Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:45, дипломная работа
Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность и факторы возникновения и особенности проявления разных форм делинквентного поведения подростков.
2. Выявить характеристики личностных особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование форм делинквентного поведения.
3. Исследовать роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности.
4. Используя методы статистической обработки установить степень влияния социальных и психологических факторов на формирование определенных типов делинквентного поведения у подростков.
Введение
Глава I. Значение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения
1.1 Делинквентность как социально-психологический феномен
1.2 Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
1.3 Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Глава II. Особенности выявления роли социально – психологических факторов и их влияния на делинквентное поведение подростков
2.1 Материал и метод исследования
2.2 Обсуждение результатов. Заключение
2.3 Выводы
Заключение
Список используемой литературы
низкие баллы баллы баллы баллы высокие баллы
4 8 11 9 10
В экстремально низкое среднее высокое экстремально
низкое значение значение значение значение высокое значение
1 2 6 8 13
Шкала интервалов Ce – тенденции контролировать отношения с другими:
А экстремально низкие пограничные высокие экстремально
низкие баллы баллы баллы баллы высокие баллы
1 8 9 11 13
В экстремально низкое среднее высокое экстремально
низкое значение значение значение значение высокое значение
2 5 12 10 1
Шкала интервалов Cw – тенденции подчиняться другим в отношении:
А экстремально низкие пограничные высокие экстремально
низкие баллы баллы баллы баллы высокие баллы
11 18 6 5 2
В экстремально низкое среднее высокое экстремально
низкое значение значение значение значение высокое значение
0 0 9 10 11
Шкала интервалов Ae – тенденции устанавливать близкие отношения с другими:
А экстремально низкие пограничные высокие экстремально
низкие баллы баллы баллы баллы высокие баллы
0 12 20 10 0
В экстремально низкое среднее высокое экстремально
низкое значение значение значение значение высокое значение
1 6 13 10 0
Шкала интервалов Aw – желания, чтобы другие устанавливали глубокие эмоциональные отношения:
А экстремально низкие пограничные высокие экстремально
низкие баллы баллы баллы баллы высокие баллы
2 22 9 3 0
В экстремально низкое среднее высокое экстремально
низкое значение значение значение значение высокое значение
0 11 15 4 0
Для более наглядного изображения можно предоставить результаты обработки данных исследования в виде графиков.
А
В
Анализ данных позволяет подтвердить то, что чем ближе ребенок приближается к подростковому возрасту, тем больше у него появляется потребность быть вместе с товарищами, начинают завязываться коллективные связи.
При сравнении наглядного
изображения графиков можно сделать,
что младший подросток с
При рассмотрении тенденции подчиняться другим в общении заметна явная разница между подростками с нормальным психическим развитием, которые допускают, чтобы руководящая роль принадлежала другим и подростками с делинквентным поведением, которые стремятся общаться как в деловой обстановке, так и в свободное время лишь в условиях относительного равенства – при доминирующем контроле отношений с другими. Он чувствует себя личностью там, где за ним признается право играть ту роль, которая ему больше импонирует, стараясь брать на себя всю ответственность. Лишь малый процент опрошенных могут допустить контроля над собой, а остальные не испытывают зависимость и колебания при принятии решений. У подростков с нормальным психическим развитием данные тенденции выражены значительно слабее.
Потребность в общении
проявляется, прежде всего, в активном
поиске «близкого друга», установлении
с ним взаимной симпатии. Склонность
устанавливать близкие
Вербальная диагностика самооценки личности.
Общий уровень самооценки в группах подростков с делинквентным и нормативным поведением составил соответственно 71,0±8,69 и 38,0±3,75 баллов (p<0,01)
Общий уровень самооценки в исследуемых группах
Уровень самооценки | |
Опытная группа |
Контрольная группа |
71,0±8,69 |
38,0±3,75* |
Примечание: * p<0,01.
Детальный анализ данных опытной группы показал следующие результаты по определению уровня самооценки:
· высокий – у 1 подростка,
· адекватный – у 3 подростков;
· низкий – у 9 подростков.
Проведение детального анализа данных контрольной группы выявил следующие уровни самооценки:
· высокий – у 3 подростков;
· адекватный – у 6 подростков;
· низкий – у 4 подростков.
Таким образом, подростки с делинквентным поведением показали статистически достоверно более низкий уровень самооценки (p<0,05).
Уровень самооценки подростков делинквентного и социально приемлемого поведения
У подростков с асоциальным поведением отмечена тенденция к заниженной самооценке (9 из 13).
2.3 Выводы
Имеются данные о том, что акцентуция характера является фактором риска делинквентного поведения, причем различные типы акцентуаций характера не равнозначны с точки зрения их корреляции с делинквентностью. По исследуемым нами данных наиболее часто делинквентиое поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного и истероидного типов. Можно добавить в список вышеуказанных и такой тип акцентуации, как гипертимный, который, по нашим данным, также часто встречается среди подростков-делинквентов. Особо хотелось бы подчеркнуть криминогенность эпилептоидного типа акцентуаций, который связан с повышенной агрессивностью, импульсивностью, низкой терпимостью. Несовершеннолетние преступники проявляют повышенную агрессивность на фрустрацию и склонны к межличностным конфликтам.
В результате проведенного опроса подростков (о родителях) позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:
1. Испытывая по отношению к себе прежде всего враждебное отношение родителей (высокая враждебность), подростки приобретают опыт агрессивного поведения в семье, что является источником их высокая тревожность, что может создать неблагоприятные условия для развития ребенка и в дальнейшем построения им своей собственной жизни, не видя гармоничных отношений в семье, такому подростку, не «привиты» правильные формы поведения. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.
2. Второй крайностью
3. Отмечаемая подростками
непоследовательность
У подростков с делинквентным поведением, с помощью ОМО Шутца, в результате исследования были выявлены такие особенности межличностных отношений:
- Подросток чувствует себя хорошо среди людей и старается их найти;
- Имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к их обществу;
- Старается брать на себя всю ответственность, соединенную с ведущей ролью;
- Подросток с делинквентным поведением не приемлет контроля за собой;
- Имеет склонность устанавливать близкие отношения с другими;
- Подросток очень осторожен при установлении близких отношений;
- Он очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения.
Выявлена тенденция к снижению уровня самооценки у подростков с делинквентным поведением по сравнению с подростками социально-приемлемым поведением (p<0,05).
Заключение
Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния психологических и социальных факторов на формирование форм делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
В процессе работы, в рамках
решения поставленных задач были
проанализированы литература, сущность
и факторы возникновения и
особенностей проявления разных форм
делинквентного поведения подростков,
выявление характеристик