Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:43, доклад
1. Анализ психологии концертного выступления
2. Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА
К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного доклада выбрана с соответствием с общей методической темой ГККП Петропавловский колледж искусств «Личностно-ориентированное развивающее обучение». Свою работу я рекомендую к изучению преподавателям спец. классов и учащимся исполнительских отделений колледжа для подготовки к сценическому выступлению.
Личный опыт выступления на сцене; успешные и неудачные исполнения учащимися произведений на концертах побудили меня к написанию данного доклада. Анализ ошибок исполнения заставил меня обратить особое внимание на психологическую сторону подготовки к выступлению на сцене.
Цель работы: научить молодых музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения; заставить более ответственно подойти к концертному исполнению программы.
В подготовке данного доклада я опирался на различные источники – от изданий по методике и педагогике, до трудов по психологии и художественной литературе.
Свой доклад я условно разделяю на две части:
1. Анализ психологии концертного выступления
2. Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене
Надеюсь, что изучение данного
материала поможет более
ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
«Исполнение программы без творческого подъема – есть не более, чем математическая организация звуков во времени».
Из личного опыта
Проблема психологической
подготовки музыканта-исполнителя
к концертному выступлению –
одна их важнейших тем в музыкально-
Великий Лист утверждал: «Техника рождается из духа». Прогрессивные исследования, трактующие музыкальное исполнительство, как психофизиологический акт, оценивают роль психологии как более весомого фактора в формировании мастерства музыканта.
Н. А. Римский-Корсаков часто
повторял, что эстрадное волнение
тем больше, чем хуже выучено сочинение.
Однако я не хочу рассматривать ситуации
сценического провала, возникшие из-за
банальной недоученности
Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты времени процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Причины страха перед сценой
Волнение всегда имеет
определенное объяснение. Чтобы научится
владеть собой перед публикой,
надо начинать с того, чтобы следить
за собой дома, где можно тренировать
внимание и сосредоточенность ежедневно
и ежечасно. По мнению педагогов, занимающимися
вопросами музыкальной
Каждый из нас в моменты
стресса в глубине души жаждет
сочувствия; и когда студент говорит
содрогаясь: «Ах, я так волнуюсь!»
– он уподобляется ребенку, которому
нравится быть больным. Как отмечают
психологи – такого рода волнение
есть не что иное, как определенный
вид тщеславия. Однако в результате
разговоров о своих страхах можно
оказаться в еще более тяжелом
положении, так как волнение, будучи
объектом внимания, прогрессирует; даже
думать о нем опасно, а называть
тем более. Если пианист становится
жертвой опасного волнения, он должен
спросить себя: «Всегда ли я учу
музыку добросовестно? Не полагаюсь
ли я иногда на авось? Делаю ли я
все, что в человеческих силах, чтобы
добиться успеха?» Вот что пишет
Падеревский о своем
Одной из самых распространенных
причин волнения является внушенная
извне мысль о возможном
Поэтому студент, так же как и артист, должен уметь защищаться от враждебного внушения. Юность особенно беззащитна против посторонних влияний, но вредное внушение порой оказывает парализующее действие и на взрослого. Даже случайное (пусть самое невинное) замечание друга о возможном провале может привести к катастрофе, если музыкант не подготовлен к такого рода разговорам и не умеет их игнорировать.
Негодовать по поводу обескураживающей критики бесполезно, а думать, что ты один являешься ее жертвой – глупо. Чем более велик художник, тем строже он себя судит. Не только студент, но и каждый преуспевающий артист порой испытывает моменты отчаяния; будучи только человеком, и он может забыть несколько тактов во время выступления. Но вместо разговоров о досадном происшествии и размышлений о нем до конца своих дней он сделает единственно разумную вещь – постарается следующий раз играть лучше.
