Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность и факторы возникновения и особенности проявления разных форм делинквентного поведения подростков.
2. Выявить характеристики личностных особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование форм делинквентного поведения.
3. Исследовать роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности.
4. Используя методы статистической обработки установить степень влияния социальных и психологических факторов на формирование определенных типов делинквентного поведения у подростков.

Содержание работы

Введение
Глава I. Значение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения
1.1 Делинквентность как социально-психологический феномен
1.2 Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
1.3 Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Глава II. Особенности выявления роли социально – психологических факторов и их влияния на делинквентное поведение подростков
2.1 Материал и метод исследования
2.2 Обсуждение результатов. Заключение
2.3 Выводы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Подростки зэки.docx

— 114.05 Кб (Скачать файл)

Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов  психодиагностики, анкетного опроса. Согласно гипотезы предлагалось подтвердить влияние социальных и психологических факторов, оказывающих влияние на формирование форм делинквентного поведения у подростков.

В ходе проведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение. Значение изученных проблем очевидно: делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей.

Среди испытуемых с делинквентным поведением выявлено большое количество подростков с неустойчивым типом, эпилептоидным типом акцентуации характера, а также с истероидным типом акцентуации.

В ходе исследования мы выяснили, что существует прямая зависимость  между стилем отношения взрослого  к подросткам и формирование делинквентного поведения. Делинквентные подростки отмечают прежде всего враждебное отношение родителей к себе..

Выявленный в настоящем  исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей  позволяет сделать вывод о  неудовлетворенности потребности  подростка в информации, в позитивном отношении и понимании, которые  необходимы для адекватной социализации и которые могут быть получены именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту и стоящим за ним ценностям затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к подростку.

Родителям необходимо анализировать  и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная  атмосфера. Трудности подросткового  возраста - это преимущественно трудности  полового созревания и расставания  с детством, которые прорываются  в серии внешних конфликтов, в  частности, с родителями и вообще со старшими. Для подростка необходимо создать благоприятную атмосферу  для развития и гармонии в семье  для успешного перехода ребенка  от детства во взрослую жизнь, если не создать такую ситуации это  может привести к формированию у  ребенка делинквентного поведения.

Потребность в общении  – одна из главных социальных потребностей, особенно ярко проявляющаяся у подростков с делинквентным поведением.

Социально опасное общение, возникающее в результате неудовлетворенности  подростка личными связями с  окружающими, со значительными для  него людьми (родителями, учителями, сверстниками) может способствовать возникновению  различных «комплексов», замкнутости, стеснительности, агрессивности, появлению  вредных привычек (курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания), что, как правило, ведет к различным правонарушениям  и активным поискам новых связей в других сферах общения.

Неадекватное ожидание в  отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к распаду  межличностных отношений. Деформация взаимоотношений создает условия  для асоциальной направленности личности.

Испытывание неудовлетворенности в отношениях с окружающими его сказывается на положении личности в обществе. Статус подростка в коллективе оказывает очень сильное влияние на его поведение и самосознание, поэтому неблагоприятное положение в классном коллективе отрицательно сказывается на формировании личности подростка, вызывает у него безразличность или враждебность к товарищам класса. Их общение характеризуется высоким уровнем эмоциональной насыщенности отношений, носящий негативный характер. При создании близких и сердечных отношений подростки с делинквентным поведением очень осторожны и очень требовательны к тем людям, с которыми устанавливает их. Стремление руководить ходом событий и желание, чтобы другие поступали так, «как я хочу» у подростков с нормальным психическим развитием выражены гораздо слабее в отличие от асоциальных подростков, которые не допускают того, чтобы другие оказывали сильное влияние на их деятельность и не предоставляют другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

Таким образом, проработав и  проанализировав материал по проблеме делинквентного поведения у подростков, следует отметить, что в числе  разнообразных социальных факторов, обуславливающих генезис противоправного  поведения, можно выделить такие  как:

·  индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.

·  психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

·  социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.

·  личностный фактор, который проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности.

·  социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Немало важное значение имеет профилактика делинквентного поведения, которая, в свою очередь, должна коснуться всех значимых сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Итак, проблема формирования адекватной самооценки, умения устанавливать  межличностные отношения среди  подростков с делинквентным поведением, особенно в раннем подростков возрасте, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Большинство подростков имеет  заниженный уровень самооценки, тем  больший процент детей имеет  неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с делинквентным поведением.

Подростки с делинквентным поведением могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть положительными лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности таких подростков является и то, что у других появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к сверстникам, людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению.

