Психологические факторы внутри семейного воспитания. Обучение как процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.
Главное в воспитании маленького человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Содержание работы

I. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных отношений
2.2 Классификация стилей воспитания
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей.
II. Обучение как процесс.
1. Характеристика процесса обучения
1.1 Понятие и сущность обучения
1.2 Закономерности обучения
1.3 Принципы обучения
1.4 Цикличность процесса обучения
1.5 Структура обучения

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

    1. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

 

1. Роль семьи  в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи

2. Типы семейных  взаимоотношений и их роль  в формировании характера детей

2.1 Классификация  типов семейных отношений

2.2 Классификация стилей воспитания

2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей.

 

    1. Обучение как процесс.

 

1. Характеристика  процесса обучения

1.1 Понятие  и сущность обучения

1.2 Закономерности  обучения

1.3 Принципы  обучения

1.4 Цикличность  процесса обучения

1.5 Структура  обучения

 

 

 

I.

 

1. Роль семьи  в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи

 

Будущие родители думают, что хорошими можно  стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее  отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.

Главное в воспитании маленького человека –  достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние  семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает  другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.

Не  буду приводить ужасающие сравнения, характеризующие ухудшение семейного  воспитания по сравнению с недавним прошлым. Отмечу лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает  основы отношений между людьми, формирует  ориентации на всю трудовую и социальную жизнь человека.

Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.

Поэтому первая задача родителей – ежедневными  положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.

Подытоживая эти в общем то хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:

- влияние семьи на ребенка сильнее  всех других воспитательных воздействий.  С возрастом оно ослабевает, но  никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в  семье сформированы быть не  могут;

- семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;

- семья обеспечивает преемственность  традиций;

- важнейшей социальной функцией  семьи является воспитание гражданина, будущего семьянина и законопослушного  члена общества;

- существенное влияние семья оказывает и на выбор профессии.

 

 

2. Типы семейных  взаимоотношений и их роль  в формировании характера детей

 

2.1 Классификация  типов семейных отношений

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Поскольку в каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В связи с этим, выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, но при этом они должны исходить из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций, в которых им необходимо будет принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те, кто предпочитает всем видам воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которой отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, враньем, грубостью, а в некоторых случаях и ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, то родителям не стоит обольщаться, так как вместе с ним, оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы. Постоянный диктат со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, его касающихся – все это гарантия серьезных неудач в вопросе формирования личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и трудностей, принимая их на себя. При данном типе семейных отношений, вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. В центре воспитательного воздействия оказывается другой вопрос – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Тем самым, родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. Именно у этой категории подростков бывает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз именно эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. И хотя опека очень сильно отличается от диктата, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, а тем более от общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей, как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем, такой вариант может встречаться как в неустроенных семьях, так и в благополучных.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает подчинение межличностных отношений в семье общим целям и задачам в совместной деятельности ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество и где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становиться группой высокого уровня развития – коллективом.

 

2.2 Классификация  стилей воспитания

Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль семейного  воспитания, т.е. принятые в семье  ценности.

Психологи выделяют три стиля семейного  воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустительский.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.

Авторитарный  стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение –  главные средства этого стиля. У  детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему  сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и  агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном стиле отношений родителей  к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных и мстительных.

«Авторитет  расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей. Контакты с детьми у таких родителей – явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Попустительский стиль предполагает всепрощенчество  и терпимость в отношениях с детьми. Источником является – чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными.

Попустительский стиль отношений иначе называют «авторитетом любви». Суть его заключается  в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем  проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать  ребенка родители не замечают, что  воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться»  к людям. Это, можно сказать, социально  опасный способ отношений с детьми.

 

    1. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей.

 

Душа  ребенка питается впечатлениями, получаемыми  в семье. Здесь ребенок научается  одно любить, другое ненавидеть, здесь  привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь  первоначально сосредотачиваются  все его интересы, привязанности  и авторитеты.

Поэтому от условий воспитания ребенка в семье и зависит его поведение: либо оно адекватное, либо неадекватное.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где  родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. ( не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность  также может проявляться с  завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто  хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное  воспитание – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы, в данном случае исключаются как восхищение, так и похвала. Редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жестокие меры наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Информация о работе Психологические факторы внутри семейного воспитания. Обучение как процесс