Психологические особенности планирования в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Планирование - это попытка заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. В планах отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Менеджеры на основе планов определяют сильные и слабые стороны организации, анализируют их и разрабатывают тактику своих действий, оценивают положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь идет об определении «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Сущность планирования…………………………………………………… 4
1.1. Принципы планирования……............................................................... 5
1.2. Методы планирования…………………………………………………. 7
1.3. Виды планирования…………………………………………………… 11
1.4. Перспективные и стратегические планы…………………………... 12
1.5. Тактическое и оперативное планирование………………………… 14
1.6. Бизнес-план организации…………………………………………….. 16
2. Психологические особенности планирования в управлении………… 20
2.1. Возникновения психологических проблем при планировании…. 20
2.2. Психологические механизмы снижения и коррекции эффективности планирования………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы…………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Психология управления -Планирование как функция управления и его психологические особенности (Карина Севостьянова).docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие виды норм: норма выработки; норма обслуживания; норма времени; норма численности. Чаще всего нормы бывают индивидуализированными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются и групповые нормы, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях. По особо важным ресурсам могут разрабатываться перспективные нормы их использования, но наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресурсов. Если же условия деятельности организации постоянно меняются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости. С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное задание, то есть установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.

К графическим способам необходимо, прежде всего, отнести способ сетевого планирования. Он был разработан в конце 50-х годов и предназначался для прогнозирования сроков, оценки затрат, разработки, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов. Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели. Все события и работы объединяются в календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы.

Сетевой график облегчает  управление создания сложных технических  и хозяйственных систем, позволяет  сконцентрировать внимание на выполнении в их рамках критических работ, наглядно демонстрирует их взаимосвязь. Сетевой  график дает возможность составить  наиболее рациональный план осуществления  каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные  процессы: диспетчеризация, выдача заданий  на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль их осуществления. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии.

К графическим способам относится и метод планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится «дерево» целей и подцелей. Для каждой из них эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости).

Математические методы планирования сводятся к расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические методы. Наиболее широкое распространение они находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

Методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Они помогают:

- выбрать технологии, позволяющие получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;

- загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;

- составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны сделать это при минимальных затратах и пр.

Возможности применения различных  методов планирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются современной научно-технической революцией, которая вызывает столь стремительные изменения в организации и среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников, их боязнью новшества.

Полностью перечисленные  ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем  уменьшения жесткости и схематичности  составления планов, их ориентацией  на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики.

 

1.3. Виды планирования

В зависимости от уровня управления различается:

стратегическое и перспективное  планирование - это высший уровень;

тактическое (или текущее) планирование - это средний уровень;

- оперативное планирование - это нижний уровень.

В зависимости от назначения различают три основных типа планов:

1) планы-цели, представляющие  собой набор качественных и  количественных характеристик желаемого  состояния объекта управления  и его отдельных элементов  в будущем. Эти цели согласовываются  и ранжируются по тому или  иному принципу, однако никогда  не связываются ни с конкретным  способом достижения, ни с необходимыми  для этого ресурсами. Планы-цели  используются при больших сроках  либо принципиальной непредсказуемости  конкретных событий;

2) планы для повторяющихся  действий, предписывающие их сроки,  а также порядок осуществления  в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно  в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу  маневра в случае возникновения  непредвиденных обстоятельств и  необходимости осуществления коррекции;

3) планы для неповторяющихся  действий, составляемые для решения  специфических проблем, возникающих  в процессе развития и функционирования  организации. Такие планы могут  иметь вид программы, бюджета  поступления и распределения  ресурсов и пр.

По срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены до одного месяца.

 

 

 

 

 

1.4. Перспективные и стратегические планы

Перспективные планы. Обычно перспективные планы в организации разрабатываются на период свыше одного года. Как правило, речь идет о среднесрочных планах, рассчитанных на период до 5 лет.

Перспективные планы могут  иметь форму набора целей; целевых  комплексных программ; и т.п. В рамках перспективного планирования создаются планы:

- разработки новых продуктов;

- снижения издержек;

- инноваций;

- приобретений;

- маркетинга;

- производства;

- инвестиций;

- материально-технического снабжения;

- развития системы управления;

- социальных мероприятий;

- план по труду;

- финансовый план и пр.

Посредством такого рода планов происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего получения заданного объема продукции, прибыли и т.п. Их разработка начинается с выбора перспективных целей. Затем на основе оценки имеющихся ресурсов происходит определение политики организации, выбор правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализация в бюджетах, графиках, стандартных решениях.

Стратегические  планы. В качестве предпосылок появления стратегического планирования можно назвать:

- стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным этапом НТР и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, резком усилении конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;

- широкую доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание ее объема;

принципиальное изменение  роли человека в производстве и связанное  с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.

Эти и другие обстоятельства обусловливают непредсказуемость  путей развития организации, ее окружения и неопределенность даже сравнительно близкого будущего. Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.

Стратегические планы  отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются цели организации, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.

Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются, прежде всего, исходя из угроз и возможностей (которые имеются или могут  появиться во внешнем окружении  организации), а не поиска и мобилизации  внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их осуществления  должны быть крупные перемены в организации. Таким образом, если фирма хочет  выжить в современных нестабильных условиях, переход к стратегическому  планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Тактическое и оперативное планирование

Тактическое или текущее  планирование представлено в основном краткосрочными планами, в которых  предусматриваются действия, необходимые  для достижения стратегических целей. По своей сути текущее планирование является производственным и обладает рядом особенностей:

- объектами такого планирования могут быть заказ, группа продукции, показатели;

- при осуществлении планирования учитывается связь уровней управления; оно может происходить сверху вниз (детализация), снизу вверх (спущенные сверху указания обогащаются внизу);

- при составлении производственных планов происходит либо четкая привязка к календарю, либо допускается свободное планирование.

Краткосрочные планы охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам. Годовые планы разрабатываются на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых исследований.

Элементами годового плана  обычно являются:

производственная  программа - она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятия в целом и его отдельных подразделений, с учетом имеющихся у них производственных мощностей и содержит, например, решения о том, как обеспечить производство необходимой продукции и услуг исходя из минимальных затрат;

план развития предприятия - он содержит решения о внедрении новой техники, изменении технологии, снятии с производства отдельных видов продукции и т.д.;

план маркетинга и сбыта - он является основой других планов предприятия и составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях заказчика по ассортименту и качеству продукции, заключенных договоров, цен, частоты заказов, каналов сбыта и т.п. Данный план детализируется по месяцам и неделям;

план по себестоимости  и рентабельности - в нем отражаются: постоянные издержки, балансовая и чистая прибыль, расчетная рентабельность, себестоимость и др.;

финансовый план - включает такие показатели, как баланс доходов и расходов, издержки производства и обращения, использование собственных и заемных средств, срок выплаты и величина дивидендов;

план по материально-техническому снабжению;

план по труду  и кадрам.

Предприятие на основе производственной программы (а подразделения - на основе касающейся их части) осуществляет процесс  оперативного планирования своей деятельности.

Оперативные планы посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, например, отражают движение материальных потоков. Такие планы имеют узкую направленность и всегда детализированы, их цель состоит в создании условий для слаженной работы всех цехов, участков, служб, подразделений.

Оперативное планирование предполагает: составление ежемесячных и внутрисменных  заданий, календарных планов выпуска  продукции, маршрутных карт и контроль над их выполнением. Оперативно-календарный план в зависимости от характера выпускаемой продукции определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели - маршрутизацию, находящую воплощение в маршрутной технологической карте, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и т.п. Степень детализации оперативно-календарного плана зависит от типа производства. Оперативно-календарный план используется часто как основной документ для разработки сменно-суточных заданий. В них перечисляются конкретная номенклатура и количество изделий, необходимая для нормального осуществления производственного процесса в данном цехе и смежных с ним. Сменно-суточные задания могут дополняться планом-графиком движения изделий и их отдельных частей в рамках технологического процесса.

Таким образом, в рамках реализации оперативных планов изыскиваются дополнительные возможности по привлечению ресурсов, и определяется наиболее целесообразное распределение работ по времени.

 

 

 

 

1.6. Бизнес-план организации

Все перечисленные выше планы  составляют своего рода общую систему, которая называется генеральным, общим  планом или бизнес-планом организации.

Бизнес-план - это специфическая  форма планов организации. Обычно он составляется или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расширении масштабов  деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и  т.п. Часто эти мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней ситуации и имеют цель предварить их. Хотя многие позиции бизнес-плана скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех в деле его реализации далеко не очевиден.

Информация о работе Психологические особенности планирования в управлении