Психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Правила поведения, совместимые с психологическими и биологическими законами, морально приемлемые для самих медиков и для всех других людей, оформились в науку о профессиональном медицинском долге. Эта наука медицинская деонтология. Деонтология- это практическая реализация основных принципов этики. Общечеловеческие морально-нравственные законы (этика)и правила поведения(деонтология)в медицине определяют друг друга. У разных профессиональных групп свои этические кодексы поведения. Этический кодекс сестринского дела - это уважение к образу жизни, достоинству и правам пациента.

Файлы: 1 файл

Общение как неотъемный компонент в технологии ухода за пациентом.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

-боль,

-ожидание боли,

-одиночество,

-внезапное изменение стимуляции,

-стремительное приближение объекта,

-высота,

-нечто незнакомое.

Страх может увеличиваться или  уменьшаться в зависимости от активатора страха. Страх лежит в  основе тревоги. Страх в своих  экстремальных вариантах принимает  разрушительные формы, вызывает реакции  паники, оцепенения, бегства. Страх проявляется на поведенческом уровне, телесном уровне, эмоциональном уровне. Ограничивается восприятие, мышление замедляется, становится более узким по объему, ригидным по форме, мускулы напрягаются, сокращается число степеней свободы в поведении. Страх сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Практически все пациенты испытывают страх. Их активаторы: боль и ее ожидание, обеднение социальных контактов, изменения  в различных сферах жизни из-за болезни, невозможность самостоятельно контролировать ситуацию, зависимость от профессионализма и личностных качеств медперсонала, неразрешенность ситуации, прогнозирование худшего. Страх заразителен– беседы пациентов между собой не всегда способствуют снижению его уровня. Так же он может быть плодом фантазии.

Чаще всего пациенты боятся медицинского учреждения, врачей, опасности, грозящей их целостности организма. Они боятся напоминаний о переживаниях, которые он прожил или будет переживать– в итоге не идет в больницу, не обследуется. Он переносит страх за свою жизнь на страх перед медицинским учреждением, медицинским работником. Страх перед медицинским работником должен быть ниже, чем желание бороться за свое здоровье, за свою жизнь.

Гнев – неприятное чувство. Длительное сдерживание гнева может вызвать патологическое повышение активности вегетативной НС, увеличивает АД, учащает пульс. В повседневной жизни есть много ситуаций, которые могут вызывать гнев. Человек может испытывать враждебные чувства к самому себе, к другим, к ситуации. Гнев у пациентов возникает из-за неприятия ситуации, непонимания деятельности и функций медперсонала. Чаще всего выражают гнев на медперсонале. Здесь можно наблюдать убежденность пациента, что медицинские работники могут облегчить страдание, но почему-то этого не делают. Если бы он допустил, что медики делают все возможное в этих условиях и не в состоянии на сегодняшний день сделать больше, то возможно, не испытывал бы гнева. Гнев пациента чаще всего направлен на медсестру. МЕДСЕСТРЕ НЕОБХОДИМО КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ,ЧТОБЫ НЕ ВЫЗЫВАТЬ ГНЕВ У ПАЦИЕНТА. Причина гнева пациента – ситуация в которой он находится. Медсестра –профессионал, который должен уметь регулировать свои эмоции. При этом помня о своем здоровье. Но при этом нужно помнить, что гнев – это еще и активатор действия. Т.е.гнев можно использовать на благо пациента. Если он испытывает глубокую печаль, страх, полезно разозлить его, чтобы вывести из состояния депрессии.

СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ

1) Стимуляция щитовидной железы  круговыми движениями(массаж) в течении3-5 минут.

2) Если человек не может изменить  ситуацию, необходимо изменить отношение  к ней.

3) Правильно выражать аффект  внешне, выплескивать излишки энергии  в нейтральное русло.

-«Вентиляционная»теория - разрядка  напряжения, не причиняя вреда другим людям (чучело обидчика, его рисунок – покричать, поколотить, кинуть, бросить яйцо, комок грязи, разбить, кричать – безлюдные места).

-«Смещение»- переместить свою злобу  на другой объект– цветок, домашнее  животное, пр.

Не рекомендуется! За разрядку заплатите своим здоровьем: раздражение, крик повышают содержание в крови норэпинефрина– повышающего диастолическое давление, сужая периферические сосуды – повышение АД. В данном случае эта разрядка временная,не решает проблему.

4) Установка на возможную негативную реакцию.

5) Укрепление физического здоровья (физически крепкий организм легче  переносит эмоциональные нагрузки)

6) Дыхание –глубокое дыхание  обеспечивает организм большим  количеством кислорода, освобождая от углекислого газа. Сделать вдох через нос(считать до 5),выдох – через рот (считать до 10). На счет 3-4не дышите. Повторить5 раз. Необходимо думать о приятном.

7) Переключать внимание на объекты.

8) Успокаивающий массаж.

9) Воздействие на анализаторы  звуком, цветом, музыкой, словом.

10) Чтение любимых стихов, беседа  с другом, сыграть партию в  шахматы, биллиард.

11) Обращайте внимание на внешне  спокойных людей - эмоции окружающих  передаются.

12) Установка или формула:«То,  что я задумал, выполню!», «Я могу», «Я добьюсь»,« Молчать, молчать».

13) Медитация.

14) Расслабление мышц лица, шеи, тела (гримасы)

15) Избежать страха – убежать  от активаторов страха.

16) Медсестре необходимо расположить  к себе пациента, снять эмоциональное напряжение в процессе общения, успокоить, посочувствовать ему.

17) Пациент, испытывающий страх, получает поддержку от окружающих.Друг, родственник, семья – преграда страху. (допускать тех, кого хочет видеть пациент).

