Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 19:08, курсовая работа
Таким образом, объектом исследования являются межличностные отношения подростков, а предметом – особенности формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности общения подростков;
Выявить феномен, структуру развития и содержание общения подростков;
Раскрыть особенности формирования, проблемы и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.
Введение
3
Глава 1. Общие положения феномена и структуры развития общения
1.1 Структура развитие общения
5
1.2 Феномен общения
9
Глава 2. Особенности общения детей подросткового возраста
2.1 Социальная ситуация развития подростка
13
2.2 Личности подростка
16
2.3 Особенности общения подростка со взрослыми
19
2.4 Особенности общения подростка со сверстниками
23
2.5 Общение со сверстниками противоположного пола
26
Глава 3.Эмпирическое исследование межличностных отношений подростков
3.1.Методология исследования
30
3.2.Результаты исследования межличностных отношений подростков
33
3.3. Результаты исследования базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений.
35
Заключение
39
Список литературы
.
Черты характера выражающие направленность личности
Рисунок 3. Черты характера выражающие направленность личности
Интеллектуальные черты характера
Рисунок 4. Интелектуальные черты характера личности
Волевые черты характера
Рисунок 5. Волевые черты характера
Эмоциональные черты характера
Рисунок 6. эмоциональные чарты характера
Черты характера выражающие отношение к деятельности
Рисунок 7. Черты характера выражающие отношение к деятельности
Черты характера выражающие отношения к другим людям
Рисунок 8. Черты характера выражающие отношение к другим людям
Черты характера выражающие отношение к самому себе
Рисунок 9. Черты характера выражающие отношения к себе
Хотелось бы отметить, что отрицательных черт характера личности, не были выявлены не у одного респондента не по одному из 7 показателей. Данная диагностика показала, что большинству опрошенных важны интеллектуальные черты характера и отношения к самому себе.
Вывод по второй главе: для современных подростков очень небезразличны сила волевых качеств друга, а так же и собственные черты характера тревожат его не меньше.
Заключение
Исходя из выше описанного, индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе общения, реализующего и формирующего эти отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество, так как общение выступает в нем как способ объединения людей и как способ их развития.
В подростковом возрасте происходит перестройка общения подростка с людьми. Только одна учебная деятельность по-новому определяет отношение подростка со взрослыми и сверстниками.
Межличностные отношения – эмпирические формы существования человеческих отношений в контексте реального непосредственного или опосредованного контакта людей, имеющих обратную связь друг с другом. В этом контексте межличностные отношения приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отношения личных отношений как персонализированной реакции партнеров друг на друга.
Особую форму межличностных отношений подростков представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Таким образом, содержание и структура межличностных отношений подростков являются актуальной проблемой изучения, так как этот вид отношений достигает апогея развития именно в этом возрасте.
В нашем исследовании мы изучили межличностные отношения подростков. В старшем подростковом возрасте наблюдаются представление о друге. Они большее внимание уделяют нравственно-психологическим характеристикам друзей, чем каким-либо внешним характеристикам. Так же, было выявлено что собственные интеллектуальные черты характера и отношения к самому себе тревожат его не меньше.
Деятельность всех институтов образования и воспитания ориентирована на реализацию целей социального воспитания, работу с подростком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом на развитие подростка, а также необходимую коррекцию его развития, ведь, как писал П.Ф. Каптерев, «воспитание каждого подростка непременно включает в себя 2 вида деятельности: деятельность, направленную на исправление недостатков и деятельность, направленную на прямое развитие сил». [16; c. 112].
Можно дать прогноз развития данного класса. Так как в классе существует адаптивное поведение ее членов, то класс еще долгое время не распадется, ведь все ее члены стремятся учитывать мнения других. Хотя, как и в любом классе возникают конфликтные ситуации, они быстро находят свое решение. Можно отметить следующие тенденции, которые будут существовать в классе:
Список литературы
1.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь
– справочник по
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Социальная педагогика как научная дисциплина и учебный предмет. // Педагогика, 2000. №8. – с. 100–1002.
3. Выгорбина А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога. // Педагогика, 2000. №5. – с. 36–41.
4. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
5. Деманова И.А. Педагог в пространстве детства. // Народное образование, 2001. №6. – с. 141–146.
6. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 191 с.
7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Мн.: БГУ, 1976. – 352 с.
8. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
11. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
12. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – Л., 1965. – 346 с.
13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – 258 с.
14. Рабочая книга социального педагога. / Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1994. – 196 с.
15. Семейное воспитание: Хрестоматия. / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – 408 с.
16. Словарь по социальной
17. Фирсов М.В., Студенова В.Г. Теоретические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
18. Хрестоматия по возрастной
психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во
Моск. психолого-социального
19. Ценципер А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970. – 250 с.
20. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
21. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
22. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.
23. Швалева Н.В. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития. // Социально – психологические проблемы управления коллективами. – М., 1974. – 280 с.
24. Шуман С.Г. Школьный конфликт глазами психолога. // Педагогика, 2001. №9. – с. 46–51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк к методике «Семантический дифференциал»
Ф.И.__________________________
Инструкция: «Попробуйте оценить настоящего друга по предложенным Вам семибальным шкалам. Вверху таблицы обозначена степень выраженности каждого качества (очень, средне, слабо, нейтрально). Заранее благодарим Вас за искренние ответы».
О + 1. Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
С – 2. Слабый
А + 3. Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
О – 4. Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
С + 5. Упрямый
А – 6. Замкнутый
О + 7. Добрый
С – 8. Зависимый
А + 9. Деятельный
О – 10. Черствый
С + 11. Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
А – 12. Вялый
О + 13. Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
С – 14. Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
А + 15. Суетливый
О – 16. Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
С + 17. Уверенный
А – 18. Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
О + 19. Честный
С – 20. Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
А + 21. Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
Таблица 1.Сводная таблица данных тестирования по методике семантического дифференциала
№ испытуемого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
Показатели отношения к другу | ||||||||||||||||||||||||||
«О» уважение к другу |
10 |
17 |
19 |
14 |
7 |
20 |
17 |
17 |
19 |
7 |
14 |
21 |
21 |
10 |
21 |
15 |
15 |
16 |
17 |
16 |
19 |
14 |
10 |
21 |
17 |
17 |
«С» сила волевых качеств |
3 |
11 |
14 |
11 |
10 |
7 |
15 |
6 |
11 |
3 |
5 |
15 |
15 |
7 |
11 |
12 |
5 |
14 |
12 |
3 |
10 |
7 |
3 |
17 |
7 |
8 |
«А» показатели экстраверсии- интроверсии |
7 |
8 |
12 |
14 |
9 |
9 |
13 |
12 |
12 |
1 |
10 |
14 |
14 |
12 |
14 |
8 |
14 |
14 |
10 |
9 |
9 |
10 |
14 |
7 |
14 |
9 |
Информация о работе Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте