Психологические модели внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:28, реферат

Описание работы

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни -- в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “.внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

Большая группа профессий  связанная с управлением движущимися  механизмами называется в психологии труда водительскими. Для них  такие качества внимания, как широкое  распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами  в условиях многопланового воздействия  в условиях внешнего мира.

2.3 Рассеянность

Рассеянность - это неспособность  человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного  времени.

Встречается два вида рассеянности мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно  окружающим предметам и явлениям, которая вызвана крайне сосредоточенностью его внимание на каком-то предмете Петровский А.В. Введение в психологию, -М: Просвещение, 2004, с.46-50..

Мнимая рассеянность - результат  большой сосредоточенности и  узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается  у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько  сконцентрировано на занимающей его  проблеме, что он не обращает ни на что  внимание.

Рассеянность как следствие  внутренней сосредоточенности не причиняет  большого вреда делу, но затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Намного хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью  этого типа, с трудом устанавливает  и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется намного  больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека очень неустойчиво  и легко отвлекаемо Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы  внимания: онтогенетическое исследование, - СПб.: Академия, 2005, с. 208-210..

Причины подлинно рассеянного  внимания очень различные. Причины  подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступления воздуха в легких. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления  и переутомления, каких-либо тяжелых  переживаний.

Одной из причин подлинной  рассеянности является перегрузка большим  количеством впечатлений. Поэтому  не следует в учебное время  часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать  ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность в интересах также может привести к подлинной рассеянности.

Многие ученики записываются сразу в несколько кружков, берут  книги из многих библиотек, увлекаются коллекционированием и при этом не чем серьезно не занимаются. Причиной подлинной рассеянности так же может  быть и неправильное воспитание ребенка  в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей и другое. Скучное  преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует  напряжение воли - один из источников рассеянности внимания учащихся.

 

 

3 Психологические модели внимания

В современной психологии выделяют следующие модели внимания:

- Модель простой последовательной обработки

- Модель последовательного выбора (селекции) (Selective Serial Models)

- Простая параллельная модель Согласно Чарльзу Эриксену (Charles Eriksen) предметы отражаются в отдельных областях центральной ямки жёлтого пятна сетчатой оболочки глаза одновременно и независимо друг от друга на различных этапах внимания включая процесс распознавания.

- Параллельная модель с ограниченной пропускной способностью (Limited-Capacity Parallel Model) была предложена Таунсендом (T. Townsend). Время затрачиваемое на обработку предмета находится в обратной зависимости от пропускной способности каналов обработки выделенных для этого предмета.

- Соревновательная модель выбора (Race Models of Selection)

- Коннектионистская модель основывается на коннектионистской теории.

3.1 Нейропсихология внимания

Важным вопросом нейропсихологии  является определение предмета нейробиологических механизмов внимания. Связана ли активность системы внимания с повышением степени  обработки предмета внимания или  с подавлением активности обработки  отвлекающих стимулов. Или эти  процессы одновременные.

Майкл Познер (Michael Posner), внесший  значительный вклад в исследование нейропсихологической основы внимания, пришёл к выводу, что система внимания в головном мозге не является свойством  какой то отдельной зоны головного  мозга или мозга в целом.

Познер выделяет переднеассоциативную систему внимания в лобной доле коры головного мозга, и заднеассоциативную систему внимания охватывающую теменную долю коры головного мозга, таламус и те зоны среднего мозга которые связаны с движением глаз. Переднеассоциативная система внимания действует в задачах требующих осознания, заднеассоциативная система внимания — в зрительно-пространственных задачах внимания.

Эксперименты с рассеченными полушариями головного мозга  показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела; при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.

3.2 Виды психических процессов

Психи́ческие  проце́ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов  — сугубо условное разделение психики  на составные элементы, появившееся  ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

Все психические явления  по их длительности можно разделить  на 3 группы:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства.

Особенность психических  процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические  процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под  названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических  процессов выражается, например, в  том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Виды психических  процессов

Познавательные

  • Ощущение
  • Представление
  • Воображение
  • Внимание

Относящиеся к высшим психическим функциям:

  • Восприятие
  • Память
  • Мышление
  • Речь

Эмоциональные

  • Эмоции
  • Чувства
  • Аффекты
  • Стресс

Волевые

  • Борьба мотивов
  • Принятие решения
  • Постановка цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое  условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические  процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие  успешной деятельности. Оно может  многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно  считается одной из самых важнейших  и сложных проблем научной  психологии.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и  смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения  объективной реальности. Внимание -- это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание -- это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение  сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается  и известная двусторонность: с  одной стороны, внимание направляется на объект, с другой -- объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в  его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более  не в субъекте самом по себе, -- они  в объекте, взятом в его отношении  к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.

Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного  контроля над их протеканием. Избирательный  процесс нашего сознания, а в частности  определяет характер деятельности человека как в восприятии ощущений, так  и в двигательных процессах и  в мышлении. Если бы такой избирательности  не существовало, вся поступающая  неотобранная информация накапливалась  с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не может быть возможна, психологические  процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому  нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс  умственной и психологической деятельности.

Поэтому я считаю, что данная тема актуальна для психологии, так  как необходим полный анализ условий, при которых внимание будет задействовано  в свою полную силу.

 

 

 

 

       

 

 

 

 

     

Список использованных источников

1. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Минск: Изд-во  Гревцова, 2009.

2. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание, - М.: Педагогика, 2009

3. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник   / Ефимова, Н.С. -М.: Форум, 2009.

4. Кравченко, А.И. Психология и педагогика учебник / А.И. Кравченко.-М.:ИНФРА-М, 2008.

4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика:учеб пособие / .Г. Крысько.-5-е изд.,стер .-М. :Омега-Л, 2007.

5. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2006, 630с.

 


Информация о работе Психологические модели внимания