18) Представить ситуацию человека, у которого страх сильнее, кому в данный момент хуже.

19) Поиск положительного в происходящем, в будущем.

20) Нельзя заражаться гневом  от других людей – фильтр  эмоций. Не отвечать гневом на  гнев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущая роль в утверждении этико-деонтологических принципов поведения и учёте  индивидуальных особенностей пациента принадлежит врачу, который проводит полное обследование пациента, ставит диагноз, назначает лечение, следит за динамикой патологического процесса и др.При проведении этих мероприятий в жизнь на достаточно качественном уровне от среднего медработника требуется высокая профессиональная дисциплина, чёткое выполнение всех распоряжений врача.

Качественное, профессиональное и своевременное выполнение назначений врача- одна из основных обязанностей среднего медицинского работника.

Однако выполнять свои профессиональные обязанности должно не формально, а по внутреннему побуждению, с чувством долга, бескорыстно.

При общении с пациентом и  выполнении сестринских манипуляций  медсестра обязана соблюдать  этико-деонтологические нормы и  принципы поведения, создавать общий доброжелательный настой, проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам создать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и лечебного учреждения. Чёткие действия и профессиональное выполнение подписаний врача сестринских манипуляций оказывают на пациента большое психологическое воздействие.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сайтchereshneva.ucoz/publ/0-3

2.Грандо.А.А. Врачебная этика  и медицинская деонтология. Киев, Головное издательство«Вища школа»,1982г.

3.Матвеев.В.Ф. Основы медицинской  психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина»,1989г.

4.Шкуренко.Д.А. Общая и медицинская  психология. Ростов-на-Дону,«Феникс», 2002г.

5.Сайт:old.consilium-medicum/media/refer/07_03/70.shtml

6.Сайт:chereshneva.ucoz/

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

2. НАПРЯЖЕНИЕ: Ощущение напряжения, вздрагивание, легко возникающая плаксивость, дрожь, чувство беспокойства, неспособность расслабиться.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

3. СТРАХИ: Боязнь темноты, незнакомых  людей, животных, транспорта, толпы, страх оставаться одному

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

4. ИНСОМНИЯ: Затрудненное засыпание, прерывистый сон, не приносящий отдыха, сон с чувством разбитости и слабости при пробуждении, кошмарные сновидения

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ: Затрудненная концентрация внимания, ухудшение памяти.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

6. ДЕПРЕССИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ: Утрата привычных интересов, утрата чувства удовольствия от хобби, подавленность, ранние пробуждения, суточные колебания состояния.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

7. СОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ (Мышечные):Боли, мышечные подергивания, напряжение, миоклонические судороги, "скрипение"зубами, срывающийся голос, повышенный мышечный тонус.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

8. СОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ (Сенсорные):Звон  в ушах, нечеткость зрения, приливы жара или холода, ощущение слабости, покалывания.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

9. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ СИМПТОМЫ: Тахикардия, сердцебиение, боль в груди, пульсация в сосудах, чувство слабости, частые вздохи, диспноэ.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

10. РЕСПИРАТОРНЫЕ СИМПТОМЫ: Чувство  давления или сжатия грудной  клетки, ощущение удушья, частые  вздохи, диспноэ.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

11. ГАСТРОИНТЕСТИНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ: Затрудненное глотание, метеоризм, боль в животе, изжога, чувство перенаполнения желудка, тошнота, рвота, урчание в животе, диарея, снижение веса тела, запоры.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

12. МОЧЕПОЛОВЫЕ СИМПТОМЫ: Учащенное  мочеиспускание, сильные позывы, аменорея, меноррагия , фригидность, преждевременная эякуляция, утрата либидо, импотенция.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

13. ВЕГЕТАТИВНЫЕ СИМПТОМЫ: Сухость  во рту, покраснение или бледность  кожных покровов, повышенное потоотделение, головные боли с чувством напряжения.

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

14. ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ОСМОТРЕ: Ерзанье на месте, беспокойная жестикуляция или походка, тремор рук, нахмуривание бровей, напряженное выражение лица, вздохи или учащенное дыхание, бледность лица, частое сглатывание слюны и т.д.

Вопрос 14 из14

Отсутствует

В слабой степени

В умеренной степени

В тяжелой степени

В очень тяжелой степени

Шкала Гамильтона для оценки тревоги (HARS) —инструмент, наиболее широко используемый в испытаниях лекарственных средств. HARS предназначена для оценки состояния пациентов с уже установленным диагнозом тревожного расстройства и для оценки тревоги у пациентов, страдающих другими расстройствами, чаще всего депрессивными.

Шкала во многом основана на субъективной оценке пациента, которая является важным критерием оценки заболевания до начала терапии и улучшения состояния после лечения. HARS считается эффективным и точным инструментом измерения тяжести тревожного синдрома, даже несмотря на то, что она не позволяет достаточно точно оценивать генерализованную тревогу. Общие сведения о шкале Гамильтона(HARS)

Тип инструмента: Шкала предназначена для точной оценки степени тяжести тревожного синдрома у пациентов с уже установленным диагнозом тревожного расстройства.

Литературная ссылка:Hamilton M. The assessment of anxiety states by rating. Br J Med Psychol. 1959; 32: 50-55.

Происхождение: Автор использовал перечни симптомов и общие психометрические тесты.

Популяция: Взрослые лица с установленным диагнозом тревожного расстройства.

Методика применения: Исследователь должен быть квалифицированным психиатром или пройти соответствующее обучение. Затраты времени — от20 до 30 минут. Время оценки определяется как «сейчас»или «в течение последней недели». Значение баллов по всем14 пунктам ранжируется от 0 до 4. Суммарный балл принимает значения в интервале от0 до 56.

Информация о работе Психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций