Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучение понятие психологическая игра во внеурочной деятельности учителя начальной школы.
Задачи:
Изучить понятие психологической игры;
Выяснить особенности внеурочной деятельности.
Определить основные формы, методы, виды внеурочной деятельности.
1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть
2.1. Понятие психологической игры и её виды……..…………….……………….6
2.2.Понятие внеурочной деятельности, ее формы, методы и виды………………………………………………………………………..……..…11
2.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….….14
2.4.Перечень психологических игр для внеурочной деятельности учителя начальных классов, направленных на развитие познавательной сферы………………………………………………………………………….…….19
3.Заключение………………………………………………………………………..32
4.Список использованной литературы…………………………………………….34
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербурга
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов.
Выполнила:
Перминова Анна
студентка 3-5 группы
специальность:
«Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области психологии»
Научный руководитель:
Борохова Светлана Фёдоровна,
преподаватель психологии
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Теоретическая часть
2.1. Понятие психологической игры и её виды……..…………….……………….6
2.2.Понятие внеурочной деятельности, ее формы, методы
и виды……………………………………………………………………
2.3. Психологические особенности детей
младшего школьного возраста…………………………………………………………
2.4.Перечень психологических игр для внеурочной
деятельности учителя начальных классов,
направленных на развитие познавательной
сферы…………………………………………………………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список использованной литературы…………………………………………….34
Введение:
Д.Б. Эльконин.
Психологическая игра - это всегда интересно, это накал страстей и отличная возможность для всех сыграть свою роль. Как правило, такие игры отлично раскрепощают компанию. Они предназначены для людей, которые уверены в том, что могут свободно проводить эксперименты над своими эмоциями, чувствами, страхами и желаниями. Эти игры для взрослых сродни настоящим психологическим тестам, которые обнажают подлинную человеческую душу, предлагают вам более приятный и доступный способ понять свой внутренний мир. Психологические игры основаны на методе психоанализа, но веселый и легкий подход дает возможность любому ощутить и насладиться миром сознания.
Актуальность темы: Данная тема будет актуальна для учителей начальных классов и родителей, чьи дети относятся к младшему школьному возрасту (7-11 лет)
Основная цель начальной школы - помощь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии. Поэтому необходимо активно использовать игровую терапию в начальной школе, чтобы помочь детям подготовиться к усвоению предлагаемых знаний наилучшим образом, так как детей нельзя заставить научиться чему-либо. Игровая терапия будет являться дополнением в обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Как известно игра ещё некоторое время после начала обучения в школе продолжает быть ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции, активно развивается внимание.
Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. В первом классе внимание ребенка ещё не устойчиво. Наиболее эффективным инструментом развития внимания в младшем школьном возрасте является игра. Игра, как пока ещё основной вид деятельности, интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия, ощущения)
Понятие «психологическая игра» изучали разные авторы, психологи, философы и давали свое определение:
Итак, игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы 2само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.
А главная задача для учителя, родителей, создать благоприятные условия для игры, включить игру в деятельность ребенка, ведь игра призвана помочь ему накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно-важных действиях, поступках, ценностях. [2, с. ]
Цель курсовой работы: Изучение понятие психологическая игра во внеурочной деятельности учителя начальной школы.
Задачи:
Предмет изучения: Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов.
Объект изучения: Ученики младшего школьного возраста;
Практическая значимость работы: Представляет собой возможность использования психологических игр на развитие познавательной сферы и невербальной коммуникации во внеурочной деятельности и на уроках учителя начальной школы.
2.Теоретическая часть
2.1. Понятие психологической игры и ее виды
«Пока человек думает только о себе,
у него и мысли в голове несерьезные,
так — даже не мысли, а Я-сли.
И только, когда он поймет,
что думать нужно и о других,
в его голове наконец начинают
зарождаться МЫ-сли.»
В современном учебнике психологии под редакцией В.П. Кохановского отмечается, что: «В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывая в себя богатство культуры – деловые игры, спортивные игры, игра актера и т.п.». В игре можно отвлечься от реальной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. В то же время играющий выполняет реальные действия, связанные с решением конкретных, часто творческих задач. Для детей от 1 до 7 лет игра — важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему. Взрослые участвуют в деловых играх, шлифуя определенные умения, навыки и качества.
Так что же такое игра, давайте постараемся понять это. Существует огромное количество определений, вот лишь некоторые из них.
Иными словами, игра — это то, чем и в чём наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь у детей волшебным образом (и объективно) неразделимы, то мы, взрослые, должны это принять и сделать игру своей союзницей в деле обучения и развития своих детей.
«Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; иными словами, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох».
Существуют и психологические
игры, они являются одной из форм
снятия внутрипсихического напряжения. Понятие
психологической игры было введено Э.
Берном как одна из шести основных форм структурирования
времени:
деятельность - ритуал - игра - времяпрепровождение
- отдых - искренние отношения. [14]
В своём труде они пытались классифицировать детские игры и найти новый подход к ним.
Резюмируя Гросс написал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающиеся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».
Так же стоит отметить его определение детской игры.
Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
Детская игра – обеспечивает ребенку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы.
Информация о работе Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов