Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе анализа научной психологической литературы изучить самооценку, как психологическую категорию.
На основе анализа литературы выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
Проанализировать полученный результат.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………… 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………..…….……..……….… 5 1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..………....… 15
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 20
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика самооценки младших школьников …...……….…........ 21
2.2 Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста………………………….………..…………….…….…… 25
Выводы по второй главе ……………………………………………….…..… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..…..…. 32
Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.
Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из стоя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя ( всегда ли он прав, объективен ли).
На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.
Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних. Слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.
Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребенком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности.
Развитие самооценки у детей, по мнению П.Р. Чаматы, проходит в два этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития (25,с.120).
Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, их таких источников информации, как радио и телевидение.
Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При этом выявляется такая закономерность – сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе.
Большинство детей могут и в конце первого года обучения предразобраться в качествах человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей. В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а применительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживается субъективность и неточность.
Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально уровень притязаний носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается , при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и на сколько это для него значимо.
Нередко у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.
Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:
а) самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
б) самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.
С развитием личности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. При чем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.
Выводы по первой главе
Изучая
научную литературу мы выяснили, что самооценка
является неотъемлемой частью «Я- концепции».
Самооценка –это знание человеком самого
себя и отношение к себе в их единстве.
Центральной характеристикой любой личности
является «Я- концепция». Самооценка определяется
как сложное динамическое личностное
образование, личностный параметр умственной
деятельности. Формирование самооценки
происходит на нескольких уровнях. Основными
средствами и приемами самооценки являются:
самонаблюдение, самоанализ, самоотчет,
самоконтроль, сравнение. Самой главной
особенностью самооценки младшего школьника
является ее высокий уровень. Данная особенность-
это возрастная норма для данного периода
развития личности. Основными факторами
влияющими на формирование самооценки
детей младшего школьного возраста, являются
оценочные воздействия учителя, родителей
и их отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является одним
из важнейших факторов, оказывающим влияние
на формирование самооценки младшего
школьника, поэтому учитель начальных
классов должен знать психологические
особенности младших школьников и учитывать
индивидуальные особенности самооценки
в учебном процессе.
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика самооценки младших школьников
Наше исследование проводилось в школе №18 города Пинска во 2 «Б» классе. Возраст детей 7-9 лет. В классе 18 учащихся.
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи диагностической работы:
Методика Дембо- Рубинштейн
Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности.
Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (27,с.67)
Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:
А) Ум, способности
Б) Характер
В) Авторитет у сверстников
Г) Умение многое делать своими руками
Д) Внешность
Е) Уверенность в себе
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова
(24,с. 78)
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет
испытуемому рисунок и просит
его выполнить задание
Ход опыта:
Субтест 1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест 2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
У- учитель
Субтест 3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик ( точку) там, где находишься ты.
Субтест 4. Поставь точку в том месте
круга, где находишься ты.
Информация о работе Психологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте