Психологические особенности трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: Определить факторы, влияющие на психологические особенности трудных подростков и анализировать методы исследования.
Объект: Феномен трудных подростков
Предмет: Психологические особенности трудных подростков
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению феномена «трудных подростков»;
2) Выявить психологические особенности «трудных подростков»;
3) Определить факторы, влияющие на личностное развитие «трудных подростков»
4) Проанализировать методы и методики исследования «трудных подростков»

Содержание работы

Введение…………………………………………...........................................
3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы исследования феномена трудных подростков…………….…………………………...

5
1.1.
Теоретические подходы к изучению феномена трудных подростков………………………………...............................

5
1.2.
Психологические особенности подросткового возраста….
8
1.3.

ГЛАВА 2.
Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него……………………………….
Методы и методики исследования психологических особенностей «трудныхподростков……………………….

19

23
2.1.
Методы исследования………………………………………..
23
2.2.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)………………………................................
23
2.3.
Методика оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера…………………………………………………..

27
Заключение …………………………………………………………………
29
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии Лукин Роман 31э СГФ.docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

1.3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная  шкала предназначена для измерения  готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты  в диапазоне 50–70 Т–баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т–баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

1.4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная  шкала предназначена для измерения  готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50–70 Т–баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т–баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т–баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

1.5. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная  шкала предназначена для измерения  готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50–60 Т–баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60–70 Т–баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т–баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т–баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

1.6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная  шкала предназначена для измерения  склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций

Показатели, лежащие в пределах 60–70 Т–баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т–баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

1.7. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название  шкалы носит условный характер, так  как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми  нормами.

На наш  взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к  реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50–60 Т–баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т–баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т–баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

 

 

2.3.  Методика  оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.       

Интерпретация результатов тестов:  

45 и более  очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

36–44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы  чрезмерно миролюбивы, что обусловлено  недостаточной уверенностью в  собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы  как травинка гнетесь под любым  ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976;
  2. Возрастные особенности воли школьников. Ученые записки Рязанского государственного педагогического института. Т. 100 // Под редакцией В. И. Селиванова / Рязань, 1971;
  3. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч., Т. 2. С. 454–465 / М.: Педагогика, 1982;
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: АНП РСФСР, 1960. С. 301–327;
  5. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., Т. 2, С. 416–436 / М.: Педагогика, 1982;
  6. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1966;
  7. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991. С. 142;
  8. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980;
  9. Калин В. К. К вопросу о психофизиологических механизмах волевых усилий // В кн.: Вопросы психологии личности, под редакцией В. И. Селиванова / Рязань, 1975. С. 34–44;
  10. Ковалев А. Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971;
  11. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980;
  12. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. С. 54–56, 140–141, 165–166, 187–201, 231–235.
  13. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. С. 62–64, 111–112, 141–142.
  14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964;
  15. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. С. 251–253.
  16. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, С. 9–18.
  17. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983;
  18. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983;
  19. Психология эмоций. Тесты. М.: МГУ, 1984;
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 490–495;
  21. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976;
  22. Селиванов В. И. Психология волевой активности // Рязань, 1974;
  23. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981;
  24. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966;
  25. Степанов В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых / Вопросы психологии, 1992, № 1–2, с. 42–52;
  26. Степанов В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых. / Вопросы психологии, 1992, № 1–2, с. 42–52.
  27. Степанов В. Г. Макаренко и современные проблемы педагогической психологии. М.: МОПИ, 1989.
  28. Степанов В. Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания. / Психологический журнал. Т. 14, 1993, № 1, с. 171 — 175.
  29. Степанов В. Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. Учебное пособие. М.: МОПИ, 1989.
  30. Степанов В. Г. Теория психических состояний и актуальные проблемы воспитания и обучения школьников. // В сб.: О некоторых проблемах обучения и воспитания учащихся на современном этапе. — М., 1991. С. 71–88.
  31. Страхов В. И. Внимание школьников в процессе труда. Саратов, 1961.

Приложение.

Тест-опростник №1

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

2

1

0

1.

Не чувствую в себе уверенности.

     

2.

Часто из-за пустяков краснею.

     

3.

Мой сон беспокоен.

     

4.

Легко впадаю в уныние.

     

5.

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

     

6.

Меня пугают трудности.

     

7.

Люблю копаться в своих недостатках.

     

8.

Меня легко убедить.

     

9.

Я мнительный.

     

10.

С трудом переношу время ожидания.

     

11.

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

     

12.

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

     

13.

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

     

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

     

15.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

     

16.

Я нередко чувствую себя беззащитным.

     

17.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

     

18.

Чувствую растерянность перед трудностями.

     

19.

В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

     

20.

Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

     

21.

Оставляю за собой последнее слово.

     

22.

Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

     

23.

Меня легко рассердить.

     

24.

Люблю делать замечания другим.

     

25.

Хочу быть авторитетом для окружающих.

     

26.

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

     

27.

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

     

28.

Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять.

     

29.

У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

     

30.

Я мстителен.

     

31.

Мне трудно менять привычки.

     

32.

Нелегко переключаю внимание.

     

33.

Очень настороженно отношусь ко всему новому.

     

34.

Меня трудно переубедить.

     

35.

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

     

36.

Нелегко сближаюсь с людьми.

     

37.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

     

38.

Нередко я проявляю упрямство.

     

39.

Неохотно иду на риск.

     

40.

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.

     

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

I.

1 — 10 вопросы

тревожность

II.

11 — 20 вопросы

фрустрация

III.

21 — 30 вопросы

агрессивность

IV.

31 — 40 вопросы

ригидность


I. Тревожность

0 — 7 баллов

не тревожные

8 — 14 баллов

тревожность средняя, допустимого уровня

15 — 20 баллов

очень тревожные


II. Фрустрация

0 — 7 баллов

вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8 — 14 баллов

средний уровень, фрустрация имеет место

15 — 20 баллов

у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач


III. Агрессивность

0 - 7 баллов

вы спокойны, выдержаны

8-14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми


IV. Ригидность

0 — 7 баллов

ригидности нет, легкая переключаемость

8 — 14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье


Тест-опросник №2

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами,и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Инструкция. Выберите один из вариантов ответов.

Информация о работе Психологические особенности трудных подростков