Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучение понятие психологическая игра во внеурочной деятельности учителя начальной школы.
Задачи:
Изучить понятие психологической игры;
Выяснить особенности внеурочной деятельности.
Определить основные формы, методы, виды внеурочной деятельности.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть
2.1. Понятие психологической игры и её виды……..…………….……………….6
2.2.Понятие внеурочной деятельности, ее формы, методы и виды………………………………………………………………………..……..…11
2.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….….14
2.4.Перечень психологических игр для внеурочной деятельности учителя начальных классов, направленных на развитие познавательной сферы………………………………………………………………………….…….19
3.Заключение………………………………………………………………………..32
4.Список использованной литературы…………………………………………….34

Файлы: 1 файл

психологические игры.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования 

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова 

Санкт-Петербурга


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов.

 

 

 

 

Выполнила:

Перминова Анна

студентка 3-5 группы

специальность:

«Преподавание в начальных классах  с дополнительной подготовкой в  области психологии»

 

Научный руководитель:

Борохова Светлана Фёдоровна,

преподаватель психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание:

 

1.Введение……………………………………………………………………………3

2.Теоретическая часть

2.1. Понятие психологической игры и её виды……..…………….……………….6

2.2.Понятие внеурочной деятельности, ее формы, методы и виды………………………………………………………………………..……..…11

2.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….….14

2.4.Перечень психологических игр для внеурочной деятельности учителя  начальных классов, направленных на развитие познавательной сферы………………………………………………………………………….…….19

3.Заключение………………………………………………………………………..32

4.Список использованной литературы…………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

                                                                                      «Человек является человеком до тех пор,

                                                                                        пока он не стал человеком;

                                                                                        а как только он стал человеком,

                                                                                        он перестает им быть».

Д.Б. Эльконин.

 

Психологическая игра - это всегда интересно, это накал страстей и отличная возможность для всех сыграть свою роль. Как правило, такие игры отлично раскрепощают компанию. Они предназначены для людей, которые уверены в том, что могут свободно проводить эксперименты над своими эмоциями, чувствами, страхами и желаниями. Эти игры для взрослых сродни настоящим психологическим тестам, которые обнажают подлинную человеческую душу, предлагают вам более приятный и доступный способ понять свой внутренний мир. Психологические игры основаны  на методе психоанализа, но веселый и легкий подход дает возможность любому ощутить и насладиться миром сознания.

Актуальность  темы: Данная тема будет актуальна для учителей начальных классов  и родителей, чьи дети относятся к младшему школьному возрасту (7-11 лет)

Основная цель начальной школы -  помощь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии. Поэтому необходимо активно использовать игровую терапию в начальной школе, чтобы помочь детям подготовиться к усвоению предлагаемых знаний наилучшим образом, так как детей нельзя заставить научиться чему-либо. Игровая терапия будет являться дополнением в обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Как известно игра ещё  некоторое время после начала обучения в школе продолжает быть ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции, активно развивается внимание.

Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. В первом классе внимание ребенка ещё не устойчиво. Наиболее эффективным инструментом развития внимания в младшем школьном возрасте является игра. Игра, как пока ещё основной вид деятельности, интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия, ощущения)

Понятие «психологическая игра» изучали разные авторы, психологи, философы и давали свое определение:

  • В латинском языке понятие «игра» - «paideid» - этимологически близко к понятию «воспитание», что и использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Другими словами игра - это источник удовольствия.
  • И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе».
  • По мнению Шиллера, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет…», и «игра – свободное, самостоятельное раскрытие всех сил человека, его сущности».
  • Русский педагог начала CC века Н.В. Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: « Игра ребенка – его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и не полной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка ещё слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры…»
  • Как отмечает О.С. Газман, «игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем; с одной стороны, она дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена а будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма».
  • Интересная и важная позиция академика И.С.Кона: «Что такое игра мы не знаем. Вернее, так: я не знаю ни одного законченного определения, которое исчерпало бы весь объём понятия, все мои интуитивные предстваления об игре. Почему бы, действительно, не представить её… механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка?»
  • Д.Мид, увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самость», собрание ребенком своего «Я».
  • А.В.Запорожец совместно с Д.Б.Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В.Запорожца входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б.Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и (совместно с В.В.Давыдовым) новой концепции обучения детей младшего школьного возраста. 
  • Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я.Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей. 
  • Л. С. Выготским и Д.Б. Эльконин разрабатали проблемы психологии игры и проблемы обучения и развития.

Итак, игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости»  ребенка, в которой идут мощные процессы 2само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

А главная задача для  учителя, родителей, создать благоприятные условия для игры, включить игру в деятельность ребенка, ведь игра призвана помочь ему накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно-важных действиях, поступках, ценностях. [2, с.  ]

Цель курсовой работы: Изучение понятие психологическая игра во внеурочной деятельности учителя начальной школы.

Задачи:

  1. Изучить понятие психологической игры;
  2. Выяснить особенности внеурочной деятельности.
  3. Определить основные формы, методы, виды внеурочной деятельности.
  4. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
  5. Подобрать перечень психологических игр для внеурочной деятельности учителя начальных классов, направленных на развитие познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы.

 

Предмет изучения: Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов.

Объект изучения: Ученики младшего школьного возраста;

Практическая значимость работы: Представляет собой возможность использования психологических игр на развитие познавательной сферы и невербальной коммуникации во внеурочной деятельности и на уроках учителя начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теоретическая часть

2.1. Понятие психологической  игры и ее виды

 

«Пока человек думает только о себе,

у него и мысли в  голове несерьезные,

так — даже не мысли, а  Я-сли.

И только, когда он поймет,

что думать нужно и  о других,

в его голове наконец  начинают

зарождаться МЫ-сли.»

 

 

В современном учебнике психологии под редакцией В.П. Кохановского отмечается, что: «В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывая в себя богатство культуры – деловые игры, спортивные игры, игра актера и т.п.». В игре можно отвлечься от реальной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. В то же время играющий выполняет реальные действия, связанные с решением конкретных, часто творческих задач. Для детей от 1 до 7 лет игра — важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему. Взрослые участвуют в деловых играх, шлифуя определенные умения, навыки и качества.

Так что же такое игра, давайте  постараемся понять это. Существует огромное количество определений, вот  лишь некоторые из них.

 

  1. Игра — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Основное в игре — субъективная удовлетворенность от самого процесса.
  2. Игра́— вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.
  3. «Игра- не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая помогает ребенку самоутвердиться, самореализоваться».
  4. Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
  5. Игра — это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте.

Иными словами, игра —  это то, чем и в чём наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь  у детей волшебным образом (и  объективно) неразделимы, то мы, взрослые, должны это принять и сделать  игру своей союзницей в деле обучения и развития своих детей.

  1. М.С. Каган, исследователь человеческой деятельности, отмечает: «Игра есть материальное проявление общения людей, которое приобретает здесь специфический характер «общения ради общения», становится, если так можно выразиться, «чистым искусством общения. Даже в тех случаях, когда играющий вдохновлен стремлением победить партнера, а не только получить удовольствие от самого процесса игры, его действия остаются в пределах сферы общения».
  2. Культуролог Б.С. Ерасов предлагает такое определение игры: «Игра – существенный и специфический вид культурной деятельности, в которой, как часто полагают, человек выступает свободным от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий объект, не подверженный какой-либо принудительности».
  3. «Игра –это мир, в котором растет и развивается ребенок» – таково мнение башкирского исследователя этнопедагогики К.Ш. Ахиярова.
  4. По Л.С. Выготскому «...игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная., подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой совпадают с признаками игры, за исключением результатов». Таким образом, психическая природа игры и труда совпадают: «Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
  5. Ж. Пиаже, французский психолог, так определяет: «Игра – это реальность, в которую ребенок хочет верить для себя самого, точно так же, как действительность – это игра, в которую ребенок хочет играть со взрослыми, которые в нее тоже верят».
  6. О.А. Карабанова считает: « Игра – это деятельность, предоставляющая всем ее участникам право свободного самовыражения».
  7. Б.А.Зельцерман и Рогалева Н.В. отмечают: «Игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она педагогическое творение.»
  8. Я.Корчак, многие годы посвятивший педагогический деятельности, пишет: «Спокойные ролевые игры – это не что иное, как мир детского общения, обмена мыслями, это маленький драматический спектакль, происходящий на невидимой сцене, где наяву, как во сне, воплощаются все детские мечты, ребенок грезит, что так когда-нибудь в жизни будет, и страдает от того, что этого пока нет».
  9. Э. Берн – крупнейший западный психолог и практический психотерапевт определяет понятие игра через термин трансакция - единицу общения следующим образом: «Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп».

«Игрой мы называем серию следующих  друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она  представляет собой повторяющийся  набор однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; иными словами, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох».

Существуют и психологические  игры, они являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: 
деятельность - ритуал - игра - времяпрепровождение - отдых - искренние отношения. [14]

  1. По словам В. Зеньковского, психологическая игра – это деятельность, служащая средством телесного и психического выражения чувства.
  2. Психологические игры -  предназначены для людей, которые уверены в том, что могут свободно проводить эксперименты над своими эмоциями, чувствами, страхами и желаниями. Эти игры для взрослых сродни настоящим психологическим тестам, которые обнажают подлинную человеческую душу.
  3. Психологические игры - это всегда интересно, это накал страстей и отличная возможность для всех сыграть свою роль. Как правило такие игры отлично раскрепощают компанию.
  4. Психологические игры - предлагают вам более приятный и доступный способ понять свой внутренний мир. Психологические игры основаны на методе психоанализа, но веселый и легкий подход дает возможность любому ощутить и насладиться миром сознания. []

Существует  очень интересный труд: Теории игры К. Гросса и Ф. Бойтендайка.

В своём труде они пытались классифицировать детские игры и найти новый подход к ним.

Резюмируя Гросс написал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающиеся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».

Так же стоит отметить его определение  детской игры.

Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Детская игра – обеспечивает ребенку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы.

Информация о работе Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов