Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:14, курсовая работа
Цель: Определить факторы, влияющие на психологические особенности трудных подростков и анализировать методы исследования.
Объект: Феномен трудных подростков
Предмет: Психологические особенности трудных подростков
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению феномена «трудных подростков»;
2) Выявить психологические особенности «трудных подростков»;
3) Определить факторы, влияющие на личностное развитие «трудных подростков»
4) Проанализировать методы и методики исследования «трудных подростков»
Введение…………………………………………...........................................
3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы исследования феномена трудных подростков…………….…………………………...
5
1.1.
Теоретические подходы к изучению феномена трудных подростков………………………………...............................
5
1.2.
Психологические особенности подросткового возраста….
8
1.3.
ГЛАВА 2.
Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него……………………………….
Методы и методики исследования психологических особенностей «трудныхподростков……………………….
19
23
2.1.
Методы исследования………………………………………..
23
2.2.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)………………………................................
23
2.3.
Методика оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера…………………………………………………..
27
Заключение …………………………………………………………………
29
Литература………………………………………………………………
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
Список литературы
Приложение.
Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.
№ |
Психические состояния |
Подходит |
Подходит, но не очень |
Не подходит |
2 |
1 |
0 | ||
1. |
Не чувствую в себе уверенности. |
|||
2. |
Часто из-за пустяков краснею. |
|||
3. |
Мой сон беспокоен. |
|||
4. |
Легко впадаю в уныние. |
|||
5. |
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. |
|||
6. |
Меня пугают трудности. |
|||
7. |
Люблю копаться в своих недостатках. |
|||
8. |
Меня легко убедить. |
|||
9. |
Я мнительный. |
|||
10. |
С трудом переношу время ожидания. |
|||
11. |
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход. |
|||
12. |
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. |
|||
13. |
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. |
|||
14. |
Несчастья и неудачи ничему меня не учат. |
|||
15. |
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. |
|||
16. |
Я нередко чувствую себя беззащитным. |
|||
17. |
Иногда у меня бывает состояние отчаяния. |
|||
18. |
Чувствую растерянность перед трудностями. |
|||
19. |
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. |
|||
20. |
Считаю недостатки своего характера неисправимыми. |
|||
21. |
Оставляю за собой последнее слово. |
|||
22. |
Нередко в разговоре перебиваю собеседника. |
|||
23. |
Меня легко рассердить. |
|||
24. |
Люблю делать замечания другим. |
|||
25. |
Хочу быть авторитетом для окружающих. |
|||
26. |
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. |
|||
27. |
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. |
|||
28. |
Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять. |
|||
29. |
У меня резкая, грубоватая жестикуляция. |
|||
30. |
Я мстителен. |
|||
31. |
Мне трудно менять привычки. |
|||
32. |
Нелегко переключаю внимание. |
|||
33. |
Очень настороженно отношусь ко всему новому. |
|||
34. |
Меня трудно переубедить. |
|||
35. |
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться. |
|||
36. |
Нелегко сближаюсь с людьми. |
|||
37. |
Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. |
|||
38. |
Нередко я проявляю упрямство. |
|||
39. |
Неохотно иду на риск. |
|||
40. |
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима. |
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:
I. |
1 — 10 вопросы |
тревожность |
II. |
11 — 20 вопросы |
фрустрация |
III. |
21 — 30 вопросы |
агрессивность |
IV. |
31 — 40 вопросы |
ригидность |
I. Тревожность
0 — 7 баллов |
не тревожные |
8 — 14 баллов |
тревожность средняя, допустимого уровня |
15 — 20 баллов |
очень тревожные |
II. Фрустрация
0 — 7 баллов |
вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей |
8 — 14 баллов |
средний уровень, фрустрация имеет место |
15 — 20 баллов |
у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач |
III. Агрессивность
0 - 7 баллов |
вы спокойны, выдержаны |
8-14 баллов |
средний уровень |
15 — 20 баллов |
вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми |
IV. Ригидность
0 — 7 баллов |
ригидности нет, легкая переключаемость |
8 — 14 баллов |
средний уровень |
15 — 20 баллов |
сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье |
Тест-опросник №2
Информация о работе Психологические особенности трудных подростков