Психологические особенности в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Детский сад же сегодня должен и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через детский сад проходит основная масса детей, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………………………………7
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре
здорового образа жизни………………………………………………………..7
1.2. Некоторые особенности психофизического развития дошкольника….15
1.3.. Основы гармоничного психофизического развития ребенка………….18
Глава II Направленность работы детского психолога по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни……………………………………26
2.1. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры
2.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога по мотивации у детей здорового образа жизни………………………………….35
Заключение …………………………………………………………………….45
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

Курсовая работа  по психологии на тему:

 

«Психологические особенности в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

 

 

Выполнила:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

 

 

                          2009 год

 

                                                Содержание.  
Введение…………………………………………………………………………3 
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по  
проблеме исследования…………………………………………………………7

 1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре  
здорового образа жизни………………………………………………………..7

 1.2. Некоторые особенности психофизического развития дошкольника….15

1.3.. Основы гармоничного психофизического развития ребенка………….18

Глава II Направленность работы детского психолога по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни……………………………………26

2.1. Деятельность психолога дошкольного учреждения  в сфере развития дошкольников методами физической культуры

2.2. Сюжетные занятия  физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога по мотивации у детей здорового образа жизни………………………………….35 
Заключение …………………………………………………………………….45 
Список литературы…………………………………………………………….48

Приложение…………………………………………………………………….50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время  внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается  в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего  самых близких для ребёнка людей,  его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.

В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения. 
         Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 1996 г., 87 % детей нуждаются в специальной поддержке. До 60 70 % детей к концу учебы в школе имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. По официальным данным, 16% учащихся 9-11-х классов хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13-16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте.

         Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.  
Детский сад же сегодня должен и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через детский сад проходит основная масса  детей, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.  
        Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.  
Противоречия между традиционной официальной системой проведения здоровьесберегающего воспитания в виде бесед, занятий и уроков о здоровом образе жизни, спортивных мероприятиях, и в тоже время пренебрежительном, безразличном отношении к своему здоровью со стороны самих дошкольников, недостаточной осведомленность родителей в формировании здорового образа жизни детей побудило нас выбрать тему нашего исследования: «Психологические особенности в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

 Цель: определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни,  
Предмет исследования: методы формирования здорового образа жизни у младших дошкольников.

Гипотеза формирование ЗОЖ у дошкольников будет эффективным, если:  
- учитывать возрастные особенности детей;

- создать условия для формирования здорового образа жизни; 
-  совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.

Методологической основой  исследования являются положения теории и методики физического воспитания, педагогические и психологические представления о человеке, как природном и социальном существе, о физической активности и физической культуре, как важном факторе определяющем здоровье человека (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, И.А. Аршавский, С.Л.Рубинштейн, Ю.Ф. Змановский, Л.С.Выготский, Е.О.Смирнова, и др.), о здоровом образе жизни и необходимости его формирования у детей.

Задачи исследования:

1. Теоретически подтвердить  необходимость формирования представлений  о здоровом образе жизни и  привычки к нему у детей   дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения.

2. Рассмотреть сюжетные занятия по физической культуре как условие формирования здорового образа жизни.

3. Разработать методические  рекомендации для воспитателей  по использованию предложенной  системы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных в работе задач использованы следующие  методы:

1.Анализ научно-методической  литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3.Беседас детьми..

4. Анкетирование (опрос)  родителей.

5. Тестирование детей.

7. Педагогический эксперимент.

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на методологию  с использованием современных достижений  педагогики и психологии, применением  комплекса методов, адекватно поставленным исследовательским задачам, целенаправленным анализом  развития детей, результатом работы в МБДОУ д/с №3 «Огонек», рабочего поселка Камские поляны Нижнекамского района Республики Татарстан.

Структура курсовой работы состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по  
проблеме исследования.

1.1.Основные  понятия о здоровье, традициях  и культуре  
здорового образа жизни.

 
          Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далёкой древности сформировалось и понятие «здоровье». Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек — значит, не больной человек.  
На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности [27; с 45], возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:  
- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура  
здорового образа жизни;

- исследование состояния  здоровья детей дошкольного возраста и  
определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

- выявление и исследование  проблем формирования культуры  здорового образа жизни; 

- создание теории и  практики разработки и внедрения  педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.  
         Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и психологического благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.  
         Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.  
Отчасти это связано с тем, что данный вопрос раскрывается с позиции более высокого уровня теории культуры. В литературе же присутствуют зачастую противоречивые взгляды на культуру. «Культурой» называют как определенные виды деятельности человека, так и средства, методы, созданные в обществе, а так же результаты, представляющие ценность, как для личности, так и для общества в целом. Человек же по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель.  
В своем исследовании мы используем следующее понятие культуры. «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»

       Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.

        Здоровье — «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев) [1; с. 97].  
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.  
      Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни [8].  
Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие [8].  
Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность (Г.М.Соловьев).

      По мнению Г.М.,Соловьева, культура здорового образа жизни личности — это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье.

          Укрепление здоровья — система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.

          В своем исследовании мы исходили из того, что культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.  
Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы [8]. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.

Анализ литературы показал, что значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. «Здравия желаю» — воинское приветствие младшего по званию старшему. Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!», а также спешим сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Краткая торжественная речь с пожеланием

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих  задач дошкольных учреждений. Хорошее  здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: «К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека, которая закладывается в дошкольном возрасте.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим  воспитанием, как в первые шесть  лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Информация о работе Психологические особенности в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста