают теоретическим требованиям. В частности, представляет интерес  схема П.П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:

I. Общепедагогические причины.

II. Психофизиологические  причины.

III. Социально-экономические  и социальные причины.

Причины I группы порождаются, как считает автор, недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся  на дидактические (нарушение принципов  и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной  и внешкольной работы с детьми). Вторая группа причин обусловлена нарушениями  нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей. Причины III группы, отмечает П.П. Борисов, непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей. [11]

В данной классификации внутреннее по отношению к учащемуся причины (состояние здоровья, особенности психики) отчленены от внешних (школьные условия, социальные условия); условия обучения отделены от более широких социальных условий. Однако здесь имеется непоследовательность. Психофизиологические причины также мало зависят от воли учителей и учащихся, как и причины социальные. С другой стороны, неверно связывать недостатки учебно-воспитательной работы только с деятельностью учителя.

 

§1.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.

 

Предупреждение школьной неуспеваемости состоит в том, чтобы своевременно обнаруживать и устранять отдельные отставания, не допускать их развития, переплетения, превращения в устойчивую неуспеваемость как итог.

Основными направлениями  психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие:

  1. Оптимизация процесса обучения. Необходимо строить процесс обучения так, чтобы на основе всестороннего учета закономерностей школьной неуспеваемости и принципов обучения, научной организации учебной деятельности школьников добиться наиболее эффективного усвоения ими знаний. Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся.
  2. Систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация обучения тесно связана с ориентацией на психологические особенности школьников (уровень способностей, зону актуального развития), состоит во включении в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих индивидуально-типологическим  особенностям учащихся (тип темперамента и связанные с ним скоростные характеристики работы), выработку у школьников индивидуального стиля деятельности. В плане предупреждения школьной неуспеваемости очень важно стремление учителя понять внутренний мир каждого ученика, не

допускать возникновения  «смыслового барьера» и причин, вызывающих недисциплинированное поведение школьников, а также обеспечение комфортности при сотрудничестве учителя и ученика.

  1. Организация групп развития. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить будущим школьникам необходимый уровень школьной зрелости, поскольку психологическая готовность детей к школьному обучению вполне обоснованно рассматривается как психопрофилактика возможных трудностей в последующем школьном обучении. Главная задача групп развития связана не с обучением детей старшего дошкольного возраста школьным умениям чтения, письма и счета, а с формированием у них психологической основы овладения этими умениями, развитием познавательных потребностей детей, целенаправленным когнитивным и психомоторным развитием. Кроме того, в этих группах детям помогают преодолеть такие свои личностные особенности, как неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и получить порицание со стороны взрослых, трудности общения со сверстниками и взрослыми
  2. Осуществление всестороннего психологического развития школьников. В подавляющем большинстве трудностей, какими бы они ни были и какие бы они внешние формы ни принимали, в своей глубинной основе они имеют недостатки в когнитивном развитии учащихся. Именно это

является первопричиной  многих трудностей учащихся не только познавательного характера, но и в поведенческом плане. Много разных проблем появляется у школьников, после того как у них возникает отставание в учении и появляются плохие отметки. Решение многих уже имеющихся проблем учащихся, а также наиболее эффективное направление предупреждения школьной неуспеваемости лежат на пути осуществления

всестороннего и целенаправленного  психологического развития школьников. Повышая их познавательные возможности, их интеллектуальный потенциал, мы формируем таким образом у детей психологическую основу обучения, помогающую им успешно преодолевать возникающие в процессе обучения трудности. [6]

В настоящее время можно  считать доказанным, что при правильно  организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться успеваемости каждого ребенка, обучающегося в  школе. Неуспеваемость ученика чаще всего является результатом ошибок в воспитании и обучении в школе, а иногда еще до школы. Однако хорошей успеваемости от всех школьников можно добиться в том случае, если правильные учебно-воспитательные условия будут обеспечены для каждого школьника. Хорошо известны факты, когда у одного и того же учителя, в одних и тех же условиях одни дети учатся хорошо, другие хуже, третьи плохо. 

Повышение эффективности  учебной работы и поведения школьника  обусловливается тремя основными  факторами:

1) Проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков школьника, выявление их подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению.

2) Использование не отдельной изолированной методики, а изменение всей организации жизни школьника.

3) Профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и интеллектуальной деятельности школьника.

Педагогическое воздействие  после нахождения причины, вызвавшей  данное явление или поступок, должно направляться, во-первых, на изменение  отношения школьника к своей  деятельности; во-вторых, на реализацию способов и приемов достижения принятой школьником цели, в-третьих, оно должно сопровождаться помощью и контролем  воспитателя.

Преодолеть интеллектуальную пассивность ребенка можно, если снять предварительно отрицательное  отношение к интеллектуальной деятельности, затем создать недостающую ему  практику интеллектуального поведения  при решении собственно теоретических  задач, воспитать и приучить его  пользоваться интеллектуальными приемами при их решении.

Обучение должно проходить  индивидуально, так как учитель  получает возможность следить, хорошо ли понимает ребенок материал при  обычных методах объяснения.

 

§1.5. Работа с родителями неуспевающих школьников.

 

Учебная деятельность школьников складывается, как известно, не только из эффективного взаимодействия с педагогом  или администрацией школы. Семья и родители закладывают основы успешного школьного обучения детям, контролируют учебный процесс за пределами школы, создавая так называемый «подвижный треугольник»:

 

Разумеется, ни одно звено  этого треугольника не должно пропадать.

Задача педагога – повысить эффективность взаимодействия ребенка с родителями в учебной сфере и тем самым помочь ликвидировать или снизить школьную неуспеваемость ребенка.

Безусловно, существует множество  форм организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих детей. К примеру:

    1.     Организация индивидуальной беседы родителей и учителя.

Пожалуй, самый распространенный вид взаимодействия. Помогает выявить  причины школьной неуспеваемости.

Ход беседы.

Прежде всего, вызывая  родителей в школу, не стоит пугать их или открыто ругать ребенка. Беседа не должна нести официально-критикующий  характер. Цель беседы не отчитать ученика  и не ждать родительского наказания, а узнать причины школьной неуспеваемости и вместе с родителями искать пути их решения. На все есть своя причина, всегда нужно это помнить. Устранять  надо не следствие проблемы, а её причину.

Как мы уже знаем, огромное множество факторов влияет на школьную успеваемость, однако нас интересуют только те факторы, которые тесно  связаны с семьей и семейным воспитанием. К таким относятся:

    • Низкий уровень жизни родителей.
    • Социальная среда, в которой воспитывается ученик.
    • Особенности домашнего воспитания.
    • Отсутствие родительского контроля и лень, как его следствие.

На первые два фактора  педагог никак не может повлиять, т.к. они никак не зависят от его  вмешательства. Остальные два он может спокойно выявить путем  беседы и, по возможности, дать родителям  какие-либо рекомендации. Не заходит  и речи о том, что при выявлении  проблем в воспитании с родителями нужно быть особенно учтивыми и не взваливать на них  (тем более  в грубой форме) всю вину за школьную неуспеваемость их детей. Разумеется, как к каждому ученику нужен  свой подход, так и к родителям  каждого ученика нужен свой.

Информация о работе Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей