Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3.
Глава I…………………………………………………………………………6.
§1.1. Понятие школьной неуспеваемости…………………………………..6.
§1.2. Классификации неуспевающих детей и элементы неуспеваемости...8.
§1.3. Причины школьной неуспеваемости…………………………………11.
§1.4. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости……………………………………………………..………..13.
§1.5. Работа с родителями неуспевающих школьников…………………..16.
Глава II……………………………………………………………………..…20.
§2.1. Описание методов исследования…………………………………..…20.
§2.2. Анализ результатов исследования……………………………………27.
§2.3. Выводы и рекомендации.…………………………………………..…29.
Заключение………………………………………………………………..…31.
Список используемой литературы……………………………………....….32.
Приложение……………………………………………………………….....33.

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей.docx

— 85.63 Кб (Скачать файл)

Далее, рассмотрим типичные проблемы школьной неуспеваемости и  пути их разрешения через родителей.

  1. Недостаточный контроль выполнения учеником домашних заданий. Повышение контроля. Возможно совместное выполнение домашнего задания, однако ни в коем случае нельзя родителям выполнять домашние задания за ребенка. Лучше направить ход мыслей ребенка в нужное русло и дать ему возможность самому дойти до решения.
  2. Лень ученика. Лень может проявиться как нежелание выполнять домашние задания по разным причинам: усталость, избалованность (к примеру, ребенок долгое время играл в компьютерные игры, а после домашнее задание кажется ему скучным или ребенку просто не хочется его выполнять). Лень может даже дойти до прогулов школы. В данном случае, следует с родителями правильно выявить причины лени ученика. Если ребенок устает, то выяснить причину и соответственно устранить или скорректировать её.  Если ребенок избалован – следует строго ограничивать развлечения, следую золотому правилу «делу время, потехе час». Только родители, при правильном подходе, смогут ликвидировать данную проблему.
  3. Особенности домашнего воспитания. Про избалованность было сказано выше. Однако, другая сторона медали – авторитаризм в семье со стороны одного или даже двух родителей. В данном случае следует быть особенно толерантным и учтивым в общении с родителями. Следует указать им, что тотальный контроль только внешне влияет на поведение ребенка. Внутренне же у него возникает диссонанс между внешними условиями и внутренним миром ребенка. Весь негатив и все несогласия с родителями выливаются на учебе, общении с друзьями и т.д. Это вредит ребёнку, а не помогает ему нормально развиваться. Следует указать родителям на то, что следует найти в отношениях с ребенком золотую середину. Воспитывать не только «кнутом», но и «пряником».
  4. Организация  индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика. Ход беседы, такой же, как и при обычной беседе с родителем, однако, возможен несколько больший эффект, т.к. не только родитель сможет осознать свои ошибки, но так же и сам ученик. Следовательно, не только родитель будет стремиться изменить положение, но и сам ученик, что в разы сможет увеличить эффективность коррекции неуспеваемости. 
  5. Родительское собрание. Возможно, введение тематического классного часа, посвященного именно проблеме неуспеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

 

§2.1. Описание методов  исследования.

 

Методика №1.Анализ успеваемости учащихся.

Методика изучает влияние  успеваемости на формирование мировоззрения  учащихся. Основополагающий метод исследования - статистический и качественный анализ.

Методика предназначена  для учащихся всех типов учреждений образования. Исследование проводится по итогам полугодия, учебного года. 
Результаты исследования: предназначены для руководителей учреждений образования, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, преподавателей учебных дисциплин, учащихся, родителей. 
Исследования проводятся в условиях учебного процесса. 
Количественная и качественная оценка и обработка результатов исследования проводится в соответствии со сводной таблицей успеваемости и инструкцией по качественному анализу.

Таблица 1.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УСПЕВАЕМОСТИ ПО__________________________ 
ЗА ________ ПОЛУГОДИЕ, ЧЕТВЕРТЬ, ТРИМЕСТР (нужное подчеркнуть) 20__/20__ УЧЕБНОГО ГОДА 
КЛАСС ___________________________________________________________ 
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ ________________________________________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ______________________________________

 

Учебно-профессиональная дисциплина

Количество успевающих на

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

           

 

Таблица 2.

ТАБЛИЦА УСПЕВАЕМОСТИ ПО___________________ДИСЦИПЛИНАМ 
ЗА ________ ПОЛУГОДИЕ, ЧЕТВЕРТЬ, ТРИМЕСТР (нужное подчеркнуть)

20__/20__ УЧЕБНОГО ГОДА 
КЛАСС ___________________________________________________________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ_______________________________________

 

ФИО учащихся

Успеваемость по предметам

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

Методика №2. Анкета для родителей (организация учебно-воспитательного процесса в школе)

 

 

 

Анкета для  родителей

1.  Как изменилась успеваемость Вашего сына или дочери за последнее время?

1.     Улучшилась

2.     Не изменилась

3.     Снизила

2. Удовлетворены  ли Вы организацией учебно-воспитательного  процесса в школе?

1.     Вполне

2.     Не совсем

3.     Не удовлетворён

3.  Как вы считаете, по силам ли Вашему ребёнку усвоение учебного материала?

1.     Вполне по силам

2.     Не всегда по силам

3.     В основном не по силам

4. Наблюдаете ли Вы переутомление у Вашего ребёнка к концу учебной недели?

1.     Сильное утомление

2.     Умеренно устаёт

3.     Почти не устаёт

5.  Удовлетворяет ли Вас режим работы школа?

1.     Да

2.     Не совсем

3.     Нет

6.  Что Вас больше беспокоит при обучении Вашего ребёнка в школе?

1.     Причин для беспокойства нет

2.     Состояние здоровья

3.     Повышенная утомляемость

4.     Нежелание учиться

5.     Проблемы в отношениях со сверстниками

6.     Проблемы в отношениях с учителями

7.     Мои отношения с дочерью или сыном

7.  Как Вы считаете, сможет ли Ваш ребёнок в школе, где он учится, получить знания в соответствии с его склонностями и способностями?

1.     Да

2.     Не уверен

3.     Не сможет

8. Как Вы оцениваете взаимодействие школы и семьи в обучении и воспитании учащихся?

1.     Оцениваю как эффективное и плодотворное

2.     Оцениваю как малоэффективное

3.     Затрудняюсь ответить

9. Участвуете ли Вы в учебно-воспитательной работе школы?

1.     Да, участвую

2.     Практически не участвую, лишь посещаю родительские собрания

10. Посещает ли Ваш ребёнок кружки, секции, дополнительные занятия?

1.     Посещает

2.     Желает посещать, но нет возможностей

3.     Нет, не посещает

11.    Удовлетворены ли Вы качеством знаний Вашего  ребёнка?

1.     Да

2.     Не совсем

3.     Нет

12.    Удовлетворены ли Вы уровнем его воспитанности?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

13. Удовлетворены ли Вы уровнем его личностного развития?

1. Да

2. Не совсем

3.Нет

14. Определите, пожалуйста, бюджет времени Вашего ребёнка:

1. Время нахождения в  школе -

2. Время на подготовку  домашних заданий -

3. Время на отдых -

15. Как Вы считаете, созданы ли в школе условия  для развития творческих способностей  ребёнка.

1.     Да

2.     Частично созданы

3.     Нет

15. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?

1.     Да

2.      Не совсем

3.     Нет

16. Переживает ли он по поводу своих успехов или неудач?

1.     Да

2.     Не всегда

3.     Нет

17. Делится ли с Вами ребёнок своими школьными впечатлениями?

1.      Да

2.     Не всегда

3.     Нет

18. Часто ли ребёнок жалуется на одноклассников, обижается на них?

1.Да

2.Иногда

3.Не жалуется

19. Как Вы считаете, объём домашних заданий

1.     Вполне по силам ребёнка

2.     Не всегда

3.     В основном не по силам


 

 

 

Методика №3.

Данная анкета рассматривает  и выявляет причины школьной неуспеваемости, связанные с мотивационной сферой ученика.

Анкета для  оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
    • не очень
    • нравится
    • не нравится
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • чаще хочется остаться дома
    • бывает по-разному
    • иду с радостью
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
    • не знаю
    • остался бы дома
    • пошел бы в школу
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы
  7. Ты </

Информация о работе Психологические аспекты взаимодействия учителя с родителями неуспевающих детей