Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:14, курсовая работа
Цель: Определить факторы, влияющие на психологические особенности трудных подростков и анализировать методы исследования.
Объект: Феномен трудных подростков
Предмет: Психологические особенности трудных подростков
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению феномена «трудных подростков»;
2) Выявить психологические особенности «трудных подростков»;
3) Определить факторы, влияющие на личностное развитие «трудных подростков»
4) Проанализировать методы и методики исследования «трудных подростков»
Введение…………………………………………...........................................
3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы исследования феномена трудных подростков…………….…………………………...
5
1.1.
Теоретические подходы к изучению феномена трудных подростков………………………………...............................
5
1.2.
Психологические особенности подросткового возраста….
8
1.3.
ГЛАВА 2.
Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него……………………………….
Методы и методики исследования психологических особенностей «трудныхподростков……………………….
19
23
2.1.
Методы исследования………………………………………..
23
2.2.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)………………………................................
23
2.3.
Методика оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера…………………………………………………..
27
Заключение …………………………………………………………………
29
Литература………………………………………………………………
Психологические особенности трудных подростков
Исполнитель:
Лукин Р.Е.
студент СГФ
3 курс, гр.31э
Руководитель:
Мешкова И.В.
доцент кафедры педагогики и психологии,
к. психол. н.
Нижний Тагил
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………...... |
3 | |
ГЛАВА 1. |
Теоретические основы исследования феномена трудных подростков…………….…………………………... |
5 |
1.1. |
Теоретические подходы к изучению
феномена трудных подростков………………………………........ |
5 |
1.2. |
Психологические особенности подросткового возраста…. |
8 |
1.3.
ГЛАВА 2. |
Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него………………………………. Методы и методики исследования психологических особенностей «трудныхподростков………………………. |
19
23 |
2.1. |
Методы исследования……………………………………….. |
23 |
2.2. |
Методика диагностики |
23 |
2.3. |
Методика оценки агрессивности
в отношениях А.Ассингера………………………………………………… |
27 |
Заключение ………………………………………………………………… |
29 | |
Литература…………………………………………………… |
30 | |
Приложение |
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей на 40% с лишним. Уже эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников. Но корригирование поведения современного «трудного» учащегося возможно, если сам педагог хорошо разбирается не только в сущности происходящих общественных процессов, но и в психологии теперешней молодежи. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами является актуальной проблемой данной работы.
Проблему трудностей в поведении детей и подростков, особенности работы с нарушителями школьной дисциплины изучали А. Дистервег, И. Песталоцци. На необходимость специфического подхода к трудным ученикам указывали П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы трудных детей активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе.
В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.
Цель: Определить факторы, влияющие на психологические особенности трудных подростков и анализировать методы исследования.
Объект: Феномен трудных подростков
Предмет: Психологические особенности трудных подростков
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению феномена «трудных подростков»;
2) Выявить психологические
3) Определить факторы, влияющие
на личностное развитие «
4) Проанализировать методы и
методики исследования «
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные» дети, в – третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Понятие «трудные дети» имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое–то время это понятие исчезло, а в 50–х – 60–х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка.
Ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. Некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение. К ним можно отнести педантических, эмотивных, экзальтированных и некоторых других учащихся.
В течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы.
Все дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно. При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном педагогическом мастерстве работать с подавляющим большинством школьников воспитателю не только легко, но и радостно. Поэтому есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и поведении. С таким учащимся бывает сложно обращаться и умелому педагогу.
В советской школе слово «трудные», которое пишется в кавычках, было связано с официальным мнением начальственных кругов, что нет по–настоящему трудных школьников, а есть плохие учителя. В этой формуле можно видеть популистское заигрывание с миллионами родителей и стремление переключить внимание масс с неблагоприятного влияния социальных факторов на психику ребенка на невысокую квалификацию учителей. Известное количество недостаточно подготовленных учителей у нас имеется, а у них, как правило, больше трудных детей в классе. Но все же это лишь один из факторов. А трудные дети встречаются и у мастеров педагогического дела. Поэтому легко можно прийти к выводу, что возможны трудные дети без кавычек (с большой степенью акцентуации характера, правонарушители и т. п.). А если говорить о «трудных» в кавычках, то это легко поддающиеся корригированию педагогически запущенные дети.
В зарубежной психолого–педагогической литературе нередко вместо термина «трудные школьники» применяют название «учащиеся с проблемами». Подобная терминология имеет свой смысл. Во–первых, нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены.
Употребляют указанный термин в зарубежной психологии, во – вторых, еще и в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин «трудные дети», как уже упоминалось выше, звучит для школьника и его родителей предосудительно. Все же представляется, что понятие «дети с проблемами поведения» у́же по объему понятия «трудные дети». Ведь имеется достаточное количество «трудных» школьников, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований. Кроме того, широкое применение понятия «дети с проблемами» может исказить смысл изучаемой тематики. Столкновение с проблемами далеко не всегда вызывает трудности у ребенка. Напротив, успешное разрешение проблем часто даже необходимо для активизации и оптимизации поведения школьника.
Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка развития», «отставание в развитии». Последние три термина часто употребляются в научной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Нередко такие дети становятся «трудными», но коррекция их поведения требует участия специалистов–дефектологов.
1.2.Психологические
Подростковый период–период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10–11 до 14–15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.
Основные психологические потребности подростка–стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания,через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
Информация о работе Психологические особенности трудных подростков