Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, объектом исследования являются межличностные отношения подростков, а предметом – особенности формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.

Задачи исследования:
Рассмотреть особенности общения подростков;
Выявить феномен, структуру развития и содержание общения подростков;
Раскрыть особенности формирования, проблемы и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Общие положения феномена и структуры развития общения

1.1 Структура развитие общения
5
1.2 Феномен общения
9
Глава 2. Особенности общения детей подросткового возраста

2.1 Социальная ситуация развития подростка
13
2.2 Личности подростка
16
2.3 Особенности общения подростка со взрослыми
19
2.4 Особенности общения подростка со сверстниками
23
2.5 Общение со сверстниками противоположного пола
26
Глава 3.Эмпирическое исследование межличностных отношений подростков

3.1.Методология исследования
30
3.2.Результаты исследования межличностных отношений подростков
33
3.3. Результаты исследования базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений.
35
Заключение
39
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсачОбщение в подростковом возрасте.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. [7; c. 54–55].

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников. [15; c. 71].

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. [23; c. 65].

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе.

Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. [17; c. 31].

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки – они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза. [10; c. 90]

Многие отроки не переживают столь открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого. [7; c. 86].

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.

Выводы по первой главе: отношения личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. В основу концепции В.Н. Мясищева отношений личности был положен тезис о связях личности с социальной действительностью, образующих опосредованную и избирательную систему, структурированную по уровням обобщенности [20].

Главным критерием отношений является глубина вовлеченности личности в отношения.  Поэтому если углубиться в межличностные взаимоотношения, то столкнемся с более личным отношением – интимно-личностным.

Особую форму межличностных отношений подростков представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Для подростков дружба со сверстниками находится в центре  жизни подростка и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование формирования межличностных отношений подростков

 

3.1. Методология исследования.

Методологической основой данного исследования является психологическая теория отношений В.Н. Мясищева [20], психология восприятия в общении А.А. Бодалева [3], концепция отношений И.С. Кона [16, 17], рассматривающего межличностные отношения через степень их избирательности контактов.

В соответствии с вышеизложенным теоретическим обоснованием исследуемой проблемы было проведено эмпирическое исследование для проверки выдвинутой гипотезы.

Цель: выявить качества личности, способствующие межличностному взаимодействию в подростковом возрасте.

Объект: межличностные отношения подростков.

Предмет: особенности   формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.

В опытно-экспериментальной работе приняли учащиеся восьмого класса средней общеобразовательной школы № …. г. Екатеринбурга. Количество испытуемых в выборке составило 26 человек.

В качестве диагностических методов в нашем исследовании мы использовали:

  • методика семантического дифференциала Ч. Осгуда;
  • диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутушкин, А.С. Чернышев). 

 Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда.

Техника семантического дифференциала, разработанная Ч. Осгудом (1957), предназначается для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми, то есть имеется в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта [1, с. 299].

Эта методика позволяет получить ценную информацию об оценке испытуемым своих близких, направленности межличностных отношений. В нашем конкретном случае данная методика помогает получить информацию об оценке испытуемым своих друзей.

Семантический дифференциал – это метод количественного и качественного индексирования значения с помощью подобных двухполюсных шкал, задаваемых парой прилагательных, между которыми даны семь делений, т. е. градаций степени выраженности данного качества [1].

Семантическое пространство образуют 3 фактора:

  1. Оценки
  2. Силы
  3. Активности

Испытуемым предоставляется бланк, который они должны заполнить, с инструкцией оценить по отобранным чертам личности каким должен быть их друг ( Приложение 1).

Далее подсчитываются значения шкал Оценки, Силы, Активности. Их максимальные значения могут варьировать в пределах от +21 до -21.

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутушкин, А.С. Чернышев). 

В период подъема в развитии социальной психологии в СССР в 1960-е годы

наиболее интенсивные исследования психологии малых групп и коллективов осуществлялись творческими группами ученых. В этой связи можно отметить работы А.В. Петровского и его сотрудников по созданию стратометрической концепции коллектива и деятельность по созданию параметрической концепции коллектива курской социально-психологической лаборатории (на общественных началах), созданной в 1967 году Л.И. Уманским. Сотрудниками курской лаборатории под руководством Л.И. Уманского была предложена параметрическая концепция групп и коллективов, впервые опубликованная в коллективной статье «Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива». [1]

Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях. В данном исследовании диагностика проводилась в форме самооценки. (Приложение 2)

В методике респондент оценивает 7 черт характера:

    • Черты характера, выражающие направленность личности
    • Интеллектуальные черты характера
    • Волевые черты характера
    • Эмоциональные черты характера
    • Черты характера, выражающие отношение к деятельности
    • Черты характера, выражающие отношение к другим людям
    • Черты характера, выражающие отношение к самому себе

В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый, ставится крестик.

Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:

5 – черта проявляется постоянно, зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности;

4 – чаще проявляется, чем не  проявляется;

3 – не выражена достаточно  определенно, как правило, не проявляется;

2 – противоположная черта личности  проявляется чаще, чем данная; эта  противоположная черта выражена  заметнее;

1 – ярко выражена противоположная  черта, она проявляется активно, зримо, типично.

 

 

 

3.2. Результаты исследования межличностных отношений подростков

 

В первую очередь, проводилась диагностика оценки испытуемым своих друзей по методике семантический дифференциал Ч. Осгуда.

После проведения данной методики результаты подверглись обработке (Приложение 3).

Полученные результаты наглядно отображены на рисунках 1,2.

.

Рис. 1. Показатели уровня оценки уважения к другу подростков и оценка силы.

Проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы: 

  • высокий уровень уважения к другу наблюдался у 57,7% школьников;
  • средний уровень уважения к другу  составил 34,6% ;
  • низкий уровень у 7,7% испытуемых

 

так же можно сделать вывод по шкале оценка силы:

  • высокий показатель по шкале оценки силы волевых качеств друга наблюдаится  у 3,8% человек;
  • средний – 50%;
  • 46,2% испытуемых имели низкий показатель оценки волевых качеств друга.

Рис. 2.  Показатели уровня экстраверсии-интроверсии друга у подростков

 

По шкале экстраверсия-интроверсия можно сделать вывод:

  • высоких показателей нет;
  • средний показатель у 84,6% человек;
  • низкий – 15,4.

В целом, анализ результатов методики семантический дифференциал Ч. Осгуда показал, что оценка испытуемыми силы волевых качеств друга становится для них наиболее значимой.

 

 

 

 

 

3.3. Результаты исследования базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений.

 

После проведения первой методики, где респонденты оценивали своего товарища, им было предложено заняться самоанализом по средствам: «Диагностики коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутушкин, А.С. Чернышев)» (приложение 2).  Результаты проведенной диагностики подверглись обработке (Приложение 5), и были получены следующие данные, результаты наглядно отображены на рисунках 3 - 9.

Информация о работе Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте