Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:39, реферат
Правила поведения, совместимые с психологическими и биологическими законами, морально приемлемые для самих медиков и для всех других людей, оформились в науку о профессиональном медицинском долге. Эта наука медицинская деонтология. Деонтология- это практическая реализация основных принципов этики. Общечеловеческие морально-нравственные законы (этика)и правила поведения(деонтология)в медицине определяют друг друга. У разных профессиональных групп свои этические кодексы поведения. Этический кодекс сестринского дела - это уважение к образу жизни, достоинству и правам пациента.
Причины тревоги не всегда бывают очевидными. Но они всегда существуют. После исключения серьезных телесных недугов главная роль в лечении тревожных расстройств принадлежит психотерапевту, клиническому психологу. Одной из задач психотерапии является выявление внутренних причин тревоги. Кстати, и наличие заболеваний тела вовсе не исключает первичности психологических факторов в развитии заболевания.
Даже с очень сильной и
не вполне понятной тревогой можно
успешно бороться. Но что делать
тем людям, для которых психологическая
или психотерапевтическая помощь в силу
тех или иных причин недоступна? Неужели
им остается только беспомощно дрожать,
как осиновый лист на ветру? Отнюдь нет.
Существует несколько испытанных способов
борьбы с тревогой. В двух словах их можно
обозначить так: работа и молитва. Работа—
какая-либо деятельность, позволяющая
полезным образом использовать ту энергию,
которую человек тратит на поддержание
тревожного состояния. Молитва — разговор
с самим собой, с близким человеком или
Богом о тревоге, разговор, помогающий
осмыслить тревогу и изжить ее. Если же
вы хотите получить более конкретные рекомендации,
следует хотя бы однажды проконсультироваться
у специалиста (психотерапевта, клинического
психолога), который после изучения специфики
Ваших тревог, волнений, страхов, проведя
экспериментально-
Наиболее часто она выражается в учащенном сердцебиении, чувстве нехватки воздуха, внутренней дрожи, дрожании конечностей, тошноте, головокружении, ознобе или потливости. Нередко человек воспринимает эти телесные симптомы как первичные, а чувство тревоги— как вторичное(«Я волнуюсь, потому что мне не хватает воздуха»), что побуждает его искать помощи у специалистов по болезням тела.
Расстройства тревожного спектра являются одними из самых распространенных у пациентов соматической сети, в первую очередь в амбулаторных медицинских учреждениях. Около 50% населения в течение жизни сообщают о наличие отдельных симптомов тревоги или синдромально очерченных тревожных расстройств. Фармакоэкономические исследования свидетельствуют, что треть от всех затрат на лечение в целом психических заболеваний приходится на лечение тревоги.
Основную часть амбулаторных больных составляют пациенты с субсиндромальными (два симптома тревоги и более, существующие одновременно у индивидуума в течение минимум 2 недели и приводящих к социальной дезадаптации, но недостаточные для диагностики какого либо тревожного расстройства, по МКБ-10) и/или соматизированными симптомами тревоги (нарушения сна: трудности засыпания, чуткий поверхностный сон, ночные пробуждения; раздражительность по отношению к внешним факторам(шум, яркий свет);нарушение внимания; изменение аппетита и т.п.). Помимо этого психические симптомы часто скрываются за фасадом массивной вегетативной дисфункции (соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы– органные неврозы – F45.3). Субсиндромальные тревожные состояния без терапии могут длительно персистировать, а зачастую, утяжеляясь, достигать развернутых тревожных синдромов.
Изучение качества жизни пациентов с субсиндромальной тревогой демонстрирует, что по параметрам профессиональной и социальной активности снижение качества жизни у них сопоставимо с пациентами, имеющими развернутое тревожное расстройство, и достоверно хуже по сравнению со здоровыми лицами. Таким образом, благодаря значительной распространенности в популяции синдромально незавершенные тревожные расстройства наносят вред обществу, сопоставимый с дезадаптирующим влиянием развернутых тревожных расстройств. Умение врача распознать у пациента помимо вегетативной дисфункции психопатологические симптомы является решающим в диагностике и определяющим дальнейшую тактику терапии. К наиболее частым общим симптомам тревоги принято относить: чувство беспокойства и нервозности, раздражительность, возбуждение и неусидчивость, непроизвольные движения, нетерпеливость, тревожные мысли, снижение концентрации внимания, нарушения сна, ночные кошмары, быструю утомляемость. Среди вегетативных симптомов тревоги преобладают тахикардия, приступы жара и озноба, потливость, холодные и влажные ладони, сухость во рту, ощущение «кома»в горле, чувство нехватки воздуха, боли в животе, диарея, учащенное мочеиспускание, головокружение, тремор, мышечные подергивания, вздрагивания, повышения тонуса скелетной мускулатуры, миалгия и т.д.Заподозрив наличие у пациента тревожных расстройств, врач общей практики должен направить больного на консультацию специалиста– психиатра или психоневролога. В настоящее время ведутся дискуссии о наделении врачей других специальностей правом назначать некоторые виды психотропных препаратов, но единого мнения на этот счет пока не существует. В то же время для купирования актуальных тревожных расстройств в общей медицинской сети широко используются анксиолитики. На современном этапе развития психофармакотерапии наиболее часто назначаются производные бензодиазепина. Однако их применение осложнено целым рядом нежелательных эффектов: симптомами поведенческой токсичности, такими как дневная сонливость, замедление когнитивных процессов, снижение остроты реакций, внимания и памяти и такими аддиктивными свойствами, как привыкание, зависимость, злоупотребление. Помимо этого, бензодиазепиновые анксиолитики могут оказывать угнетающее воздействие на дыхательный центр и снижать сократимость миокарда, что осложняет их применение у соматических больных с соответствующей патологией. Кроме того, для ряда бензодиазепиновых анксиолитиков доказано взаимодействие с некоторыми соматотропными препаратами (α-адреномиметиками, α - и β - адреноблокаторами, блокаторами кальциевых каналов, ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента, производными метилксантина и др.). В ряде случаев такие взаимодействия вызывают побочные эффекты, что в конечномитоге нивелирует их эффективность. К примеру, одновременный прием отдельных препаратов бензодиазепинового ряда с клонидином и пропранололом приводит к усилению гипотензивного эффекта и угнетающего действия на ЦНС. Комбинирование бензодиазепинов с фентоламином, тропафеном, индорамином вызывает рефлекторную тахикардию и увеличение адренолитического эффекта вплоть до развития тяжелой гипотензивной реакции и т.п.
В связи с высоким риском развития
побочных эффектов и лекарственной зависимости
эксперты ВОЗ рекомендуют перед назначением
препаратов этого ряда рассмотреть возможности«альтернативной»
Несмотря на то, что экстракт валерианы метаболизируется системой цитохрома Р-450, он практически не влияет на метаболизм других веществ, поэтому Персен можно включать в комбинированную терапию с соматотропными препаратами у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями. Безопасность Персена делает его препаратом выбора для купирования субсиндромальной тревоги у подростков и пожилых лиц. Таким образом, Персен является препаратом выбора для коррекции психовегетативного синдрома, ассоциирующегося с легкой, субсиндромальной тревогой. Кроме того, препарат можно назначать здоровым людям в качестве профилактического средства. Имеющиеся на сегодняшний день данные о спектре клинических эффектов растительных экстрактов, входящих в состав препарата, хорошей переносимости, позволяют с успехом применять Персен и Персен форте в общей клинической практике.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ БОЛЕЗНЕННЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ
Сестринское дело представляет собой диалог – межличностное общение человека с человеком, медсестры с пациентом. При госпитализации пациента, его переводе или выписке из больницы, в процессе до и послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с пациентом.
У пациентов могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта. Важно понимать, когда пациент нуждается в информации, социальном контакте или каком-то ином общении. Устанавливать эффективное общение нелегко, для этого требуются специальные навыки, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать и проявлять теплоту и заботу.
Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи. Для того, чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение и вера в значимость, ценность, уникальность, доброту, силу этого человека, а также в его способность самому руководить своими действиями и признание его права на это. Однако сестринское дело – это больше, чем доброжелательное и технически грамотное оказание помощи. Это также ответственные, заботливые взаимоотношения и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и индивидуальности другого человека.
Любая встреча медицинской сестры с пациентом имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно психологически обосновано провести с пациентом первую встречу и беседу, с которой и начинается осуществление сестринского ухода. К первой встрече с пациентом необходимо готовиться и организовать ее обдуманно. Она имеет не только диагностическое значение, но важна как психотерапевтический фактор. Пациент должен увидеть внимательное отношение к себе и искреннее желание помочь ему.
Очень важно уметь выслушать пациента и отметить, что для него является самым важным, что впоследствии будет необходимо для постановки и формулировки внутренней картины болезни. В беседе следует избегать требовательности тона голоса и игнорирования жалоб. Отличительной чертой профессиональной деятельности медицинской сестры является насыщенный психологический фон, затрудняющий какую-либо технологическую регламентацию деятельности. Поэтому в каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается медицинской сестрой в зависимости от состояния пациента и ее профессионального опыта.
Психологический контакт означает встречу одной личности с другой. Такая встреча волнует, в чем-то она неожиданна, содержит какую-то тайну. Если медсестра занимает строго ролевую позицию, не проявляя себя как личность, то установление психологического контакта будет затруднено, встреча не состоится и рассчитывать можно только на формально ролевое общение. Раскроются ли партнеры друг другу –зависит от того, насколько между ними успешно создается атмосфера доверия и безопасности. наличие психологического контакта между медсестрой и пациентом– одно из важнейших условий эффективного сотрудничества. Чтобы психологический контакт состоялся необходимо применять ряд психологических технологий:
1. Понимающее общение
ориентировано на установление и развитие контакта, положительных взаимоотношений и на выявление точки зрения собеседника. В первую очередь, внимание обращается на внутреннюю«систему отчета»собеседника, а не на собственную: его критерии оценок, ценности, мотивы поведения, проблемы, образы, картину мира. Это необходимо для получения информации о том, как пациент сам себе представляет свою ситуацию, какие переживания испытывает в связи с этим, как прогнозирует свое будущее.Понимающее общение возможно только тогда, когда медсестра проявляет уважение к личности пациента и может не оценочно реагировать на его высказывания и эмоциональные состояния. Главное в психологическом контакте –увидеть другого таким, какой он есть, начать общаться с ним реальным, не пытаясь его«переделывать».Важно, чтобы медработник был в хорошей физической и психологической форме, постоянно рос как личность. Иначе свои психологические проблемы она будет переносить на общение с пациентом.
2. Отношение к партнеру.
В процессе возникновения контакта отношение к партнеру оценивается как «нравиться- не нравиться».Оценка зависит: от партнера, от установок и взглядов самого человека, мотивов и эталонов. Реакция приятия или неприятия проявляется в мимике, жестах, позе, взгляде: если человек вам нравиться, то ему легко общаться с вами, если –нет – ему придется преодолеть ваше отрицательное отношение. Чтобы добиться взаимного доверия, поддерживайте у себя установку на общение, доверяйте своему собеседнику. Если хотите добиться более высокого уровня доверия, старайтесь говорить на языке собеседника, умейте слушать, обратите внимание на ваше взаимное расположение в пространстве, дайте собеседнику подкрепление(имя, улыбка, комплимент).