Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:43, реферат
Синхронности в возникновении культуры Возрождения в разных странах мира не было: раньше всего, в середине XIV в., культура Возрождения складывается в Италии; в большинстве других стран ее зарождение относится к концу XV в. Завершающим периодом эпохи Возрождения почти повсеместно были последние десятилетия XVI - начало XVII в.
1. Исторические, социально-культурные предпосылки появления
новых взглядов на человека в период Возрождения и их
особенности стр. 2
Хронологические рамки периода
Особенности социально-экономического, политического
и культурного развития периода Возрождения
История понятия «Возрождение»
Идеология культуры
Возрождения.
Культура Возрождения - почва возникновения
гуманистических идей о человеке
2. Психологические идеи Леонардо да Винчи стр.5
2.1. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи (краткий очерк)
2.2. Концепция человека Леонардо да Винчи
2.3. Взгляды и представления Леонардо да Винчи о человеке и его
внутреннем мире
Заключение стр. 17
Список литературы стр. 20
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Красноярский государственный педагогический университет
Им. В.П.Астафьева
Институт Психологии, педагогики и управления образованием.
Кафедра
профессиональной педагогики.
Реферат
По предмету: история психологии
Тема: психологические
идей Леонардо да Винчи
Выполнил:
студент ЗО
Проверила:
г. Красноярск, 2011
Содержание
и культурного развития периода Возрождения
Возрождения.
гуманистических идей о человеке
2. Психологические идеи Леонардо да Винчи
стр.5
2.1.
Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
(краткий очерк)
2.2.
Концепция человека Леонардо да Винчи
2.3. Взгляды и представления Леонардо да Винчи о человеке и его
внутреннем мире
Заключение стр. 17
Приложения стр. 18
Список литературы
стр. 20
1.1. Хронологические рамки периода.
Синхронности
в возникновении культуры Возрождения
в разных странах мира не было: раньше
всего, в середине XIV в., культура Возрождения
складывается в Италии; в большинстве
других стран ее зарождение относится
к концу XV в. Завершающим периодом эпохи
Возрождения почти повсеместно были последние
десятилетия XVI - начало XVII в.
1.2.
Особенности социально-
Эпоха Возрождения
занимает в истории Европы особое
место. Культура этого периода тысячами
нитей связана с переменами в жизни общества,
ее усложнением и противоречиями в условиях
начавшегося перехода от средних веков
к раннему Новому времени.
Традиционная система феодально-общественных
отношений уже переживает кризис и трансформируется;
зарождаются новые формы хозяйствования.
Ломаются устойчивые социальные структуры,
изменяются положение и самосознание
различных слоев населения города и деревни.
На этой почве возникают широкомасштабные
общественные конфликты и движения, потрясающие
Европу.
Напряженность и противоречивость социальной
жизни эпохи Возрождения усиливается
в связи с формированием нового типа государственности
- абсолютной монархии, а также в итоге
межконфессиональной борьбы, вызванной
Реформацией и Контрреформацией.
Реформация началась в 1517 г. с принятием
М. Лютером католической доктрины на основе
«новой теологии». Евангелизм стал теоретической
базой требований радикального переустройства
католической церкви, важной предпосылкой
развития реформаторских настроений в
Германии и других странах. Это привело
к расколу римской церкви и возникновению
новых христианских вероучений (протестантизма
и других религиозных течений).
Начавшееся вслед за этим наступление
католической церкви на оппозиционные
силы получило название «Контрреформация».
Мощным фактором воздействия не только
на экономику, но и на мировоззрение эпохи
стали великие географические открытия,
расширившие кругозор европейцев, обогатившие
их знаниями об иных цивилизациях и народах.
Указанный период характеризуется развитием
интереса к проникновению в тайны природы
на основе опыта, наблюдения, эксперимента;
серьезными достижениями в математических
науках, естествознании, технике; крупными
открытиями в области астрономии (от Коперника
до Галилея Галилео). Все это способствовало
формированию новых представлений о действительности,
изменению установившейся картины мира.
1.3. История понятия «Возрождение»
Понятие «Возрождение»
возникло в Италии в XVI в. как некий итог
осмысления культурного новаторства эпохи.
Этим понятием обозначали первый со времени
античности блестящий рассвет культуры,
гуманитарных наук, искусства, начавшийся
после долгого, почти тысячелетнего упадка
культуры. Время упадка идеологами Возрождения
стало именоваться «Средними веками».
В XIX в. применительно к эпохе Возрождения
утвердился французский термин «Ренессанс»,
прочно вошедший в русскую речь.
Девизом
и основной идеей культуры Возрождения
становится обращение к «первоисточникам
знания», восстановление во многом утраченных
в средние века связей с культурными традициями
античности - как с христианскими, так
и с языческими; как с латинскими, так и
с древнегреческими.
Античность стала важнейшим ориентиром
новой культуры Возрождения: на античном
фундаменте строились разные области
ренессансной культуры - от системы гуманитарного
знания, образования, норм литературного
творчества до архитектуры и изобразительного
искусства. Проникновению идей античности
в Европу способствовало изобретение
в XV в. И. Гутенбергом книгопечатания. Благодаря
этому стало возможным тиражирование
и широкое распространение античной литературы.
Но нельзя забывать, что и культура средних
веков, несмотря на ее отрицательную оценку
творцами Ренессанса, оказывала существенное
и непосредственное воздействие на культуру
Возрождения, прежде всего в силу преемственности
общего для них христианского мировоззрения.
По сути, Возрождение впервые после
патристики и в гораздо более крупных
масштабах осуществило широкий и многогранный
синтез двух культурных миров - языческого
и христианского. В культуре Возрождения
переплелись основы христианского вероучения,
языческая мудрость и светские подходы
в разных областях знания.
На почве новых
культурных тенденций формируются
новые гуманистические
Антропоцентризм - характерная черта
ренессансной культуры. Утверждается
величие человека, сила его разума и воли,
его высокое предназначение в мире. Под
сомнение был поставлен один из основных
постулатов средневекового общества -
принцип сословного разделения людей,
возникает идея о том, что ценить человека
надо по его личным достоинствам и заслугам,
а не по родовитости и состоянию.
В это время, по мнению Л.М. Баткина,
в определении человека происходит переход
от понятия «индивид» к понятию «индивидуальность»,
в котором уже фиксируется оригинальность,
уникальность и личностная неповторимость
каждого индивида, его право на свободу
индивидуального самоопределения. А это,
в свою очередь, ведет к формированию нового
идеала социальности, представляющего
модель индивида, а не общества, образ
чувственный реальности, пронизанный
высшим мировым смыслом. Человек универсиализируется,
рассматривается как центр бытия.
В дальнейшем история покажет, что, исходя
только из самодеятельности индивидуального
человека, его внутренних возможностей,
нельзя построить счастливое существование.
Осознание этой идеи привело к тому, что
к середине XVI в. ренессансный идеал социального
начал превращаться в утопию.
Таковы новые гуманистические ценности,
утвердившиеся в культуре Возрождения
и отличающиеся от средневековых схоластических
представлений о человеке.
В
памятниках греческой культуры гуманисты
искали прежде всего стороны, связанные
с ценностями искусства, — благородство
чувств, красоту, изящество. В эпоху Возрождения
блестящее развитие получает литература
и изобразительное искусство — живопись,
скульптура. С этой эпохой связаны великие
имена Уильяма Шекспира (1564 — 1616), Мигеля
де Сервантеса Сааведра (1547 — 1616), Леонардо
да Винчи (1452 — 1519), и многих других
выдающихся деятелей искусства.
Изобретатель,
мастер, художник, архитектор и, наконец,
ученый — профессии в эпоху Возрождения
часто неразделимые. В наивысшей степени
эти грани человеческой деятельности
соединились в творчестве Леонардо да
Винчи.
2.Психологические
идеи Леонардо да Винчи.
2.1. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи (краткий очерк)
Леонардо да Винчи (Приложение № 1.) родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение (ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.
Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе, как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни был самым плодотворным.
При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур.
В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени.
После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. Весной 1500 Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был выполнен. В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского. Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. В 1513 Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X, но вскоре теряет благосклонность папы. Он изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный Автопортрет (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом.
Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I, преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.
Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера).