Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, курсовая работа
Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Введение………………………………………………………………………3.
Глава I…………………………………………………………………………6.
§1.1. Понятие школьной неуспеваемости…………………………………..6.
§1.2. Классификации неуспевающих детей и элементы неуспеваемости...8.
§1.3. Причины школьной неуспеваемости…………………………………11.
§1.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости……………………………………………………..………..13.
§1.5. Работа с родителями неуспевающих школьников…………………..16.
Глава II……………………………………………………………………..…20.
§2.1. Описание методов исследования…………………………………..…20.
§2.2. Анализ результатов исследования……………………………………27.
§2.3. Выводы и рекомендации.…………………………………………..…29.
Заключение………………………………………………………………..…31.
Список используемой литературы……………………………………....….32.
Приложение……………………………………………………………….....33.
В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках. Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания. Действительно, школьная неуспеваемость является социально-педагогической проблемой. На неуспеваемость ребенка влияет много факторов, которые нужно устранять по мере их поступления. [8.1]
§1.3. Причины школьной неуспеваемости.
Комплекс причин отставания уже, чем комплекс причин неуспеваемости, поскольку, как правило, рассматриваются только те условия, которые порождают невыполнение требований, при этом отдельные условия не сочетаются друг с другом.
Все эти факторы могут
тормозить совершенствование
Имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А.М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория). В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие. [2]
Некоторые другие попытки
сгруппировать причины
I. Общепедагогические причины.
II. Психофизиологические причины.
III. Социально-экономические и социальные причины.
Причины I группы порождаются, как считает автор, недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми). Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей. Причины III группы, отмечает П.П. Борисов, непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей. [11]
В данной классификации внутреннее по отношению к учащемуся причины (состояние здоровья, особенности психики) отчленены от внешних (школьные условия, социальные условия); условия обучения отделены от более широких социальных условий. Однако здесь имеется непоследовательность. Психофизиологические причины также мало зависят от воли учителей и учащихся, как и причины социальные. С другой стороны, неверно связывать недостатки учебно-воспитательной работы только с деятельностью учителя.
§1.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.
Предупреждение школьной неуспеваемости состоит в том, чтобы своевременно обнаруживать и устранять отдельные отставания, не допускать их развития, переплетения, превращения в устойчивую неуспеваемость как итог.
Основными направлениями психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие:
допускать возникновения «смыслового барьера» и причин, вызывающих недисциплинированное поведение школьников, а также обеспечение комфортности при сотрудничестве учителя и ученика.
является первопричиной многих трудностей учащихся не только познавательного характера, но и в поведенческом плане. Много разных проблем появляется у школьников, после того как у них возникает отставание в учении и появляются плохие отметки. Решение многих уже имеющихся проблем учащихся, а также наиболее эффективное направление предупреждения школьной неуспеваемости лежат на пути осуществления
всестороннего и целенаправленного психологического развития школьников. Повышая их познавательные возможности, их интеллектуальный потенциал, мы формируем таким образом у детей психологическую основу обучения, помогающую им успешно преодолевать возникающие в процессе обучения трудности. [6]
В настоящее время можно считать доказанным, что при правильно организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться успеваемости каждого ребенка, обучающегося в школе. Неуспеваемость ученика чаще всего является результатом ошибок в воспитании и обучении в школе, а иногда еще до школы. Однако хорошей успеваемости от всех школьников можно добиться в том случае, если правильные учебно-воспитательные условия будут обеспечены для каждого школьника. Хорошо известны факты, когда у одного и того же учителя, в одних и тех же условиях одни дети учатся хорошо, другие хуже, третьи плохо.
Повышение эффективности
учебной работы и поведения школьника
обусловливается тремя
1) Проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков школьника, выявление их подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению.
2) Использование не отдельной изолированной методики, а изменение всей организации жизни школьника.
3) Профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и интеллектуальной деятельности школьника.
Педагогическое воздействие после нахождения причины, вызвавшей данное явление или поступок, должно направляться, во-первых, на изменение отношения школьника к своей деятельности; во-вторых, на реализацию способов и приемов достижения принятой школьником цели, в-третьих, оно должно сопровождаться помощью и контролем воспитателя.
Преодолеть интеллектуальную пассивность ребенка можно, если снять предварительно отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, затем создать недостающую ему практику интеллектуального поведения при решении собственно теоретических задач, воспитать и приучить его пользоваться интеллектуальными приемами при их решении.
Обучение должно проходить индивидуально, так как учитель получает возможность следить, хорошо ли понимает ребенок материал при обычных методах объяснения.
§1.5. Работа с родителями неуспевающих школьников.
Учебная деятельность школьников складывается, как известно, не только из эффективного взаимодействия с педагогом или администрацией школы. Семья и родители закладывают основы успешного школьного обучения детям, контролируют учебный процесс за пределами школы, создавая так называемый «подвижный треугольник»:
Разумеется, ни одно звено этого треугольника не должно пропадать.
Задача педагога – повысить эффективность взаимодействия ребенка с родителями в учебной сфере и тем самым помочь ликвидировать или снизить школьную неуспеваемость ребенка.
Безусловно, существует множество форм организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих детей. К примеру:
Пожалуй, самый распространенный вид взаимодействия. Помогает выявить причины школьной неуспеваемости.
Ход беседы.
Прежде всего, вызывая родителей в школу, не стоит пугать их или открыто ругать ребенка. Беседа не должна нести официально-критикующий характер. Цель беседы не отчитать ученика и не ждать родительского наказания, а узнать причины школьной неуспеваемости и вместе с родителями искать пути их решения. На все есть своя причина, всегда нужно это помнить. Устранять надо не следствие проблемы, а её причину.
Как мы уже знаем, огромное множество факторов влияет на школьную успеваемость, однако нас интересуют только те факторы, которые тесно связаны с семьей и семейным воспитанием. К таким относятся:
На первые два фактора педагог никак не может повлиять, т.к. они никак не зависят от его вмешательства. Остальные два он может спокойно выявить путем беседы и, по возможности, дать родителям какие-либо рекомендации. Не заходит и речи о том, что при выявлении проблем в воспитании с родителями нужно быть особенно учтивыми и не взваливать на них (тем более в грубой форме) всю вину за школьную неуспеваемость их детей. Разумеется, как к каждому ученику нужен свой подход, так и к родителям каждого ученика нужен свой.
Информация о работе Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей