Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:14, курсовая работа
Цель: Определить факторы, влияющие на психологические особенности трудных подростков и анализировать методы исследования.
Объект: Феномен трудных подростков
Предмет: Психологические особенности трудных подростков
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению феномена «трудных подростков»;
2) Выявить психологические особенности «трудных подростков»;
3) Определить факторы, влияющие на личностное развитие «трудных подростков»
4) Проанализировать методы и методики исследования «трудных подростков»
Введение…………………………………………...........................................
3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы исследования феномена трудных подростков…………….…………………………...
5
1.1.
Теоретические подходы к изучению феномена трудных подростков………………………………...............................
5
1.2.
Психологические особенности подросткового возраста….
8
1.3.
ГЛАВА 2.
Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него……………………………….
Методы и методики исследования психологических особенностей «трудныхподростков……………………….
19
23
2.1.
Методы исследования………………………………………..
23
2.2.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)………………………................................
23
2.3.
Методика оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера…………………………………………………..
27
Заключение …………………………………………………………………
29
Литература………………………………………………………………
Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. Неконструктивные способы:
– формы психологической защиты – вплоть до вытеснения проблемы из сознания;
– импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами;
– агрессивные реакции.
Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания детских форм контроля, требований послушания, выраженной опеки. Хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростничества, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого.
Познавательное развитие в младшем подростковом возрасте характеризуется возрастанием познавательной активности (пик любознательности приходится на 11 – 12 лет), расширением познавательных интересов. В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально–логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно–функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
Представленная выше идеальная модель того уровня психического и личностного развития, которого при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, показало, что достижения многих школьников весьма далеки от теоретически возможных. Реальные семиклассники имеют невысокий уровень общего психического развития. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занимательные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточно широки и неустойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приемы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями (вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза). Теоретическое понятийное мышление развито слабо. Личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям учащихся.
Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных» , обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают проблемность успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве.
Таким образом, решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.
1.3.Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него
Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно-мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер). Через личность, через ее опыт, через сложившиеся в опыте свойства личности происходит, действительно, преломление воспитательных воздействий.
В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в слепом копировании поступков взрослых, неумении действовать самостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков – драчливость, грубость, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учению, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими.
1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.
2. Методика оценки агрессивности в отношениях.
Рассмотрим каждую из них поподробнее.
2.2. Методика диагностики
Информация о работе Психологические особенности трудных подростков