Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа
Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Детский сад же сегодня должен и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через детский сад проходит основная масса детей, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………………………………7
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре
здорового образа жизни………………………………………………………..7
1.2. Некоторые особенности психофизического развития дошкольника….15
1.3.. Основы гармоничного психофизического развития ребенка………….18
Глава II Направленность работы детского психолога по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни……………………………………26
2.1. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры
2.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога по мотивации у детей здорового образа жизни………………………………….35
Заключение …………………………………………………………………….45
Список литературы………
Курсовая работа по психологии на тему:
«Психологические особенности в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Выполнила:
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
2009 год
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ психолого-педагогической
литературы по
проблеме исследования………………………………………………
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях
и культуре
здорового образа жизни………………………………………………………..7
1.2. Некоторые особенности психофизического развития дошкольника….15
1.3.. Основы гармоничного психофизического развития ребенка………….18
Глава II Направленность работы детского психолога по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни……………………………………26
2.1. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры
2.2. Сюжетные занятия
физкультурой дошкольников, как образец совместной работы
воспитателя по физической культуре и
детского психолога по мотивации у детей
здорового образа жизни………………………………….35
Заключение …………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
Развитие психологии
современного человека закладывается
в раннем возрасте и предопределяется
педагогическими
В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия
на ребенка – как семейное воспитание,
так и воспитание в условиях дошкольного
учреждения.
Изучение проблем
детского здоровья в наше время приобретает
особую актуальность. По данным Министерства
образования Российской Федерации за
1996 г., 87 % детей нуждаются в специальной
поддержке. До 60 70 % детей к концу учебы
в школе имеют нарушенную структуру зрения,
30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную
осанку. По официальным данным, 16% учащихся
9-11-х классов хотя бы раз в жизни пробовали
наркотики, около 2% употребляют их регулярно.
Реальные же цифры выше в два раза. Средний
возраст приобщения к наркотикам 13-16 лет,
средний возраст приобщения к алкоголю
еще ниже, а курить некоторые дети начинают
еще в дошкольном возрасте.
Приобщение дошкольников
к проблеме сохранения своего здоровья
это, прежде всего процесс воспитания.
Это сознание высокого уровня душевного
комфорта, который закладывается с детства
на всю жизнь. Для формирования душевного
комфорта необходимы знания о законах
развития своего организма, его взаимодействии
с социальными факторами.
Детский сад же сегодня должен и может
стать важнейшим звеном социализации
подрастающего поколения. Через детский
сад проходит основная масса детей,
и на данном этапе социализации личности
формируется как индивидуальное здоровье,
так и здоровье всего общества.
Здоровье подрастающего
человека это проблема не только социальная,
но и нравственная. Ребенок сам должен
уметь быть не только здоровым, но и воспитывать
в будущем здоровых детей. Исходя из этого,
становится ясно, что проблемы детского
здоровья нуждаются в новых подходах.
Противоречия между традиционной официальной
системой проведения здоровьесберегающего
воспитания в виде бесед, занятий и уроков
о здоровом образе жизни, спортивных мероприятиях,
и в тоже время пренебрежительном, безразличном
отношении к своему здоровью со стороны
самих дошкольников, недостаточной осведомленность
родителей в формировании здорового образа
жизни детей побудило нас выбрать тему
нашего исследования: «Психологические
особенности в формировании здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста»
Цель: определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования
здорового образа жизни,
Предмет исследования: методы формирования
здорового образа жизни у младших дошкольников.
Гипотеза формирование ЗОЖ у дошкольников
будет эффективным, если:
- учитывать возрастные особенности детей;
- создать условия для формирования здорового
образа жизни;
- совершенствовать формы работы по
формированию здорового образа жизни.
Методологической основой исследования являются положения теории и методики физического воспитания, педагогические и психологические представления о человеке, как природном и социальном существе, о физической активности и физической культуре, как важном факторе определяющем здоровье человека (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, И.А. Аршавский, С.Л.Рубинштейн, Ю.Ф. Змановский, Л.С.Выготский, Е.О.Смирнова, и др.), о здоровом образе жизни и необходимости его формирования у детей.
Задачи исследования:
1. Теоретически подтвердить
необходимость формирования
2. Рассмотреть сюжетные занятия по физической культуре как условие формирования здорового образа жизни.
3. Разработать методические
рекомендации для воспитателей
по использованию предложенной
системы по формированию
Для решения поставленных в работе задач использованы следующие методы:
1.Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3.Беседас детьми..
4. Анкетирование (опрос) родителей.
