Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа
Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Детский сад же сегодня должен и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через детский сад проходит основная масса детей, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………………………………7
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре
здорового образа жизни………………………………………………………..7
1.2. Некоторые особенности психофизического развития дошкольника….15
1.3.. Основы гармоничного психофизического развития ребенка………….18
Глава II Направленность работы детского психолога по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни……………………………………26
2.1. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры
2.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога по мотивации у детей здорового образа жизни………………………………….35
Заключение …………………………………………………………………….45
Список литературы………
Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.
При разработке программы сюжетных занятий мы попытались сохранить их характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Разработанная нами программа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач в программе используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др. [10], упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности [10; c 14].
После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект. Следует учитывать, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций в соответствии с научными выводами академика Н.М. Амосова [2], профессора В.К. Бальсевича [2]и других ученых, не дают достаточного эффекта. Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими упражнениями у детей 5-7 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 140-160 ударов в минуту.
Для повышения интереса
детей к выполняемым
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, в комплексе "В лесу" применяются музыкальные композиции "Наедине с природой", "Песнь соловья " , "Лесные сны" , "Лесной путь " , "Благоговение" , "Лесные мелодии" и др.). Звуки леса и воды, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Результаты научных исследований свидетельствуют о необходимости применения элементов психорегуляции в процессе оздоровительной тренировки, особенно на начальном этапе занятий, так как это ускоряет адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам. На данном этапе формирования методической разработки роль детского психолога просто неоценима.
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (пение птиц, голоса животных, шум леса и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. При подборе т.н. релаксирующего музыкального сопровождения особенно важна роль психолога, т.к. неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную психическую реакцию.
Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий (например, комплекс "В лесу" направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, комплекс "В гости к Бабе Яге" - координационных способностей, комплекс "Театр" - выносливости и т.д.). Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами [2], установивших, что применение коротких (в течение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.
После закрепления и
совершенствования каждого
С целью оценки эффективности
разработанной программы
Экспериментальная группа занималась по разработанной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики, использовала уроки здоровья по программе М.Л,Лазарева «Здравствуй» [12] Занятия продолжительностью 30 минут проводились три раза в неделю в течение шести месяцев. Контрольная группа в течение этого же периода занималась по традиционной программе по физическому воспитанию для детского сада (с аналогичной продолжительностью и кратностью занятий). Эффективность предложенной методики оценивалась посредством сравнения показателей физического и психического развития и физической подготовленности, а также данных о динамике заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.
До начала эксперимента
дети экспериментальной и
Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей экспериментальной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить достоверное (р<0,05) изменение результатов во всех контрольных упражнениях (в челночном беге - с 11,11 до 10,21 с, в прыжке в длину с места - со 107,40 до 121,38 см, в разгибании туловища - с 13,13 до 28,05 раза, в сгибании туловища - с 11,08 до 32,65 раза, в наклоне вперед - с 1,50 до 8,85 см). (Приложение 1). Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей контрольной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить, что достоверных (р>0,05) изменений результатов не наблюдалось ни в одном контрольном упражнении. Это объясняется тем, что занятия по традиционной программе физической культуры для детского сада направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют воспитанию двигательных качеств, что подтверждается также результатами исследований других авторов.
Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия по экспериментальной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается также результатами интервьюирования детей экспериментальной группы после проведения эксперимента. Во время пребывания в детском саду дети стали отдавать предпочтение занятиям по физической культуре, поставив их на первое-второе место наряду с занятиями рисованием и лепкой, в то время как до эксперимента занятиям по физической культуре отводилось лишь четвертое место по степени важности.
Данные пульсометрии показали, что при проведении занятий по экспериментальной программе нагрузка на всех этапах занятия соответствовала возможностям детей и рекомендациям НИИ дошкольного воспитания РАПН. Анализ динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) на занятиях в экспериментальной и контрольной группах показал, что физическая нагрузка в экспериментальной группе оказывает более выраженный тренирующий эффект на организм детей по сравнению с нагрузкой на занятиях в контрольной группе.
Моторная плотность занятий по физической культуре в экспериментальной группе составляла от 60-65 до 75-87% в зависимости от задач и типа занятия, в то время как в контрольной группе она была ниже и составляла 50-68%. ( Приложение 2.)Таким образом, данные пульсометрии и хронометрирования в определенной мере подтверждают эффективность экспериментальной методики.
Кроме того, в контрольной группе значительно выросли показатели психического развития детей, что несомненно связано с совместной работой воспитателей по физкультуре и детских психологов. У детей резко повысился уровень положительного эмоционального реагирования, возможности психорегуляции, а также приспособленность к окружающей психологической среде.
Изучение данных о динамике заболеваемости показало, что до эксперимента заболеваемость детей составляла 27,5% в контрольной и 26,25% в экспериментальной группах. После проведения эксперимента заболеваемость детей снизилась в контрольной группе до 16,25%, а в экспериментальной - до 7,5% Приложение 3.. Более значительное снижение уровня заболеваемости в экспериментальной группе, по-видимому, можно объяснить тем, что экспериментальная программа, оказывая тренирующее влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды.
Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволило повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к здоровому образу жизни.
Заключение
Безусловно, физическое
совершенствование ребенка
Итак, работа психолога, направленная на активизацию и обеспечение физкультурной деятельности дошкольника методами психологии – одна из основных направляющих работы психолога в современном дошкольном учреждении. В ходе своей работы психолог должен учитывать множественные факторы воздействия на физкультурную деятельность дошкольника, среди которых можно выделить: