Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучение понятие психологическая игра во внеурочной деятельности учителя начальной школы.
Задачи:
Изучить понятие психологической игры;
Выяснить особенности внеурочной деятельности.
Определить основные формы, методы, виды внеурочной деятельности.
1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Теоретическая часть
2.1. Понятие психологической игры и её виды……..…………….……………….6
2.2.Понятие внеурочной деятельности, ее формы, методы и виды………………………………………………………………………..……..…11
2.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….….14
2.4.Перечень психологических игр для внеурочной деятельности учителя начальных классов, направленных на развитие познавательной сферы………………………………………………………………………….…….19
3.Заключение………………………………………………………………………..32
4.Список использованной литературы…………………………………………….34
Детская игра «…оказывает важное воздействие на оптимистическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем», - делает вывод исследователь детской игры С.А. Шмаков.
Классифицировать игры — это создать (соединить) порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. В основе любой классификации присутствуют видовые признаки объекта.
Вид — видимое.
Вид — одна из таксономических категорий. Иногда его соотносят с рангом, разрядом, группой. Вид обращает внимание на принципиальное отличие данного объекта от других.
Можно принять за аксиому общепринятый
подход делить все игры детей и взрослых
на четыре большие группы:
1. Игры с готовыми "жесткими" правилами.
2. Игры "вольные", правила которых
устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная
игровая стихия, и правила, принятые в
качестве условия игры и возникающие по
ее ходу.
Схема №1: «Классификация игр с примерами»
Виды психологических игр:
Возраст может быть любой.
"Игра-проживание" не может быть удачной
и не удачной, она всегда складывается
по-разному. Однако любой вариант "проживания"
игры очень полезен: выявляются скрытые
разрушительные
процессы, личность продвигается в понимании
того, что в ней происходит. Следовательно,
жизнь продолжается.
Их назначение - формировать
проектное мышление участников, умение
работать с проблемой. Проектные игры могут
иметь сюжет, а могут проводиться на реальном
материале, например, в связи с каким-либо
мероприятием.
"Деловые" игры - очень перспективное
направление. Они учат строить свою деятельность,
налаживать деловое сотрудничество, вступать
в коллегиальные отношения.
Итак, психологическая игра присутствует в
жизни любого человека и чем раньше человек
знакомиться с ней, тем богаче его внутренней
мир, тем лучше человек знает себя. Психологическая
игра, как и обычная игра направленная
на самопознание человека, на раскрытие
умений, навыков.
Родители, воспитатели, учителя, всё окружение
ребёнка, должно помогать ему, узнать мир.
Проще всего это сделать с помощью игры.
Игра главная деятельность ребенка. То
есть это такая деятельностью, благодаря
которой происходят главнейшие изменения
в психике ребенка и внутри которой развиваются
психические процессы, подготавливающие
переход ребенка к новой, высшей ступени
его развития. [11]
2.2.Понятие внеурочной деятельности, ее формы, методы и виды
"Замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное,
кроме уроков, где имеются и применяются
самые разнообразные формы развития учащихся
вне уроков".
В.А.Сухомлинский
Потребность совершенствования
школьного образования
Внеурочная деятельность в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки.
Цель внеурочной деятельности - развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Методы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Индивидуальная деятельность - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеурочная деятельность способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам деятельности относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям.
Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.
Формы массовой деятельности принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.
Виды внеурочной деятельности.
Выделяют семь направлений:
Итак, рассмотрев понятия внеурочная деятельность, формы, методы и виды, мы можем сделать вывод о том, что учитель в своей работе часто может использовать такой вид деятельности как игра.
Игра – это то, что знакомо любому ребенку; Каждый ребенок умеет играть, а если включать игру в учебный и внеучебный процесс, то школьная жизнь ребенка станет намного интереснее, разнообразнее.
Информация о работе Психологические игры во внеурочной деятельности учителя начальных классов