Психологические факторы внутри семейного воспитания. Обучение как процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.
Главное в воспитании маленького человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Содержание работы

I. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных отношений
2.2 Классификация стилей воспитания
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей.
II. Обучение как процесс.
1. Характеристика процесса обучения
1.1 Понятие и сущность обучения
1.2 Закономерности обучения
1.3 Принципы обучения
1.4 Цикличность процесса обучения
1.5 Структура обучения

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для каждого обучения. Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в  качестве руководящих идей, нормы  или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования  определённого вида обучения.

Система – это множество взаимосвязанных  элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, - так определяет это понятие один из видных учёных-специалистов В.П.Кузьмин в своей книге «Принципы системности в теории и методологии К.Маркса» (М.,1986. С. 111).

Системообразующими  понятиями процесса обучения как  системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого  процесса выступают средства управления.

Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения ( наглядные, технические, учебники и т.д.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся.

Связь и взаимообусловленность средств  обучения зависит от цели обучения и его конечного результата. Они  образуют устойчивое единство и целостность, которое обладает интегративными свойствами и подчинено общим целям образования.

 

1.4 Цикличность  процесса обучения

 

Второй  общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного  процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность  предполагает постановку учителем задач  и целей, а также оценку усвоенных  знаний. С другой стороны, как осознание  и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двустороннем характере процесса обучения.

Всякий  труд, в том числе и совместный труд учителя и учащихся, осуществляется в определённых среде и времени. Следовательно, учебный процесс, подобно другим процессам, должен иметь свои циклы. Учебный процесс есть дидактическое взаимодействие преподавания и учения. Механизмом этого взаимодействия выступает общение субъектов преподавания и учения. Начало одного акта учебного процесса является следствием предыдущего, его завершение – причиной возникновения следующего. Этот результат называется микрорезультатом.

В учебном процессе по ходу усвоения учебного материала и накопления опыта учебно-познавательной деятельности происходит переход от количественных изменений в составе и содержании учебной деятельности к её качественному преобразованию. Переход от количественного накопление знаний к качественному преобразованию состояния готовности ученика решать учебные задачи на новом уровне сложности, в новых ситуациях и есть цикличное обучение.

Между циклами существуют определённые взаимные интервалы. Движение от одного интервала  к другому есть своеобразный скачок обучения. Это новое состояние  ученика как субъекта обучения и  как личности в целом. Результат  отдельных циклов - это макрорезультат учения, те качественные изменения, которые произошли в ученике. Основными показателями циклов учебного процесса являются – цель, средства и результат.

 

1.5 Структура  процесса обучения

 

Третий  общий момент всех видов обучения – это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нём  чётко просматриваются:

- анализ исходной ситуации, определение  и постановка цели обучения  и принятие её учащимися;

- планирование работы, отбор содержания  и средств достижения цели;

- исполнение обучающих и учебных  операций, организация учебной работы  учителя и учеников;

- организация обратной связи, контроль  и корректирование работы по  усвоению содержания материала и самоконтроль;

- анализ и самоанализ, оценка результатов  обучения;

- подготовка и работа учащихся  вне школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

 

  1. И.П. Подласый. Педагогика: Новый курс. Учебник для студентов высших учебных заведений. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 2003г.
  2. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов «Семейное воспитание». М.Просвещение 2000 г.
  3. Д. Снайдер. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни .М. АСТ – ПРЕСС 2000г.

4.         Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер., 2005

5.        Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,2002


Информация о работе Психологические факторы внутри семейного воспитания. Обучение как процесс