Психологические идей Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

Синхронности в возникновении культуры Возрождения в разных странах мира не было: раньше всего, в середине XIV в., культура Возрождения складывается в Италии; в большинстве других стран ее зарождение относится к концу XV в. Завершающим периодом эпохи Возрождения почти повсеместно были последние десятилетия XVI - начало XVII в.

Содержание работы

1. Исторические, социально-культурные предпосылки появления
новых взглядов на человека в период Возрождения и их
особенности стр. 2

Хронологические рамки периода

Особенности социально-экономического, политического
и культурного развития периода Возрождения
История понятия «Возрождение»

Идеология культуры
Возрождения.
Культура Возрождения - почва возникновения
гуманистических идей о человеке
2. Психологические идеи Леонардо да Винчи стр.5
2.1. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи (краткий очерк)
2.2. Концепция человека Леонардо да Винчи
2.3. Взгляды и представления Леонардо да Винчи о человеке и его
внутреннем мире
Заключение стр. 17

Список литературы стр. 20

Файлы: 1 файл

психологические идей Леонардо да Винчи.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

         Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе.

         Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя.

       Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник «О Божественной пропорции», Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику.

       Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

        Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом.

         В Милане Леонардо начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике.

       Живописец, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения. Он значительно опередил свое время. 

2.2. Концепция человека Леонардо да Винчи 

         Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей. 
          В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира. 
          Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания. 
          Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством. 
          Следует отметить, что фантазия, начиная с античности, считалась «дурной субъективностью». Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи. 
          Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

          «Витрувианский человек» - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников (Приложение № 2). На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

       Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом. 
          Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов. 
          Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. «Мудрость есть дочь опыта», - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности. 
          Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики. 
          Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто «разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы». Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека. 
          Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.
 

2.3. Взгляды и представления Леонардо да Винчи о человеке и его внутреннем мире. 

         Обратимся к материалам творческого наследия великого Леонардо да Винчи и проанализируем взгляды и представления художника о человеке и его внутреннем мире.

         В более чем 7 тысяч страниц дневников и манускриптов Леонардо да Винчи, которые сохранились до наших дней, особое место он отводит исследованиям человека. На протяжении всей жизни Леонардо собирал и накапливал всесторонние знания о человеке, анатомии и телосложении, движениях и поведении, душевных состояниях и их выражении во внешнем облике. Анализ рукописного наследия художника позволяет исследователям предполагать, что он подготавливал материалы для своего рода энциклопедии Человека. Среди анатомических штудий Леонардо даже обнаружен подробный план предполагаемого грандиозного труда, который должен был включить сведения обо всех этапах жизнедеятельности человека — от пренатального периода до старости 1.

       В изысканиях Леонардо большое место занимают записи и зарисовки наблюдений за особенностями поведения и психики человека, свидетельствуя о той исключительной важности, которую великий художник и мыслитель придавал данным вопросам. Необычная для своего времени по глубине и масштабу направленность творческого мышления Леонардо на познание «проблемы психического» и попытка решения ее средствами искусства отмечена и оценена в искусствознании, и его не случайно относят к основоположникам художественного психологизма (отображении языком искусства представлений эпохи о внутреннем мире человека) в европейской живописи 2

     Приблизиться к раскрытию психолого-исторического значения художественного творчества Леонардо помогают высказанные им идеи о целях и задачах живописи как выражения высшего уровня в познании мира и человека3.

      Содержание этих идей кратко может быть сведено к главной мысли о том, что познание должно быть обращено к видимому и выражено в чувственном образе. «Разве ты не знаешь,— обращается художник к воображаемому оппоненту в своих заметках,— что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой»4.

       Следовательно, считал он, «та наука полезнее, плод которой наиболее поддается сообщению, и также наоборот, менее полезна та, которая менее поддается сообщению. Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности»

______________

1 Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. М., 1965. 586 с.

    2 Алпатов М. В. Великий итальянский художник и ученый // Искусство. 1952. № 2. С. 57—69.

    3 Баткин Л. М. Из наблюдений над творческим мышлением Леонардо да Винчи // Советское искусствознание-82. Вып. II. М., 1984. С. 171—214.

    4 Леонардо да Винчи. Избр. естественнонаучные произв. М., 1955. с. 74. 

         Поэтому и многочисленные похвалы Леонардо зрению (восприятию). Глазу, который он ставит выше всего, чем одарила природа человека.

         «Наука живописи», высшей деятельности, на которую вообще способен человек, по мысли Леонардо, не является зеркальным механическим копированием природы. Это всегда творчество и изобретение, а следовать природе — значит подражать процессу её творчества. Восприятие (Глаз) человека «тем превосходит природу, что простые природные вещи конечны, а произведения, выполненные руками по приказу Глаза — бесконечны, как это доказывает живописец выдумыванием бесконечных форм животных и трав, деревьев и местностей»; живопись «занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала»1. Следовательно, считал художник, только живопись и есть высшее выражение высшего уровня понимания мира и человека.

         Историки науки объясняли этот своеобразный «позитивизм» Леонардо по-разному. Одни — тем, что, касаясь в творчестве научных проблем при их решении, он оставался только художником, выражающим все понятия в наглядных образах2. Другие просто отказывали Леонардо в способностях к абстрактному, теоретическому мышлению3. Более интересна точка зрения Б.Г. Кузнецова, который объясняет эмпирическую направленность и образность мышления Леонардо психолого-историческими причинами. Совершенно очевидно, подчеркивает Б.Г. Кузнецов, что способностями к теоретическому, абстрактному мышлению Леонардо обладал, и в самой высокой степени. Все дело в том, что в XV в. еще отсутствовали гносеологические универсалии, которые позволяли бы переносить связи и отношения между наблюдаемыми явлениями в мир теории и математических абстракций. Не было инвариантов научного мышления, которые были выработаны только в XVII столетии. В эпоху же Леонардо, считает Б.Г. Кузнецов, будущей науке прокладывали дорогу не схоластические декларации, исчерпавшие себя уже в средневековье, а перемещение центра тяжести в познании мира и человека на его сенсуальное (чувственное), эстетическое познание. Сенсуализм Леонардо не был декларацией, он следовал из его творческой практики и, в свою очередь, воплощался в этой практике, реализовываясь в живописи 4.

Информация о работе Психологические идей Леонардо да Винчи