Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе анализа научной психологической литературы изучить самооценку, как психологическую категорию.
На основе анализа литературы выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
Проанализировать полученный результат.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………… 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………..…….……..……….… 5 1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..………....… 15
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 20
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика самооценки младших школьников …...……….…........ 21
2.2 Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста………………………….………..…………….…….…… 25
Выводы по второй главе ……………………………………………….…..… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..…..…. 32
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет начального образования
Кафедра педагогики и психологии начального образования
Психологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте
Работа защищена
в комиссии ___________
с оценкой ___________ заочной формы получения
Члены комиссии:
______________
______________
Минск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема самооценки в отечественной
и зарубежной психологии……………………………………………..…
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 20
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика самооценки младших школьников …...……….…........ 21
2.2 Анализ результатов исследований
самооценки детей младшего школьного
возраста………………………….………..…………….
Выводы по второй главе ……………………………………………….…..… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..…..…. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….... 34
ВВЕДЕНИЕ
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божович, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я – КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми. (27,с.36)
Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Актуальность данной темы состоит в том, что самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Гипотеза исследования: в структуре самооценки младшего школьника значительное место, возможно, занимает эмоциональный компонент.
На основе выведенных задач были определены следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эмпирические: наблюдение за детьми на уроках и на переменах, беседа с учителем об особенностях самооценки детей класса, диагностические методики: методика Дембо – Рубинштейн, определение эмоционального уровня самооценки А.В.Захарова; статистические методы обработки данных.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
« Я – концепция» личности как психологическая категория»
Понятие « Я – концепции» вошло в словарь российского педагога – практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известный отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.
«Я – концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания (16,с.6). «Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих.
Первая составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.
Вторая составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.
Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
По мнению Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие три составляющие (5, с.43).
Когнитивная составляющая « Я- концепции» состоит в том, что представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: “надежный”, “общительный”, “сильный”, “совестливый” и т.д. Все это абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего само – восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входя в « Образ Я» с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
Оценочная составляющая «Я-концепции» заключается в том, что качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и , вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их « Я- концепции».
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я- концепции» могут возникнуть серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе открытую оценку. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.
Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я –концепции». При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальных резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким–нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную имманентную оценку, в то время как «умный», «смелый», « надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Информация о работе Психологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте