Психологические модели внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:28, реферат

Описание работы

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни -- в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “.внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

Введение

   Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни -- в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “.внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Рассредоточенное внимание также обязательно человеку в  том случае, когда он необходим  выполнить одновременно несколько  действий. Больше трудности при выполнении сложных заданий уменьшаются  в случае постоянных тренировок внимания, и выполнение этих заданий становится привычным. Человек достигает автоматизма, то есть происходит автоматическая обработка  информации, следовательно, требуется  меньше когнитивных ресурсов для  выполнения этих заданий.

В современной психологии исследования внимания входят наряду с общей психологией в инженерную психологию и психологию труда, нейропсихологию  и медицинскую психологию, возрастную и педагогическую психологию.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и  смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения  объективной реальности. Внимание -- это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение  отношения к объекту. А изменение  отношения к объекту выражается во внимании -- в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным  и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет  своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в  нем выявляется специфическим образом  взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в  изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена  познавательная деятельность.

Внимание теснейшим образом  связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического  развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как  настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как  мобилизованность на восприятие этого  сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к  действию.

Говорить о внимании, его наличии  или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают.

 

 

1 Понятие о внимание

1.1 Внимание и сознание

Если выделить то общее, что  стоит за всеми примерами связи  внимания и памяти, то нельзя обойтись без сознания. Внимание необходимо для того, чтобы удержать в сознании сиюминутную воспринятое, преходящее - иначе оно не сможет стать достоянием памяти. Еще внимание нужно для  того чтобы воспоминание вновь оказалось  в сознании, поднялось из глубин памяти. Удержание образа и мысли  в сознании стоит за совместным функционированием  внимания и восприятия, внимания и  мышления Гиппенрейтер Ю.Б., Романов  В.Я. Психология внимания, - М.: ЧеРо, 2001, с. 611-613..

Проблема связи внимания и сознания начала разрабатываться  в рамка хвосточной философии. В  восточной философии традиции имеет  особое место внимания как «концентрации», так и «правильного видения», «проникновения»  в достижении просветления, истинной божественной мудрости. Без внимания невозможно «просветленное сознание». Неслучайно практика и техника медитации, основанной на предельной концентрации сознания, определяется в восточной  религиозно-философской традиции.

Во второй половине XIX века начинает активно развиваться в  психологии линия исследования, которая  отмечает связь между вниманием  и сознанием. Первое направление  классическая психология сознания, в  рамках которого началось систематическое  экспериментальное изучение внимания. С этих пор в психологии сложился целый ряд разнообразных представлений  о соотношении внимания и сознания, в которых вниманию отводятся  разные роли.

Наиболее распространенное представление о внимание в современной  психологии внимании трактовка его  как механизма доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого  и переживаемого нами в данный момент достигает сознание и повлияет на наше поведение. Этот процесс можно  представить по-разному. Например, как своего рода лаз, подобный тому, через который кэрролловская Алиса пыталась, пройти в волшебный сад в Стране Чудес, но никак не помещалась полностью. От суда следует вопрос: что и почему остается за пределами сознания, занимает немаловажное место в современной психологии внимания.

В классической психологии сознания было выявлено еще несколько  подходов к рассмотрению соотношения  внимания и сознания. Сознание престает как структура, подобная зрительному  полю с фокусом и периферией, а  внимание как часть сознания, его  фокус, зона, которая наибольшей ясности  и отчетности содержаний сознания. Однако здесь встает вопрос: как  именно отдельные составляющие индивидуального  опыта оказываются в этой зоне? Для ответа на этот вопрос внимание должно быть представлено как особый процесс перевода определенного  содержания сознания, или его элемента в центральную его часть.

Внимание так же может  рассматриваться в качестве одного из свойств сознания или присущих ему особенностей. Это свойство степень  субъективной ясности находящихся  в сознании впечатлений, которые  в случае недостатка внимания оказываются  смутными, а в случае предельного  внимания предстают перед нами наиболее ясно.

