Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:43, доклад
1. Анализ психологии концертного выступления
2. Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене
От страха к уверенности
Неопределенность того, что ждет на эстраде, наполняет душу артиста мрачными предчувствиями. Его страшит не провал, как таковой; больше всего музыкант боится оказаться не на высоте своих задач. Он чувствует себя посредственным, серым, исполненным человеческих слабостей и одиноким.
Нередки случаи, когда на сцене возможны так называемые случаи «выпадения» текста. Нужно отметить, что между уверенностью памяти и творческой содержательностью игры существует двусторонняя связь: уверенность памяти – бесспорная предпосылка творческой настройки, а наличие творческой настройки, в свою очередь, укрепляет работу памяти. Если произведение действительно выучено, то никаких сомнений памяти, в сущности, не должно и быть. Сомнение в успехе, состояние беспокойства и неуверенности может подействовать разрушающе на творческую настройку. В этих случаях, говоря словами Савшинского: «подлинно художественное исполнение становится затруднительным, а вдохновенное – невозможным». Только исключив разрушительный фактор страха, можно надеяться на успешное исполнение программы. «Наши сомнения – это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы возможно могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать» (слова Уильяма Шекспира).
Музыкант не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многих негативных форм эстрадного волнения; но требуется немалый опыт, чтобы научиться быстро и прочно запоминать любой нотный текст. Боязнь забыть нотный текст - распространённая болезнь среди неопытных музыкантов. «Сама по себе память, - пишет Коган, - тут по большей части не при чём. Музыканты волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются».
Уверенность движений не менее
важна, чем уверенность памяти. Если
движения рук и пальцев вдруг
становятся менее уверенными, то это
сразу же отражается на звучании и
эмоциональном тонусе игры. Уверенность
движений зависит от гармоничного состояния
игрового аппарата, а это – в
свою очередь – связано с тем,
насколько молодой исполнитель
контролирует свой пианистический аппарат
в течение всего периода
Гармоничный эмоциональный тонус, связанный с активностью слуха, способствует нормальной управляемости игрового аппарата. Но чрезмерная эмоциональная напряженность (так называемое «эмоциональной захлестывание») ведет обычно и к мышечному перенапряжению, нарушающему нормальное функционирование техники.
Эмоциональное возбуждение
- важнейшее условие для
По всей видимости, у каждого
музыканта-исполнителя имеется
Важным критерием готовности
программы к выступлению
Другим не менее важным
показателем как технической, так
и художественной готовностью программы
является импровизационная свобода
игры. Исполнение может считаться
художественно созревшим лишь при
наличии эмоционально-
Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.
В процессе работы над музыкальным произведением большое значение имеет и верные установки преподавателя, цитаты высказываний великих исполнителей. Так, работая над звуком впервой части четырнадцатой сонаты Бетховена, вместе с преподавателем Алма-атинской консерваторией Ибраевой В.М. я услышал от Венеры Максимовны фразу: «рука должна обнимать клавиатуру». Меня словно осенило! Так, верно подобранная фраза или цитата, сказанное в нужное время заставила по-новому осмыслить произведение, подобрать нужный прием исполнения, и, несомненно, помогла мне выступить на сцене более успешно.
В данном случае нужно отдать дань таланту замечательного педагога. В процессе подготовки программы с учащимися, я убеждаюсь неоднократно, что сухие фразы-замечания не оказывают такого положительного воздействия на ученика, как крылатые цитаты великих педагогов. Заставить ученика задуматься над проблемой и способом ее решения – одна из важных (и сложных) задач, с которыми сталкивается педагог в работе над программой с учеником.
Секрет успешного выступления
Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует; каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению. Различные рекомендации к успешному выступлению я помещаю во второй части своего доклада. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики артиста.
Но главное – дело не только в знании рецептов. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем; показать наилучшее, на что он способен. И, в конце концов, выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по словам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».
РЕЦЕПТУРНЫЙ РАЗДЕЛ
«Не важно, как часто вы падаете. Важно, как часто вы поднимаетесь».
Винс Ломбарди
День концерта
В день выступления у большинства
исполнителей возникает так называемое
«предконцертное волнение», основанное
на беспокойстве за качество выступления.
К этому явлению следует
В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше; он должен, не напрягая внимания, просто просматривать программу. Опытные музыканты советуют: накануне концерта (предпочтительно утром) нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно. На этой стадии не рекомендуется разрывать единство музыкальной ткани. Если музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничит себя упражнениями или проигрыванием других произведений (желательно хорошо знакомыми), не входящими в программу концерта. В конце концов, если программа не готова – учить ее уже слишком поздно.
Чем же заниматься музыканту перед выступлением, если в это время рекомендуется не работать над программой и отдыхать? Считая пару дней перед концертом честно заработанными выходными, музыкант, чтобы отвлечься от привычных забот и волнений, может гулять, ходить в кино, читать увлекательные книги, делать все что угодно, только не заниматься музыкой.
В день концерта важна каждая
мелочь. Скажем, перед выходом из
дома, одеваться следует не торопясь,
а на дорогу к месту выступления
нужно предусмотреть время с
большим запасом, чтобы не создать
дополнительных ситуаций беспокойства.
В артистической ничто не должно
волновать музыканта; даже лучшим друзьям
доступ должен быть закрыт, чтобы они
не могли принести с собой мысли
о возможных волнениях и
Самый плохой способ провождения
времени перед выступлением –
это бессодержательный разговор
за кулисами, рассеивающий внимание исполнителя,
его творческий настрой. Ничем не
лучше и молчаливое нервное хождение
по артистической комнате. А.П. Щапов
советовал перед выходом на сцену
заставлять себя спокойно сидеть в
удобной позе – при несколько
расслабленной мускулатуре, тренируя
этим столь необходимую для
В процессе разыгрывания рук
перед концертом нужно помнить
о такой психологической
Эмоции
Важнейшим моментом психологической подготовки исполнителя, предшествующим выходу на сцену, является вхождение в образ. К.С. Станиславскому принадлежат известные слова о том, что артист должен «весь день жить в данной роли». Пианисту нетрудно весь день прожить в образах концертной программы, но перед началом выступления в большинстве случаев бывает необходимо заново войти в них, и, вместе с этим, вызвать состояние так необходимого для успешной игры состояния творческой приподнятости.
Никакая самая тщательная
подготовительная работа не освобождает
от интенсивнейшей активности во время
исполнения. Концертное выступление
требует большого расхода нервно-психической
энергии и значительного
Выдающиеся исполнители
также волнуются, выступая перед
публикой, но они волнуются не в
обычном смысле этого слова; их состояние
скорее представляет собой возбуждение,
доходящее порой до экзальтации.
Возбуждение можно назвать
В процессе подготовки к концертному выступлению, большую помощь может оказать искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создается как бы искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя. Пример такого «закаливания»: знаменитая пианистка Маргерит Лонг, в 1932 году, совершая несколько концертных поездок по Европе с Морисом Равелем, невольно ощущала некое состояние дискомфорта на своих концертах из-за присутствия на них великого Равеля. Осознание того факта, что в зале присутствует сам Равель не давало ей раскрыть себя полностью на сцене. И тогда она решила помочь себе в сложившейся ситуации.
Зная, что при проигрывании
программы без зрителей ее исполнение
обладает большей творческой свободой,
она решила отрепетировать концерт
в присутствии… детских кукол. Лонг
рассадила обычные куклы в
пустом зале на кресла, имитируя присутствие
зрителей. Причем, войдя в зал, она
поздорововалась с ними со всеми
и особо с одной куклой, которую
она представляла М.Равелем. Первый
опыт исполнения перед необычной
публикой был неудачным: она не могла
до конца сосредоточиться на исполнении
программы. Зато второй и последующий
опыты были не в пример лучше. В
конце концов, с помощью обычных
кукол, она привыкла к осознанию
того, что за ее исполнением следит
сам Равель. Нужно ли говорить, что
после таких экспериментов, на реальном
концерте она сыграла блестяще. «Не
помешало» и присутствие
При недостаточной уверенности
музыканта, при подстерегании мысли
о провале, можно воспользоваться
маской уверенности; на первых порах
искусственная и наигранная, она
со временем становится частью характера.
Хотя настроение – категория подсознательная,
сознательно «играя»
Обуреваемый волнением исполнитель даже самому близкому другу не должен признаваться, что боится выступления; он не должен признаваться, в этом и самому себе. Следует повторять своим друзьям и себе самому: «Я с нетерпением жду концерта». И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.
На сцене
Пианистам бывает трудно приспособиться к незнакомому инструменту. Весь концерт может быть загублен чрезмерно высоким или слишком низким стулом – обстоятельство, непосредственно связанное с привычками техники. Очень важное важно и освещение: затемненная клавиатура раздражает не меньше, чем свет, бьющий в глаза. Обо всем нужно заблаговременно позаботиться, включая температуру артистической, так как необходимость находится в холодной комнате перед выходом на эстраду достаточно, чтобы взволновать каждого. Вовремя подумать о таких вещах очень важно!
Информация о работе Психологические особенности подготовки пианиста к концертному выступлению