Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 21:56, курсовая работа
Стрессовые явления, обусловленные участием в боевых действиях и других экстремальных ситуациях, стали предметом широкого изучения уже в ходе второй мировой войны. Все сведения о подобных расстройствах обязательно включали ряд общих элементов, наиболее полно впервые описанных в 1941 г. Кардинером. В общих чертах выделенные им симптомы отмечались и в последующих массовых исследованиях. В работах того времени нарушения, наблюдаемые у военнослужащих, чаще всего назывались «военная усталость» или «боевое истощение». Эти понятия включали симптомы, которые в последующем вошли в перечень признаков PTSD-синдрома.
Глава 1.
1.1. Психологические последствия воздействия боевой обстановки
1.2. Особенности физического и психического состояния военнослужащих, участвовавших в боевых действиях
1.3. Индивидуальные различия процесса адаптации участников боевых действий к условиям гражданской жизни
Глава 2. Социально-психологическая реабилитация участников боевых действий
2.1 Основные направления реабилитации граждан, принимавших участия в боевых действиях
2.2. Особенности психосоциальной реабилитации в условиях воинских коллективов
Заключение
Список литературы
Приложение 1 АНКЕТА УЧАСТНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Приложение 2 ОПРОСНИК ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
(И. О. КОТЕНЕВ)
• отсутствие опыта;
• отсутствие занятия в свободное время;
• неподготовленность командира;
• неустроенность питания и быта;
• информационный голод;
• игнорирование факторов морального и материального стимулирования;
• временной фактор;
• отсутствие работы с личным составом.
Реакции дезадаптации проявляются в зависимости от личностных особенностей:
• в психологической деформации, снижении морально-нравственных критериев;
• ожесточении, озлоблении;
• апатии, потере интереса к окружающему, вплоть до игнорирования мер собственной безопасности;
• снижении управляемости;
• «злокачественном» пьянстве.
Отметим, что наиболее опасным периодом является последняя треть срока пребывания в условиях военных действий. Ближе к концу у дезадаптированных лиц изменяется самооценка, возникает эйфория и чувство вседозволенности (так как они «пережили то, что другие не испытали»). Именно в этот период наиболее возможны эксцессы.
4. Период последствия. В этот период изменяется характер психоэмоционального состояния военнослужащих: превалирует нервно-психическая усталость, возникают те или иные проявления депрессии, тревожности, астении. Факторами, влияющими на возникновение дезадаптационных реакций, является тяжесть драматических событий, свидетелем которых становится человек, его вовлеченность в действия, время пребывания в состоянии боевого стресса. Возможные проявления дезадаптации в этот период:
• нервно-психические реакции (от расстройства сна до выраженных неврозов);
• контроль окружающего пространства;
• обострение соматических заболеваний: изменение жизненных взглядов и стереотипов поведения;
• повышенная ранимость;
• готовность применить силу и оружие;
• активация социальной позиции;
• подсознательное разделение общества на своих и чужих;
• возникновение социальных ожиданий от общества и т. д.
В данном периоде можно выделить еще три этапа:
Первый этап – эйфория (два-три месяца) – чувство гордости и уверенности в себе, ожидание социальных реакций;
Второй этап – период неадекватного реагирования (до трех-четырех лет) – возникает из-за нереализации ожидаемых реакций от общества, негативного и безразличного отношения;
Третий этап – период адаптации к жизни в обществе.
Самым опасным для участников боевых действий считается период, который наступает сразу после возвращения домой. На этом этапе высока вероятность суицидных попыток и поэтому особую важность приобретает постоянная поддержка близких людей. Через три года после возвращения домой завершается первый этап. К этому времени полностью формируется синдром посттравматических стрессовых расстройств. Следует отметить, что большинство участников боевых действий сумеет адаптироваться к жизни в новых условиях, однако последствия войны повлияют на всех. Попавший на войну выходит из нее другим человеком. По мнению специалистов военно-медицинской академии, полное избавление от боевого посттравматического синдрома невозможно7. Синдром имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но и становиться все более отчетливо выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего внешнего благополучия. Состояние военнослужащего можно улучшить только с помощью системы реабилитационных мероприятий. Реабилитация может иметь временный, но значительный успех, приводящий к резкому улучшению качества жизни.
При создании системы социальной адаптации лиц, участвовавших в боевых действиях, необходимо учитывать прежде всего восстановительный характер
адаптационного периода для данной категории населения. Бывшие военнослужащие при переходе к мирным условиям прежде всего преодолевают последствия боевой обстановки и восстанавливают утраченные социальные связи. Поэтому следует вести речь о социальной реабилитации, в которой нуждаются военнослужащие – ветераны войн и военных конфликтов.
Социальная реабилитация, как комплекс мер, направлена на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности. Этот процесс нацелен на восстановление не только способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Цель социальной реабилитации – обеспечение социализации личности и восстановление ее до прежнего уровня, причем речь идет о восстановление не только здоровья, но и социального статуса личности, правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. Важнейшими задачами социальной реабилитации
военнослужащих – участников военных конфликтов являются обеспечение им социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений. Этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность и непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий– главные принципы социальной реабилитации.
Выделяются разные уровни социально-реабилитационной деятельности: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально- психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой. Основные направления социальной реабилитации участников боевых действий – это медицинская и психологическая реабилитация. Работа с ветеранами должна включать в себя как медико- психологическую помощь, так и социальную поддержку.
Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, накладывающее свой негативный отпечаток. В период боя действие стресса выполняет определенную положительную функцию для человека, однако после окончания войны оно становится негативным, разрушающим фактором в силу постстрессовых реакций. Лица, у которых отмечаются реакции дезадаптации, нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.
В определенных реабилитационных мерах (прежде всего в психологической помощи) нуждаются также родители и члены семей участников боевых действий, которые сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры социально-психологической адаптации участников войн и локальных конфликтов, а также клубы родственников лиц, прошедших через военные действия.
Интересы общества требуют, чтобы уже на региональном уровне разрабатывались и осуществлялись мероприятия социально-психологической и социально-профессиональной адаптации данной категории лиц с выделением их в особую группу социального риска. Необходимо создавать организационные структуры, непосредственно занятые проблемами участников боевых действий; оказывать содействие уже существующим организациям ветеранов боевых действий, предусмотреть систему психологической и психотерапевтической помощи, ввести ряд льгот.
Основные усилия должны быть сосредоточены на специальных мероприятиях, проводимых психологами, психиатрами, медицинскими работниками, главным образом на психодиагностике, психофизиологическом обследовании, медицинских осмотрах и на работе по психорегуляции, психокоррекции, мероприятиях психотерапевтического характера. В первую очередь в поле пристального внимания специалистов должны попасть военнослужащие с признаками посттравматических реакций, которые у них наблюдались на начальном этапе реабилитации непосредственно после окончания боевых действий. Диагностика психических состояний, уровня нервно-психической деятельности, проводимая психологами и психиатрами, должна быть основным содержанием работы в ходе медицинского обследования военнослужащих после их возвращения из районов боевых действий. При этом особое внимание должно быть уделено проведению групповых и индивидуальных бесед, в ходе которых необходимо сориентировать в проблемах, возникающих в процессе реадаптации участников боевых действий к обычным условиям жизнедеятельности.
Психологическая помощь должна способствовать успешной адаптации военнослужащего к новым условиям жизни. Термин «психологическая реабилитация» (от латинского rehabilitatio – восстановление) наиболее точно отражает процесс и результаты деятельности психолога при оказании помощи в процессе социально-психологической адаптации.
Психологическая реабилитация – это помощь личности на всех этапах формирования новой системы значимых отношений: от возникновения первичного расстройства самосознания в форме негативных значимых отношений до формирования позитивных значимых отношений личности к себе в соотнесенности с миром в прошлом, настоящем и будущем своей жизни. Психолог помогает военнослужащим и членам их семей восстановить и утвердить свои связи с природным, социальным и культурным пространствами жизни, структурировать в самосознании реальности внешнего мира, соотнося их с реальностями внутреннего мира.
Психологическая помощь военнослужащим – участникам боевых действий должна включать несколько направлений:
1. Диагностика синдрома социально-психологической дезадаптации у военнослужащего (психоэмоционального состояния на «гражданке», используемых стратегий адаптации, поведения) на основании результатов психодиагностики индивидуальных особенностей военнослужащего. К использованию рекомендуется анкета для участников боевых действий и опросник посттравматического стресса (Приложения 1 и 2).
2. Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное). В индивидуальных беседах необходимо дать военнослужащим возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние – временное, оно присуще всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и увидели готовность помочь им со стороны не только специалистов, но и близких, родных. Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.
3. Психокоррекционная работа. Психологическая коррекция или психокоррекция – это деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического
развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели (норме). Квалифицированная психотерапевтическая помощь необходима тем военнослужащим, у которых отмечаются резко выраженные и запущенные нарушения адаптации (депрессия, алкоголизм, девиантное поведение и т. д.).
4. Обучение навыкам саморегуляции (приемам снятия напряженности с помощью релаксации, аутотренинга и другим методам).
5. Социально-психологические тренинги с целью повышения адаптивности военнослужащего и его личностного развития.
6. Помощь в профессиональном самоопределении, профориентация в целях переобучения и последующего трудоустройства.
Модель психологической реабилитации:
1. Взаимная адаптация психолога и пациента.
2. Обучение пациента навыкам саморегуляции.
3. Катарсический этап (повторное переживание).
4. Обсуждение наиболее типичных форм поведения. На примере жизненных ситуаций.
5. Апробирование новых навыков поведения через игру.
6. Определение жизненных перспектив.
В идеале каждый участник боевых действий должен проходить и психологическую, и медицинскую реабилитацию. Таким образом, следует говорить о целостной медико-психологической реабилитации (или помощи) и социальной поддержке военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Наиболее оптимальным для реализации задач системы социальной адаптации ветеранов является создание специализированного центра социальной адаптации лиц, принимавших участие в боевых действиях. Такой центр может решать весь комплекс проблем социальной адаптации и реабилитации ветеранов горячих точек. Центр социально-психологической адаптации участников боевых действий должен решать следующие задачи:
• медицинская реабилитация военнослужащих (особенно инвалидов);
• социально-психологическая адаптация военнослужащих – участников боевых действий и членов их семей в системе рыночных отношений (индивидуальная психологическая и психотерапевтическая помощь, групповые и индивидуальные формы реабилитации);
• социально-психологическая поддержка военнослужащих и членов их семей (с этой целью должна быть организована работа комнаты психологической разгрузки при центре);
• образовательная деятельность (профконсультирование, первичное или дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации по гражданским специальностям, профессиональная переподготовка);
• содействие в трудоустройстве: создание банка вакансий рабочих мест на рынке труда, поддержание связей с работодателями;
• социально-правовая защита (координация действий центра с военкоматами,
воинскими частями, службами занятости, учебными центрами, юридическое консультирование; поддержка предпринимательства, участие в создании и реализации систем социальной защиты). Представляется также целесообразной разработка целостной модели социальной адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, в которой должны найти свое место все работающие с участниками боевых действий организационные структуры, такие как: