Психологические модели внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:28, реферат

Описание работы

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни -- в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “.внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими  и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут  быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.

Новизна может заключаться в  появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении  их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей  в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные  раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством--новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания.

Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная  интенсивность раздражителя, т. е. соотношение  раздражителя но силе с другими действующими в этот момент раздражителями.

Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного  внимания весьма упрощенно. Обычно при  возникновении непроизвольного  внимания мы имеем дело с целым  комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны  друг с другом, но условно их можно  разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с  характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего силу, или  интенсивность, раздражителя. Представьте  себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в  соседней комнате. Но вот внезапно рядом  раздается громкий стук от упавшей  со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение -- громкие звуки, яркий свет, сильный  толчок, резкий запах -- невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это  объясняется тем, что их интенсивность  недостаточно велика по сравнению с  интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей  деятельности. В то же время в  других условиях, например, ночью, когда  мы отдыхам, мы можем очень чутко  реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др.

Немаловажное значение имеет контраст между раздражителями, а также  длительность раздражителя и его  величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с  соответствием внешних раздражителей  внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у  него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному  реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Со стороны  физиологии действие этих причин находит  свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты.

Третья группа причин связана с  общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего  и что составляет сферу наших  интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает па себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно  припаркованную машину, а архитектор или художник - на красоту старинного здания. Редактор легко находит погрешности в тексте книги, которую он просто взял почитать для развлечения, потому что выявление стилистических и прочих ошибок составляет сферу его профессиональных интересов и подкреплено длительной практикой. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

В качестве четвертой самостоятельной  группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно  нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

Выделяют три разновидности  непроизвольного внимания.

1. Вынужденное внимание. Оно определяется  такими факторами, как интенсивность  раздражителя, его протяжённость  во времени и пространстве  во всем, что несёт какую- либо  опасность.  Научение в этой  форме внимания имеет незначительную  роль, поэтому её назвали врождённой, естественной. Список характеристик  объектов вынужденного внимания  обычно начинают с интенсивности  впечатления. Наше внимание привлекает  громкий звук, сильная боль, холод.  Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает  слабый прочерк падающей звезды, порхающую бабочку. Вклад субъекта  здесь минимален, хотя и не  исключён полностью. Например, люди  различаются различным восприятием,  и стимул, который для одного  человека окажется достаточно  интенсивным, чтобы привлечь внимание, другим человеком просто не  будет замечен.

2. Невольное внимание. Данная разновидность  определяется как зависимая не  столько от видового, сколько  от индивидуального опыта объекта.  Она складывается на той же  инстинктивной основе, но как  бы в отсроченном порядке, в  процессе стихийного научения  и прилаживания человека к  определенным условиям жизни.  В той мере, в какой эти процессы  и условия совпадают или не  совпадают у представителей различных  возрастных и социальных групп,  образуются общие и индивидуальные  зоны объектов внимания и невнимания.

3. Привычное внимание, являясь по  сути непроизвольным, независимым  от наших желаний и намерений  ещё больше индивидуализировано.  Оно напрямую связано с прошлым  опытом человека.

Вынужденное, невольное и привычное  внимание как разновидности непроизвольного  внимания объединяет то, что их побудительные  причины лежат вне сознания субъекта.

Данный вид внимания имеет место  уже у маленького ребёнка, и следует  отметить, что на первых этапах оно  носит неустойчивый характер. Объём  его внимания узок, и он не может  распределить своё внимание между несколькими  раздражителями, возвращаясь к предшествующему  и не упуская из поля своего внимания предыдущий.

Произвольное  внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного  внимания у человека исторически  связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение  его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную  концентрацию внимания с менее напряженной  работой, путем переключения на более  легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для  себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым  материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Произвольное внимание имеет несколько разновидностей.

1. Собственно произвольное внимание. Оно обычно лежит в русле  той деятельности, которую осуществляет  человек. Например, такого вида  внимания может потребовать работа  наподобие корректорной монографии.

2. Волевое внимание. Необходимость  в волевом внимании возникает  в ситуации конфликта между  выбранным объектом или направлением  деятельности и объектами или  тенденциями внимания непроизвольного.  Наиболее знакомый вариант волевого  внимания реализуется в ситуации  конфликта во внешнем окружении,  например, при действии сильных  отвлекающих помех, препятствующих  опознанию слабого сигнала. Волевое  внимание совершается вопреки  текущим стремлениям, интересам  и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального  окружения или благодаря слабому  мотиву.

3. Выжидательное внимание. Выжидание  как разновидность внимания сродни  собственно произвольному вниманию, за исключением того, что объект  внимания как таковой здесь  отсутствует, а деятельность человека  состоит в ожидании определённого  типа сигнала.

Напряжение выжидательного внимания совершается кратковременными волнами, каждая из которых продолжается не более нескольких секунд. В паузах между ними наступает или полное бездействие, или переход к непроизвольному вниманию - привычному при благоприятных условиях и невольному при отвлечениях.

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором  в наличии сознательный выбор  объекта внимания, но отсутствует  напряжение, характерное для произвольного  внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в  большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

2.2 Формы и свойства  внимания

Так как внимание выступает  стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  • внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
  • внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
  • моторное внимание.

Свойства внимания —направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Устойчивость  внимания - это продолжительность времени, в течении которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Опытами установлено, что  интенсивное сорокаминутное внимание может сохраниться произвольно  без заметного ослабления и непроизвольных переключений. В дальнейшем интенсивность  внимание сжижается тем быстрее, чем менее натренирован человек  и чем меньше устойчиво его  внимание.

Одно из важных значений для достижения успеха в любой  деятельности имеет сосредоточенность  и устойчивость внимания, которые  характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической  деятельности человека. Именно они  отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться  от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности - это колебание внимания.

Можно заставить себя несколько  раз внимательно прочитать один и тот же текст, если перед каждым повтором чтением ставит новые задачи.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может  одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной  задачей. Одновременно можно осознать 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. И вниманием они неодинаково охватываются. Многое зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимание, объединяющий несколько объектов в один, более сложный. В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предельных раздражителей. Но иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельности невозможно.

Информация о работе Психологические модели внимания