Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:28, реферат
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни -- в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “.внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.
Большая группа профессий
связанная с управлением
2.3 Рассеянность
Рассеянность - это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Встречается два вида рассеянности мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, которая вызвана крайне сосредоточенностью его внимание на каком-то предмете Петровский А.В. Введение в психологию, -М: Просвещение, 2004, с.46-50..
Мнимая рассеянность - результат
большой сосредоточенности и
узости внимания. Иногда ее называют «профессорской»,
так как она нередко
Рассеянность как следствие
внутренней сосредоточенности не причиняет
большого вреда делу, но затрудняет
ориентацию человека в окружающем мире.
Намного хуже подлинная рассеянность.
Человек, страдающий рассеянностью
этого типа, с трудом устанавливает
и удерживает произвольное внимание
на каком-либо объекте или действии.
Для этого ему требуется
Причины подлинно рассеянного
внимания очень различные. Причины
подлинной рассеянности может быть
общее расстройство нервной системы,
малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие
поступления воздуха в легких.
Иногда рассеянность появляется в результате
физического и умственного
Одной из причин подлинной
рассеянности является перегрузка большим
количеством впечатлений. Поэтому
не следует в учебное время
часто отпускать детей в кино,
театр, водить в гости, разрешать
ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность
в интересах также может
Многие ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются коллекционированием и при этом не чем серьезно не занимаются. Причиной подлинной рассеянности так же может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей и другое. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжение воли - один из источников рассеянности внимания учащихся.
3 Психологические модели внимания
В современной психологии выделяют следующие модели внимания:
- Модель простой последовательной обработки
- Модель последовательного выбора (селекции) (Selective Serial Models)
- Простая параллельная модель Согласно Чарльзу Эриксену (Charles Eriksen) предметы отражаются в отдельных областях центральной ямки жёлтого пятна сетчатой оболочки глаза одновременно и независимо друг от друга на различных этапах внимания включая процесс распознавания.
- Параллельная модель с ограниченной пропускной способностью (Limited-Capacity Parallel Model) была предложена Таунсендом (T. Townsend). Время затрачиваемое на обработку предмета находится в обратной зависимости от пропускной способности каналов обработки выделенных для этого предмета.
- Соревновательная модель выбора (Race Models of Selection)
- Коннектионистская модель основывается на коннектионистской теории.
3.1 Нейропсихология внимания
Важным вопросом нейропсихологии является определение предмета нейробиологических механизмов внимания. Связана ли активность системы внимания с повышением степени обработки предмета внимания или с подавлением активности обработки отвлекающих стимулов. Или эти процессы одновременные.
Майкл Познер (Michael Posner), внесший значительный вклад в исследование нейропсихологической основы внимания, пришёл к выводу, что система внимания в головном мозге не является свойством какой то отдельной зоны головного мозга или мозга в целом.
Познер выделяет переднеассоциативную систему внимания в лобной доле коры головного мозга, и заднеассоциативную систему внимания охватывающую теменную долю коры головного мозга, таламус и те зоны среднего мозга которые связаны с движением глаз. Переднеассоциативная система внимания действует в задачах требующих осознания, заднеассоциативная система внимания — в зрительно-пространственных задачах внимания.
Эксперименты с рассеченными
полушариями головного мозга
показывают, что процессы внимания
тесно связаны с работой мозоли
3.2 Виды психических процессов
Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов
— сугубо условное разделение психики
на составные элементы, появившееся
ввиду существенного влияния ме
Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:
Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов
Познавательные
Относящиеся к высшим психическим функциям:
Эмоциональные
Волевые
Заключение
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание -- это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание -- это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой -- объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, -- они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.
Под вниманием мы понимаем целенаправленный
процесс отбора нужной нам информации,
обеспечение избирательных
Поэтому я считаю, что данная тема актуальна для психологии, так как необходим полный анализ условий, при которых внимание будет задействовано в свою полную силу.
|
Список использованных источников
1. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009.
2. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание, - М.: Педагогика, 2009
3. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Ефимова, Н.С. -М.: Форум, 2009.
4. Кравченко, А.И. Психология и педагогика учебник / А.И. Кравченко.-М.:ИНФРА-М, 2008.
4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика:учеб пособие / .Г. Крысько.-5-е изд.,стер .-М. :Омега-Л, 2007.
5. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2006, 630с.