5. Тестирование детей.
7. Педагогический эксперимент.
Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на методологию с использованием современных достижений педагогики и психологии, применением комплекса методов, адекватно поставленным исследовательским задачам, целенаправленным анализом развития детей, результатом работы в МБДОУ д/с №3 «Огонек», рабочего поселка Камские поляны Нижнекамского района Республики Татарстан.
Структура курсовой работы состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Анализ
психолого-педагогической литературы
по
проблеме исследования.
1.1.Основные
понятия о здоровье, традициях
и культуре
здорового образа жизни.
Одновременно с такими значимыми для
человека понятиями, как «жизнь» и «смерть»,
в далёкой древности сформировалось и
понятие «здоровье». Вначале оно соотносилось
в основном с физическим состоянием человека:
здоровый человек — значит, не больной
человек.
На образование, как социальный способ
обеспечения наследования культуры, социализации
и развития личности [27; с 45], возложена
надежда государственной политики по
формированию индивидуальной культуры
здорового образа жизни подрастающего
поколения, как одной из основных составляющих
национальной культуры здорового образа
жизни. Основными направлениями деятельности
системы образования в данной области
явились:
- уточнение понятийного аппарата: здоровый
образ жизни, культура
здорового образа жизни;
- исследование состояния
здоровья детей дошкольного возраста и
определение основных групп факторов,
оказывающих влияние на формирование
здоровья ребенка;
- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
- создание теории и
практики разработки и
Современная
стратегия образования определяет культуру
здорового образа жизни как основу физического
и психологического благополучия, базис
всестороннего и полноценного развития
личности ребенка. Основной целью политики
государства в области образования является
эффективное использование возможностей
физической культуры в оздоровлении нации,
воспитании молодежи, формировании здорового
образа жизни населения.
Анализ научной
и методической литературы, затрагивающей
и раскрывающей проблемы формирования
культуры здорового образа жизни, показывает
многообразие подходов и неоднозначность
в определении сущности и компонентного
состава культуры здорового образа жизни.
Отчасти это связано с тем, что данный
вопрос раскрывается с позиции более высокого
уровня теории культуры. В литературе
же присутствуют зачастую противоречивые
взгляды на культуру. «Культурой» называют
как определенные виды деятельности человека,
так и средства, методы, созданные в обществе,
а так же результаты, представляющие ценность,
как для личности, так и для общества в
целом. Человек же по отношению к культуре
представляется как ее носитель, потребитель,
созидатель.
В своем исследовании мы используем следующее
понятие культуры. «Культура - это специфический
способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленной в
продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и учреждений,
в духовных ценностях, в совокупности
отношений людей к природе, между собой
и к самим себе»
Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.
Здоровье — «динамическое состояние
(процесс) сохранения и развития биологических,
физиологических и психических функций,
оптимальной трудоспособности и социальной
активности при максимальной продолжительности
жизни» (академик В.П. Казначеев) [1; с. 97].
Здоровье представляет состояние полного
физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие
заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни — совокупность
конкретных форм жизнедеятельности людей
во всех сферах общественной жизни [8].
Здоровый образ жизни - способ и организация
физической, социальной и духовной жизнедеятельности
людей, обеспечивающих их действенное
развитие, работоспособность и активное
долголетие [8].
Это социально и исторически определенное
представление на предмет здоровья, а
также средства и методы его интеграции
в практическую жизнедеятельность (Г.М.Соловьев).
По мнению Г.М.,Соловьева, культура здорового образа жизни личности — это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье.
Укрепление здоровья — система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.
В своем исследовании мы исходили из
того, что культура здорового образа жизни
представляет собой комплекс культурно-оздоровительных
мер, направленных на охрану и укрепление
физического и психического здоровья
детей. Формировать его целесообразно
в дошкольном возрасте, так как именно
на этом этапе закладывается фундамент
здоровья; происходит созревание и совершенствование
жизненно важных систем и функций организма,
повышаются адаптационные возможности;
формируются движения, осанка, развиваются
физические качества.
Здоровье определялось как нормальное
состояние организма, при котором правильно
действуют все его органы [8]. С развитием
общества и различных наук это понятие
наполнялось новым содержанием, а определение
«здоровый» стали соотносить с образом
жизни человека, его духовным развитием
и психическим состоянием.
Анализ литературы показал, что значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. «Здравия желаю» — воинское приветствие младшего по званию старшему. Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!», а также спешим сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Краткая торжественная речь с пожеланием
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: «К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека, которая закладывается в дошкольном возрасте.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.