Рост делинквентного поведения  среди подростков является индикатором, отражающим криминогенный эффект трансформационных  изменений, происходящих в обществе, причем наблюдается тенденция омоложения подростковой делинквентности, возрастают агрессия, жестокость со стороны подростков, отсутствие чувства сострадания. Особенностью подростковой делинквентности является то, что грани между "обычной" девиацией и делинквентным поведением размыты в силу правового статуса подростка. Таким образом, подростковую делинквентность можно определить как отдельный поступок или систему поступков, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных норм, в том числе уголовно-правовых.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Подрастающее поколение  изначально обречено на кризисную социализацию в современных условиях, причем делинквентное поведение сегодня является большей нормой для подростков, чем законопослушное, общественно-полезное поведение. Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры как наиболее приоритетные в настоящее время. Негативные социальные причины становятся источниками конфликтности между обществом и подрастающим поколением. Наблюдая резкую поляризацию, подростки испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению фактов вовлечения подростков в криминальные группировки, в употребление наркотических средств, в занятие проституцией.

Условиями, способствующими  росту групповых преступлений несовершеннолетних, выступают: неорганизованность досуговой  сферы жизнедеятельности подростков, безнадзорность, отсутствие своевременного и эффективного профилактического  воздействия, слабое реагирование на факты  предпреступного и преступного поведения несовершеннолетних и их взрослых соучастников, кризис системы уголовных наказаний и ресоциализации ранее осужденных.

По данным, полученным в  нашем анкетном опросе, самыми распространенными  причинами постановки на учет является самовольный уход из дома, бродяжничество; кражи, разбой, грабеж, хищения; отсутствие на уроках без уважительной причины; употребление алкогольных напитков; антиобщественная деятельность (сведения, полученные при анализе учетно-профилактических карточек).

Большинство подростков состоящих  на учете в милиции проживают  в неполных семьях, материальное положение  своей семьи охарактеризовали как  среднее. У большинства есть все условия для отдыха и занятий. При наличии всех выше перечисленных данных более половины подростков не успевают по школьной программе, т.е. средним баллом в их аттестате является удовлетворительно (по данным, полученным от инспекторов ПДН). Это характерно как для мальчиков, так и для девочек. Поэтому немного странными выглядели их ответы, данные на вопрос "Куда Вы планируете поступить после школы?" и "Нравится ли вам учиться в школе". Больше половины подростков указали на то, что им нравиться учится в школе. Высшее образование хотят получить больше половины респондентов. А самыми популярными профессиями были: бизнесмен; нотариус, юрист, адвокат; бухгалтер; врач, фармацевт. Всего один процент опрошенных выбрали для себя рабочие специальности. Эти подростки стремятся к социально одобряемым целям и не адекватно оценивают свои жизненные перспективы. В действительности большинство несовершеннолетних состоящих на учете идут учиться в профессиональные училища, но заканчивают их далеко не все. В высшие учебные заведения поступают достаточно малое количество подростков. Есть такие, которые попадают в места лишения свободы, остальные идут либо работать, либо ни чем не заняты.

Своими проблемами подростки  предпочитают делиться со своими друзьями или родителями. Настораживает тот  факт, что ни один из опрошенных не воспринимает учителей как советников. Учителя, социальные педагоги, психологи не являются авторитетами для подростков. Чаще всего подростки  вступают в конфликтные ситуации с учителями и с незнакомыми  людьми.

В свободное время подростки  гуляют с друзьями; смотрят телевизор (кинофильмы, ток шоу, игры, викторины, юмор, развлекательные телепередачи, сериалы) играют в компьютер; ходят  на дискотеки, в кафе. Любимым жанром кино и литературы у подростков является фантастика и детективы или фильмы, где присутствуют сцены насилия.

Подросток с делинквентным типом поведения обладает следующими чертами: агрессивен, конфликтен, подвержен внешнему влиянию, безответственен. Употребляет алкоголь, курит, в интимные отношения вступает в возрасте 15 лет в некоторых случаях даже раньше, живет в неполной семье со средним достатком, систематически уходит из дома и не посещает школу. В свободное время гуляет с друзьями, смотрит телевизор, играет в компьютер, искусством не увлекается. Больше всего беспокоится о своем материальном положении. В глазах окружающих хочет выглядеть лучше, чем он есть.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего  взаимообусловлено влиянием психологических  и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

 

Список литературы

1.  Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 384 с

2.  Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 384 с [с. 211]

3.  Антонян, Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю.М. Антонян // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. - С. 114-116.

4.  Басов М. Я. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975., [22 с.].

5.  Вдовиченко А. А., 1976.

6.  Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №1, 1997. – С. 51-56. [с. 342].

7.  Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб., 1993

8.  Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. — Свердловск, 1988.

9.  Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.)

10.  Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с. [стр.129].

Информация о работе Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях