Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:22, курсовая работа
Планирование - это попытка заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. В планах отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Менеджеры на основе планов определяют сильные и слабые стороны организации, анализируют их и разрабатывают тактику своих действий, оценивают положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь идет об определении «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Сущность планирования…………………………………………………… 4
1.1. Принципы планирования……............................................................... 5
1.2. Методы планирования…………………………………………………. 7
1.3. Виды планирования…………………………………………………… 11
1.4. Перспективные и стратегические планы…………………………... 12
1.5. Тактическое и оперативное планирование………………………… 14
1.6. Бизнес-план организации…………………………………………….. 16
2. Психологические особенности планирования в управлении………… 20
2.1. Возникновения психологических проблем при планировании…. 20
2.2. Психологические механизмы снижения и коррекции эффективности планирования………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы…………………………………………. 25
Выделяют следующие виды норм: норма выработки; норма обслуживания; норма времени; норма численности. Чаще всего нормы бывают индивидуализированными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются и групповые нормы, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях. По особо важным ресурсам могут разрабатываться перспективные нормы их использования, но наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресурсов. Если же условия деятельности организации постоянно меняются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости. С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное задание, то есть установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.
К графическим способам необходимо, прежде всего, отнести способ сетевого планирования. Он был разработан в конце 50-х годов и предназначался для прогнозирования сроков, оценки затрат, разработки, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов. Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели. Все события и работы объединяются в календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы.
Сетевой график облегчает управление создания сложных технических и хозяйственных систем, позволяет сконцентрировать внимание на выполнении в их рамках критических работ, наглядно демонстрирует их взаимосвязь. Сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль их осуществления. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии.
К графическим способам относится и метод планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится «дерево» целей и подцелей. Для каждой из них эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости).
Математические методы планирования сводятся к расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические методы. Наиболее широкое распространение они находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.
Методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Они помогают:
- выбрать технологии, позволяющие получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;
- загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;
- составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны сделать это при минимальных затратах и пр.
Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются современной научно-технической революцией, которая вызывает столь стремительные изменения в организации и среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников, их боязнью новшества.
Полностью перечисленные ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики.
1.3. Виды планирования
В зависимости от уровня управления различается:
стратегическое и
тактическое (или текущее) планирование - это средний уровень;
- оперативное планирование - это нижний уровень.
В зависимости от назначения различают три основных типа планов:
1) планы-цели, представляющие
собой набор качественных и
количественных характеристик
2) планы для повторяющихся
действий, предписывающие их сроки,
а также порядок осуществления
в стандартных ситуациях,
3) планы для неповторяющихся
действий, составляемые для решения
специфических проблем,
По срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены до одного месяца.
1.4. Перспективные и стратегические планы
Перспективные планы. Обычно перспективные планы в организации разрабатываются на период свыше одного года. Как правило, речь идет о среднесрочных планах, рассчитанных на период до 5 лет.
Перспективные планы могут иметь форму набора целей; целевых комплексных программ; и т.п. В рамках перспективного планирования создаются планы:
- разработки новых продуктов;
- снижения издержек;
- инноваций;
- приобретений;
- маркетинга;
- производства;
- инвестиций;
- материально-технического снабжения;
- развития системы управления;
- социальных мероприятий;
- план по труду;
- финансовый план и пр.
Посредством такого рода планов происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего получения заданного объема продукции, прибыли и т.п. Их разработка начинается с выбора перспективных целей. Затем на основе оценки имеющихся ресурсов происходит определение политики организации, выбор правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализация в бюджетах, графиках, стандартных решениях.
Стратегические планы. В качестве предпосылок появления стратегического планирования можно назвать:
- стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным этапом НТР и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, резком усилении конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;
- широкую доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание ее объема;
принципиальное изменение роли человека в производстве и связанное с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.
Эти и другие обстоятельства
обусловливают
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются цели организации, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.
Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются, прежде всего, исходя из угроз и возможностей (которые имеются или могут появиться во внешнем окружении организации), а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их осуществления должны быть крупные перемены в организации. Таким образом, если фирма хочет выжить в современных нестабильных условиях, переход к стратегическому планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования.
1.5. Тактическое и оперативное планирование
Тактическое или текущее планирование представлено в основном краткосрочными планами, в которых предусматриваются действия, необходимые для достижения стратегических целей. По своей сути текущее планирование является производственным и обладает рядом особенностей:
- объектами такого планирования могут быть заказ, группа продукции, показатели;
- при осуществлении планирования учитывается связь уровней управления; оно может происходить сверху вниз (детализация), снизу вверх (спущенные сверху указания обогащаются внизу);
- при составлении производственных планов происходит либо четкая привязка к календарю, либо допускается свободное планирование.
Краткосрочные планы охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам. Годовые планы разрабатываются на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых исследований.
Элементами годового плана обычно являются:
производственная программа - она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятия в целом и его отдельных подразделений, с учетом имеющихся у них производственных мощностей и содержит, например, решения о том, как обеспечить производство необходимой продукции и услуг исходя из минимальных затрат;
план развития предприятия - он содержит решения о внедрении новой техники, изменении технологии, снятии с производства отдельных видов продукции и т.д.;
план маркетинга и сбыта - он является основой других планов предприятия и составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях заказчика по ассортименту и качеству продукции, заключенных договоров, цен, частоты заказов, каналов сбыта и т.п. Данный план детализируется по месяцам и неделям;
план по себестоимости и рентабельности - в нем отражаются: постоянные издержки, балансовая и чистая прибыль, расчетная рентабельность, себестоимость и др.;
финансовый план - включает такие показатели, как баланс доходов и расходов, издержки производства и обращения, использование собственных и заемных средств, срок выплаты и величина дивидендов;
план по материально-техническому снабжению;
план по труду и кадрам.
Предприятие на основе производственной программы (а подразделения - на основе касающейся их части) осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности.
Оперативные планы посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, например, отражают движение материальных потоков. Такие планы имеют узкую направленность и всегда детализированы, их цель состоит в создании условий для слаженной работы всех цехов, участков, служб, подразделений.
Оперативное планирование предполагает:
составление ежемесячных и
Таким образом, в рамках реализации оперативных планов изыскиваются дополнительные возможности по привлечению ресурсов, и определяется наиболее целесообразное распределение работ по времени.
1.6. Бизнес-план организации
Все перечисленные выше планы составляют своего рода общую систему, которая называется генеральным, общим планом или бизнес-планом организации.
Бизнес-план - это специфическая
форма планов организации. Обычно он
составляется или при ее создании,
или в переломные моменты существования,
например при расширении масштабов
деятельности, эмиссии ценных бумаг,
привлечении крупных займов и
т.п. Часто эти мероприятия
Информация о работе Психологические особенности планирования в управлении