Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:22, курсовая работа
Планирование - это попытка заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. В планах отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Менеджеры на основе планов определяют сильные и слабые стороны организации, анализируют их и разрабатывают тактику своих действий, оценивают положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь идет об определении «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Сущность планирования…………………………………………………… 4
1.1. Принципы планирования……............................................................... 5
1.2. Методы планирования…………………………………………………. 7
1.3. Виды планирования…………………………………………………… 11
1.4. Перспективные и стратегические планы…………………………... 12
1.5. Тактическое и оперативное планирование………………………… 14
1.6. Бизнес-план организации…………………………………………….. 16
2. Психологические особенности планирования в управлении………… 20
2.1. Возникновения психологических проблем при планировании…. 20
2.2. Психологические механизмы снижения и коррекции эффективности планирования………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы…………………………………………. 25
Цель бизнес-плана состоит
в том, чтобы сориентировать хозяйственную
деятельность фирмы в соответствии
с потребностями рынка и
Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые могут получить, приняв участие в его реализации.
Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на основании его уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из них интересуют только те моменты, которые создают гарантии их собственных интересов. Для банков, страховых компаний и инвесторов это - финансовая устойчивость организации. Для сбытовых фирм - качество, новизна, стоимость продукции. Для поставщиков - объем потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, услугах. Для профсоюзов - социальные моменты.
Структура бизнес-плана является свободной, тем не менее, в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется. Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с документом. Во введении раскрывается роль избранного организацией вида деятельности в настоящий момент, тенденции и перспективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в данном направлении; рассчитываются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений; приводятся гарантии их сохранности.
В основных разделах бизнес-плана может содержаться следующая информация:
Цели предпринимательской деятельности |
Цели главной и функциональной стратегий | |
Потенциал организации |
Его развитие на предстоящий период и связанные с этим затраты | |
Имидж |
Традиции, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественности. Благоприятный имидж много значит для решения вопроса о доверии к фирме со стороны потенциальных партнеров | |
Персонал |
-принципы его подбора, оценки, продвижения; -система управления и пути ее развития; -внедрения новых методов руководства; -формы взаимоотношений с профсоюзной организацией | |
Будущая производственная деятельность |
-ее необходимые условия (планируемые к внедрению технологии и оборудование; -источники и способы
обеспечения потребностей в -пути повышения производительности труда и эффективности производства, способы контроля процессов и качества продукции | |
Продукт или услуга |
- их технический уровень,
качественные параметры, -наличие у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками; - возможности использования отходов | |
Стратегии маркетинга |
Обычно этот раздел начинается с характеристики рынков сбыта для планируемой к производству продукции | |
Конкурентоспособность продукции |
Пути борьбы с основными потенциальными и реальными конкурентами, завоевания рыночной ниши. В разделе приводятся сведения о конкурентах, их доле на рынке, перечисляются основные параметры, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и пр.). На основе всестороннего анализа этих моментов определяются параметры, по которым можно превзойти соперников. | |
План маркетинга |
- описание маркетинговой
ситуации (величины рынка, главные
виды присутствующей на нем
продукции, основные - перечень задач, программа
действий по их реализации, способы
контроля над ними и | |
Основные направления внешнеэкономической деятельности |
Здесь, в частности, рассматривается порядок регистрации фирмы как ее участницы, сроки открытия валютного счета. Особенности расчетов с зарубежными партнерами, предположительные объекты экспорта и импорта, возможные контрагенты. | |
Себестоимость, цена, прибыльность производства |
Их критическая величина, ниже которой деятельность фирмы является убыточной. | |
Риски и способы их страхования |
Риски, возникающие в процессе
хозяйственной деятельности, могут
быть связаны с уничтожением, порчей
или хищением имущества, стихийными
бедствиями и политическими конфликтами,
препятствующими нормальному | |
Финансовая стратегия организации при осуществлении нового вида деятельности |
Здесь определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль), требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности и т.п. | |
Итог |
Итоговый раздел обычно посвящается финансовому плану организации, который концентрированно представляет в денежном выражении все предыдущие разделы. В рамках финансового плана с учетом прогноза объемов реализации составляется ряд важнейших документов: план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций или заказчиков для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе, план прибылей и убытков. |
Помимо основных разделов, бизнес-план может содержать приложения в виде наглядных различных материалов - графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий с указанием ответственных лиц.
По сравнению со стратегическим планом бизнес-план характеризуется следующими особенностями:
- включает только одну цель, связанную с развитием определенного бизнеса;
- имеет четко очерченные временные рамки, не пролонгируется, не уточняется;
- обладает высокой функциональной направленностью.
Среди психологических аспектов планирования выделяют несколько групп факторов, определяющих особенности реализации этой деятельности. К первой группе относятся различные по типологии задачи, решаемые руководителем в процессе составления и реализации планов. Вторая связана с особенностями механизмов, детерминирующих процессы выработки планов. Третья группа касается смыслообразования в деятельности руководителя, механизмов формирования личностного смысла в ней (в зависимости от особенностей спектра его интересов) и, наконец, определяющие зависимость индивидуального планирования от особенностей спектра его интересов.
Прежде всего, следует отметить, что в зависимости от уровня управления в деятельности руководителя меняется характер и масштабы планирования, а также используемые в этих целях средства. Существенно, также и то, что любой руководитель ограничен в составлении и реализации планов всевозможными нормативно закреплёнными правилами, процедурами, режимами, графиками, стратегиями, принятыми курсами действий и т.д.
Закреплённые в документах правила требуют, чтобы были или не были приняты определенные действия в конкретных ситуациях. Правила устанавливаются для обеспечения целенаправленности в работе, они закрепляют определённый тип поведения, отвечающий интересам дела. Аналогичную роль играет «регламент». Стандартизируя деятельность людей, правила минимизируют усилия организатора конкретных работ в области планирования.
Такую же функцию выполняют процедуры и режим. «Процедура» – это последовательность правил, это ориентиры для действий, которые указывают, как надо выполнять определённую деятельность. «Режим» правила выполнения чего-либо в определённых условиях, последовательность действий, определяющих стабильность и эффективность протекания каких-либо процессов, способ реализации некоторой установки (например, режим экономии), а также порядок использования календарного времени. Естественно, что планируя деятельность подразделения и даже собственную деятельность, руководитель не может игнорировать существующие правила, процедуры и режимы.
Планирование также должно осуществляться
с учётом решений вышестоящего уровня
управления. Эти решения могут
различаться по степени жёсткости
предписаний в отношении
Совокупность решений образует программы. «Программа» – намеченный к планомерному осуществлению, направленный на достижение единой цели и приуроченный к определённым срокам комплекс мероприятий, обеспеченный необходимыми ресурсами. Это совокупность правил, процедур, целей, установок. Программы могут быть различными по масштабам. Наиболее широкой в этом смысле является генеральная программа действий, которая представляет собой распределение приоритетов и ресурсов для достижения целей. Такая генеральная программа называется стратегией.
Стратегия чаще всего реализует курс действий, под которым понимаются общие положения и понятия. Этими понятиями руководствуются, когда принимают решения, или которые ограничивают альтернативы при принятии решений. Курс действий имеет столько же уровней, сколько имеет сама организация. Он предполагает известную свободу и может выступать как средство развития самостоятельности и инициативы. Курсы действий, хотя и облегчают достижение целей предприятия, не всегда в должной мере интегрированы по уровням.
И, наконец, наивысший уровень в
этом списке занимают цели и задачи
организации. Это те рубежи, к достижению
которых направлена деятельность организации.
«Цель» – это предвосхищение результата
управленческой деятельности, конечный
этап многочисленных управленческих операций.
В производственных организациях проявляются
три основных типа целей: цели-задания,
исходящие от вышестоящих органов
и отражающие внешнюю функцию
предприятия; цели-системы, отражающие
объективную необходимость
Ясно сформированные цели создают предпосылки для возможности сконцентрировать усилия организации и, тем самым, повысить её конкурентоспособность. Сформулированные цели и задачи, провозглашённый курс действий и реализующие его стратегии, разработанные на этой основе программы деятельности в принципе, с одной стороны, ограничивают свободу руководителя в реализации функции планирования, с другой стороны, они выступают основой для организации деятельности подразделения или службы.
Характеризуя связанные с
В планировании выделяют следующие характеристики: источник планирования, объём планов, детали планов, гибкость планов, темп планирования, координация планов, удержание планов, сигнал остановки.
Чаще всего наблюдаются:
1. Снижение мотивации
2. Снижение мотивации
3. Преобладание краткосрочных
4. Формальное существование
Эти данные свидетельствуют, что психологические
проблемы реализации этой функции не
сводимы к проблемам принятия
решения (проблемам мышления). Это
в первую очередь проблемы мотивации
и волевой регуляции
Установка на жёсткие планы, чаще всего выявляемая у руководителей, приходит в противоречие с действительностью, становится основой переживаний, на фоне которой теряется личностный смысл планирования. Устоявшийся стереотип поведения состоит в том, что если нечто выступает в роли плана (совокупность целей и действия, ориентированные на их достижения), то любое отступление переживается и оценивается в отрицательном свете.
Особо встаёт вопрос о психологических
механизмах снижения мотивации планирования.
Когда действительно
Так, делегирование функции
В области управления невозможность полноценно реализовать намерения в сфере претворения в жизнь собственных планов приводит к фрустрации «эго» мотивации. Руководитель в этой ситуации не ощущает себя полноправным хозяином собственных намерений, что негативно отражается на управленческой функции. Выходом из такого положения является формирование установки на гибкое планирование.
«Управляющие должны управлять планом, а не план управлять ими» – Куц и О’Доннел.
Изменение мотивации планирования – не единственный тип нарушений в реализации этой функции. Оно сочетается с ущербностью самих планов, программ действий. План должен быть целеустремлённым, пригодным для достижения цели. Его составление должно быть экономичным, более или менее должно быть пользование им. Необходима максимальная ясность плана, что обеспечивает лёгкость его использования.
Следующие требования к плану – точность и гибкость (пластичность). Пластичность подразумевает, что план не должен предписывать определённый шаг там, где этот шаг будет зависеть от неизвестных пока обстоятельств.
Заключение
Планирование является одним из наиболее сложных видов умственной деятельности, доступных человеку, ведь при составлении планов нужно столь много предугадать, предвидеть, увязать воедино, что эту деятельность с полным правом можно считать граничащей с искусством.
Планирование охватывает
все стороны хозяйственной
На некоторых предприятиях к планированию еще до сих пор зачастую подходят по старинке. Составленные планы спускают для безоговорочного выполнения, но это порочный подход. Сегодня планирование может быть только живым творчеством всех работников и только тогда оно окажется успешным.
Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании и развитии производственной системы, их увязку с точки зрения оптимизации конечного результата. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования, как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение его теории и практики занимает важное место в подготовке специалистов управленческого профиля.
Информация о работе Психологические особенности планирования в управлении