На начальном этапе  разговора о внимании связь между  вниманием и сознанием позволит подойти к описанию субъективных явлений внимания и выполнению критериев  наличия этого неуловимого.

Сознание - это способность  дать отчет о себе, и поэтому, именно благодаря сознанию мы можем узнать, что значит «быть внимательным»  или «быть невнимательным».

 

 

1.2 Развитие внимания

Культурное развитие внимание называется то, что при помощи взрослого  ребенок усваивает ряд искусственных  стимулов-средств (знаков), с помощью  которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

А.Н.Леонтьев представил процесс  возрастного развития внимания по идеям  Л.С.Выготского. с возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо  быстрее, чем его развитие целиком, тем более натурального внимания Иванов М.М. Техника эффективного запоминания, -М.: Просвещение, 2003, с. 56-58..

В школьном возрасте наступает  перелом в развитии. Он характеризуется  тем, что первоначально внешне опосредствованное  внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и  со временем эта последняя форма  внимание занимает, вероятно, основное место среди всех видов.

Различие в характеристиках  произвольного и непроизвольного  внимания возрастают, это начинается с дошкольного возраста, и достигают  максимума в школьном возрасте, а  затем вновь обнаруживают тенденцию  к уравниванию. Связано это с  тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Малыша с пеленок окружают неизвестные предметы, привлекающие его внимание своей яркостью или  необычным видом, он также обращает внимание на своих родных, радуясь  их появлению в поле зрения или, начиная  плакать, чтобы они взяли его  на руки.

Близкие люди, произносят слова, смысл которых ребенок постепенно постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. То есть его внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов.

Постигая активную речь, ребенок начинает управлять и  первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении  других людей, ориентируя собственное  их внимание обращенным к ним в  нужную сторону, а затем - и в соотношении  самого себя.

Вначале процессы произвольного  внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка процессами его внешнего дисциплины, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое  средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок  переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию Немов Р.С. Психология

Последовательность  основных этапов развития детского внимания:

- первые недели - месяцы  жизни. Появление ориентировочного  рефлекса как объективного, врожденного  признака непроизвольного внимания  ребенка;

- конец первого года  жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской  деятельности как средства будущего  развития произвольного внимания;

- начало второго года  жизни. Обнаружение зачатков произвольного  внимания пол влиянием речевых  инструкций взрослого, направление  взора на названный взрослым  предмет;

- второй-третий год жизни.  Достаточно хорошее развитие  указанной выше первоначальной  формы произвольного внимания;

- четыре-пять лет. Появление  способности направлять внимание  под влиянием сложной инструкции  взрослого;

- пять-шесть лет. Возникновение  элементарной формы произвольного  внимания под влиянием самоинструкции;

- школьный возраст. Дальнейшее  развитие и совершенствование  произвольного внимания, включая  волевое.

2 Основные виды

2.1 Виды внимания

В зависимости от наличия  сознательного выбора направления  и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное  внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором  отсутствует сознательный выбор  направления и регуляции. Оно  устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения  человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее  в произвольное. Возникновение непроизвольного  внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а  также обусловливаться соответствием  этих раздражителей прошлому опыту  или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может  быть полезным, как в работе, так  и в быту, оно дает нам возможность  своевременно выявить появление  раздражителя и принять необходимые  меры, и облегчает включение в  привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может  иметь отрицательное значение для  успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики  и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения  непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

 Непроизвольное внимание является  наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным,  или вынужденным, так как оно  возникает и поддерживается независимо  от сознания человека. Деятельность  захватывает человека сама по  себе, в силу своей увлекательности,  занимательности или неожиданности.  Непроизвольное внимание связано  с рефлекторными установками.  Оно устанавливается и поддерживается  независимо от сознательного  намерения человека. Свойства действующих  на него раздражителей, их интенсивность  или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями  или интересами приводит к  тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают  нашим вниманием и приковывают  его на время к себе. Это  первичная форма внимания. Она  является непосредственным и  непроизвольным продуктом интереса.

Информация о работе Психологические модели внимания