Если исполнитель играет с душой, публика и критика всегда простят ему несколько фальшивых нот и небольшую осечку памяти. Примеров такого снисхождения публики немало; взять хотя бы концертные исполнения программы А.Г. Рубинштейном: порой его игра была не лишена некоторых «туманных пятен» и шероховатостей (особенно в поздние годы концертной деятельности). Но эти шероховатости не оставляли заметного следа в восприятии слушателей – из-за силы художественного воздействия великого артиста.
Музыкант должен игнорировать
любой промах, допущенный на эстраде,
иначе, разволновавшись из-за одной
фальшивой ноты, можно загубить всю
программу. Что-то может быть исполнено
хорошо, что-то хуже; нужно учится слушать
себя спокойно и надеяться на лучшее.
Ошибка, которую допускают многие,
состоит в попытках «бороться» с
волнением. Но старание подавить страх
только ухудшает положение, и те, кто
усвоил закон обратного усилия, предпочтут
пользоваться законом «непротивления»
Толстого. Вместо того, чтобы задерживаться
на неприятных воспоминаниях о неудаче,
благоразумный музыкант обратит
свои мысли к случаям, когда он
выступал с особым успехом. Только приятные
эмоции вытеснят постепенно страхи, поскольку
теперь уже внимание сосредоточено
на другом, более значимым. Все оборачивается
к лучшему только в том случае,
если прошлые неудачи
Хотя волнение может иметь физические причины (например, холодные руки) и физические следствия (опять же, включая холодные руки) – в основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. Многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходит на сцену, – являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.
Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Не зря Н.Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».
Частой причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление артистом характера деятельности, и как результат - растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности
Особенности того или иного
сценического состояния объясняются
не столько свойствами нервной системы,
сколько интеллектуально-
Установка на успех
Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Прежде всего, что такое установка. По определению, это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
Фактов, демонстрирующих
готовность, или предварительную
настройку организма к
Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза велики» отражает явления так называемой перцептивной[1] установки. Что может быть хуже для успешного выступления, как установка перед выходом на сцену: «я сейчас ничего не сыграю»?
Причиной сильного беспокойства может быть также и очень высокий уровень притязаний, неадекватно высокая или низкая оценка своих профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности.
Исполнителю, который с нетерпением ждёт выступления, легче обрести сценическое состояние, способствующее успеху. Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже страдает он от недугов астенических[2] форм сценического волнения. Однако опыт нельзя путать с привычкой. Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже способен он художественно истолковывать сочинение и, следовательно, тем легче ему направить своё волнение в русло творческих задач. «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё - не только зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер).
Контакт с аудиторией
Широко распространен взгляд, согласно которому концертное исполнение всегда будто бы хуже репетиционного. Наблюдения показывают, что многие артисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у них большую содержательность исполнения.
Как установить контакт со слушателем? Мой преподаватель класса фортепиано в Алма-атинской консерватории Ермеков Р.З. советовал не только не пугаться большой зрительской аудитории, но исполнять программу во благо слушателя. «Публика, - говорил мне Рустем Зейнурович, - пришла в концертный зал ради той музыки, которую ты будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего выступления. Поблагодари слушателей за то, что они пришли на твой концерт. Не бойся зрителя: он твой друг и помощник».
Иначе говоря, можно по-разному подойти к присутствию многочисленной публики в зале. Можно направить свою любовь к зрителю (и это наверняка будет взаимно), а можно, игнорировав незримую помощь публики, остаться один на один со своими страхами. Нужно ли объяснять какой из упомянутых подходов принесет благодатные плоды? Неспроста в закулисных комнатах Малого зала Петербургской консерватории когда-то висел плакат «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!».
Кто боится аудитории, тот
редко находит с ней контакт.
И тогда при самом хорошем
исполнении обычно не достает той
взаимной симпатии, которая необходима
артисту, чувствующему публику так
же, как он чувствует музыку. Каждый
исполнитель в такой момент имеет
право рассчитывать на дополнительную
поддержку. Разве природа не предусмотрела
адреналин – стимулирующее
Информация о работе Психологические особенности подготовки пианиста к концертному выступлению