Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучение понятие психологическая игра во внеурочной деятельности учителя начальной школы.
Задачи:
Изучить понятие психологической игры;
Выяснить особенности внеурочной деятельности.
Определить основные формы, методы, виды внеурочной деятельности.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть
2.1. Понятие психологической игры и её виды……..…………….……………….6
2.2.Понятие внеурочной деятельности, ее формы, методы и виды………………………………………………………………………..……..…11
2.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….….14
2.4.Перечень психологических игр для внеурочной деятельности учителя начальных классов, направленных на развитие познавательной сферы………………………………………………………………………….…….19
3.Заключение………………………………………………………………………..32
4.Список использованной литературы…………………………………………….34

Файлы: 1 файл

психологические игры.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Детская игра «…оказывает важное воздействие на оптимистическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем», - делает вывод исследователь детской игры С.А. Шмаков.

Классифицировать игры — это создать (соединить) порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. В основе любой классификации присутствуют видовые признаки объекта.

Вид — видимое.

Вид — одна из таксономических категорий. Иногда его соотносят с рангом, разрядом, группой. Вид обращает внимание на принципиальное отличие данного объекта от других.

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на четыре большие группы: 
1. Игры с готовыми "жесткими" правилами. 
2. Игры "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий. 
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

  1. Игры «сюжетно-ролевые». [11]

 

  Схема №1: «Классификация игр  с примерами»

 

Виды психологических игр:

  1. Игровые "оболочки". Этот вид психологических игр самый распространенный и самый простой. В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой. 
    Игровые "оболочки" используются в начальной школе, хороши они и для младших подростков. Наиболее активно сегодня психологами образования эксплуатируются игровые "оболочки", построенные по принципу новогодней сказки для малышей в детском саду: новый год не может состояться из-за того, что злые силы что-то украли, спрятали, сломали.
  2. "Иргу-проживание", которая позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Это более сложный вид игры как для участников, так и для ведущего. Для него сложность может представлять управление игровым процессом, для участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному "Я" с достаточно непростыми вопросами.

Возраст может быть любой. 
"Игра-проживание" не может быть удачной и не удачной, она всегда складывается по-разному. Однако любой вариант "проживания" игры очень полезен: выявляются скрытые разрушительные процессы, личность продвигается в понимании того, что в ней происходит. Следовательно, жизнь продолжается.

  1. "Игры-драмы". За содержанием, коллизиями сюжета и изысками антуража любой "игры-драмы" стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации и совершение личного выбора. А за игровым выбором всегда стоит ценностно-смысловое самоопределение личности. 
    Однако не только процедура выбора в таких играх драматична. Как только участник решает для себя: я выбираю такой-то путь, он ставится в ситуацию символического проживания этого пути. В процессе такого проживания становятся очевидны все потери и обретения, все последствия выбора. Ряд "игр-драм" предполагает не только умение делать выборы и принимать их следствия, не менее важно уметь строить свою жизнь в контексте сделанного выбора: ставить цели, организовывать деятельность, устанавливать отношения с другими людьми. 
    То есть, "игра-драма" может быть ориентирована на решение еще одной психологической задачи, которая для участника озвучивается приблизительно так: "Теперь, когда ты сделал свой выбор, как ты будешь строить свою жизнь? ". Квинтэссенция "игры-драмы" - ситуация совершения выбора, но к нему нужно умело подвести. Выбор будет действительно личностно переживаться в том случае, если участник глубоко погрузился в игровую ситуацию, на это уходит значительная часть времени. Очень хороший эффект дают психодраматические и гештальт-техники проживания, медитативные приемы. "Игры-драмы" самый сложный и ответственный вид психологических игр.
  2. "Деловые" и проектные игры - еще один вид психологической игровой работы. Они направлены на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников. 
    "Деловые" игры могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственно организационного семинара.

Их назначение - формировать  проектное мышление участников, умение работать с проблемой. Проектные игры могут иметь сюжет, а могут проводиться на реальном материале, например, в связи с каким-либо мероприятием. 
"Деловые" игры - очень перспективное направление. Они учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество, вступать в коллегиальные отношения.

  1. Психологические акции. Собственно, это не игра, это - игровая среда, которая создается на определенное время. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. 
    Основная цель таких "акций" - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. "Психологические акции" могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. 
    Важные особенности "акции" - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками

Итак, психологическая игра присутствует в жизни любого человека и чем раньше человек знакомиться с ней, тем богаче его внутренней мир, тем лучше человек знает себя. Психологическая игра, как и обычная игра направленная на самопознание человека, на раскрытие умений, навыков.  
Родители, воспитатели, учителя, всё окружение ребёнка, должно помогать ему, узнать мир. Проще всего это сделать с помощью игры. Игра главная деятельность ребенка. То есть это такая деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. [11]

 

 

2.2.Понятие  внеурочной деятельности, ее формы,  методы и виды

 

"Замечательные, блестящие уроки есть там, 
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". 
В.А.Сухомлинский

 

Потребность совершенствования  школьного образования обусловливает  интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей  формирования мотивов учения. Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной деятельности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеурочной деятельности в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеурочная деятельность, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Внеурочная деятельность в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

Преемственность между  урочной и внеурочной работой  не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки.

Цель внеурочной деятельности - развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

 

Методы внеурочной деятельности:

  1. Методы организации деятельности (кратко - методы приучения) - приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
  2. Методы формирования сознания (кратко - методы убеждения) - использование примера, рассказ, беседа, диспут, лекция;
  3. Методы стимулирования - поощрение, наказание, соревнование.

Формы внеурочной деятельности:

  1. Индивидуальные;
  2. Кружковые;
  3. Объединяющие;
  4. Массовые.

Индивидуальная  деятельность - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеурочная деятельность способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам деятельности относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям.

Так интернациональные клубы могут  иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой деятельности принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны.   Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

  • Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.
  • Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива. [3,4]

Виды внеурочной деятельности.

Выделяют семь направлений:

  1. Учебно-познавательное направление (предметные недели; предметные олимпиады; игры «Самый умный», «Умники и умницы»)
  2. Культурно-просветительское направление (посещение городского музея; экскурсионные поездки; проведение школьных концертов)
  3. Общественно-патриотическое направление (встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества» с участием очевидцев боевых действий; работа школьного музея боевой славы; организация и проведение праздника Победы)
  4. Физкультурно-оздоровительное, спортивное направление (проведение подвижных игр и «веселых стартов» для начальной школы и классов среднего звена;проведение внутришкольных спортивных соревнований;участие в спортивных соревнованиях, кроссах и эстафетах района, города)
  5. Нравственно-правовое направление (классные часы на тему воспитания нравственных качеств у ребенка; работа с социально – неадаптированными подростками и их семьями; конкурс творческих работ «Моя родословная»)
  6. Эстетическое направление (участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выставках детского творчества эстетического цикла; использование курсов «Искусство», «Мировая художественная культура»; праздник – шоу «Модный приговор»; праздник «Дары осени»)
  7. Лекционно-образовательное направление для родителей (тематические родительские собрания; индивидуальная работа с родителями; лекторий для родителей)

Итак, рассмотрев понятия внеурочная деятельность, формы, методы и виды, мы можем сделать вывод о том, что учитель в своей работе часто может использовать такой вид деятельности как игра.

Игра – это то, что  знакомо любому ребенку; Каждый ребенок  умеет играть, а если включать игру в учебный и внеучебный процесс, то школьная жизнь ребенка станет намного интереснее, разнообразнее.

Информация о работе Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов