Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:27, реферат
Целью данной работы является изучение психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Для этого в первую очередь необходимо определить особенности юношеского и подросткового возраста, которыми обладает ребёнок - это повышенная комфортность, суггестивность, групповая зависимость, подрожаемость поведения особым подростковым стереотипам, негативизм, демонстративность независимости, бравада, зависимость от референтной группы, повышенная подражательность кумирам, склонность к рискованным действиям, недостаточный социальный контроль и самоконтроль.
Введение……………………………………………………………………………………….…3
Теоретические вопросы преступного поведение несовершеннолетних……….…….6
Формирование личности преступника………………………………….……...6
Мотивация преступлений………………………………………………….……10
Роль семьи………………………………………………………………………...14
Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних……..18
Проблемы преступности несовершеннолетних в современном общества…...18
Особенности тяжких преступлений несовершеннолетних……………………22
Смысл преступного поведения несовершеннолетних…………………………25
Литература …………………………………………………………………………
Значительно возросшие за последние годы агрессивность и жестокость людей, выражающиеся в росте насильственных преступлений, прямо связаны с нарушением эмоциональных коммуникаций в семье. Эти коммуникации сейчас ослабли, семья меньше, чем раньше, способна эффективно контролировать поведение своих членов, которые, в свою очередь, далеко не всегда в ней возможность психологической разрядки и отдыха. Семья перестала в должной мере обучать женщину состраданию, сочувствию, мягкости, причём надо отметить, что если родители её не любили и не заботились о ней, то она вряд ли сможет научить этому своих детей. Понятно, что всё это весьма негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, весьма активно способствуя росту правонарушений среди подростков.
Неблагоприятное формирование личности продолжается в антиобщественных малых неформальных группах сверстников. Последние, как правило, представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьёй детей – и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга огромную социальную и психологическую ценность. Дело в том, что групповая сплочённость и постоянное общение позволяют им устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто чуждое и враждебное. Естественно, что некоторые его важные нормы перестают регулировать их поведение.
Таким образом,
существование преступных
Отторгнутый родительской семьёй индивид почти всегда попадает под сильнейшие влияние антиобщественной группы сверстников, участники которой, как правило, совершают преступления.
Влияние группы значительно постольку, поскольку данный человек ценит своё оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной форме. Группа осуждает или одобряет, радуется или негодует, и поэтому общие настроения и мнения выступают её основными социально – психологическими, духовными образованиями. Настроения и мнения, господствующие в группе, неизбежно передаются её членам.
Таким образом, на формирование личности преступника влияет дефекты первичной, ранней социализации. Как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своём поведении то, что запечатлелось в его психике в период детства. Также на формирование личности преступника влияет семейное воспитание, условия жизни ребёнка, психологическое отчуждение ребёнка от родителей; повышенная тревожность, страх смерти и неуверенность; антиобщественные малые неформальные группы сверстников.
К пониманию подлинных источников активности человека, в особенности его динамизма и направленности, стоит понятие мотивация поведения. Под мотивацией на разных уровнях её существования понимается: а) механизм формирования мотива, так сказать его процессуальная сторона; б) доминирование, какого – либо мотивационного факторов процессе выработки мотива и причины этой доминанты; в) учёт не предвиденных ранее обстоятельств в ходе реализации основного мотива; г) совокупность побуждений, которыми руководствовалось лицо, совершая преступление; д) совокупность мотивов всех совершённых преступлений или их участи, выделенной по какому- либо классификационному признаку. Здесь же можно говорить о мотивации к специфичному контингенту преступников, например, о мотивации насильственных преступлений несовершеннолетних.
Более обстоятельно этот вопрос освещается В.В. Луневым. Мотивацию, по его мнению, “следует рассматривать…как непрерывную цепь взаимосвязанных процессов (элементов): возникновение и формирование мотива, выбор цели, разработка средств и способов её достижения, прогнозирование результатов будущего поведения и его последствий (в том плане и уголовно – правовых санкций), принятие решения действовать, контроль и коррекция поведения в процессе совершения действия, сравнение достигнутого с желаемым, раскаяние в содеянном или выработка защитительного мотива”.
Итак, под мотивацией преступлений следует понимать обусловленную процессом отражения активную, в свёрнутом виде протекающую интеллектуальную деятельность асоциально ориентированной личности, в ходе которой формируется мотив, происходит выбор и обоснование субъективной необходимости одного из вариантов поведения (поступка), направленного на достижение мысленного результата в данных условиях места и времени.
Мотивация преступлений несовершеннолетних,
посягающих на жизнь и здоровье личности.
Мотивация умышленных убийств,
Желание изменить статус в микросреде как мотив преступления всецело связан со спецификой возраста преступников. Он весьма многообразен по субъективному содержанию и поэтому порой в преступлении может проявляться несколько иначе. Например, речь может идти о таком мотиве преступления, как желание утвердить себя. По мотиву статусного характера могут, совершатся правонарушения в диапазоне от типичного озорства до умышленного лишения жизни человека либо причинения значительного по следствиям экономического ущерба.
Мотив, выражающийся в стремлении изменить статус в микросреде, характерен, прежде всего, для групповой преступности, так как создаётся наиболее благоприятное стечение обстоятельств для удовлетворения некоторых нереализованных потребностей несовершеннолетних. Группа выступает здесь одновременно как фон и как объект воздействия со стороны отдельного индивида, а также как коллективный исполнитель с точки зрения возможной ответственности. Поскольку совершения преступления выступает здесь тем средством, при помощи которого предпринимается попытка добиться признания, поднять свой авторитет, изменить положение в формальной или неформальной группе и так деле, поскольку предшествующие отношения виновного с потерпевшим не имеют сколько- нибудь серьёзного влияния на формирования мотива преступления. Вред может быть причинён и совершенно незнакомому человеку, что, однако, не свидетельствует о хулиганских побуждениях преступника.
Совершаемые по данному мотиву, могут быть самыми различными, а с точки зрения их детерминированности обстановкой носят случайный характер как результат стечения обстоятельств.
Согласно общественным данным, у подростков наиболее распространённым мотивом телесных повреждений является месть. Из всей группы несовершеннолетних осуждённых по этому мотиву совершили преступления 42,9% подростков. Второе место по распространённости занимают хулиганские побуждения 28,6%. Из желания оказать помощь друзьям, проявить солидарность с ними в причинении телесных повреждений участвовали 17,1% несовершеннолетних. Желание получить признание среди товарищей в качестве мотива таких преступлений было у 2,9% осуждённых, столько же и приходиться на корыстный мотив.
В действительности первое
Одна из
распространённых черт
3. Мотивы изнасилования, совершаемых несовершеннолетними.
Распространённость такого тяжкого преступления, как изнасилование в структуре преступности несовершеннолетних весьма незначительна. Известно, что 55,5% всех изнасилований несовершеннолетние совершали индивидуально.
Подавляющее
большинство
Среди криминогенных фактов, непосредственно влияющих на мотивацию изнасилований, необходимо указать состояние опьянения виновного или его жертвы.
Г.Б. Русинов выделяет 4 типа несовершеннолетних насильников: 1) ситуационные, 2) социально ориентированный, 3) криминогенно заражённый, 4) сексуально – патологический.
К первому
типу относятся лица с
Следующий тип несовершеннолетнего насильника – асоциально ориентированный. Он добровольно сдаёт социальные позиции в формальном коллективе и при отсутствии стремления к правонарушением обнаруживает стойкую тенденцию сближения с правонарушающей или негативно настроенной частью сверстников. Таких подростков, с точки зрения предпочтений правонарушающего поведения, можно назвать пассивными, но это не есть достаточное свидетельство слабой воли. В выборе правонарушающих групп они лишь приспосабливаются к ситуации, но примыкают к группе осознанно, находятся под влиянием более опытных правонарушителей и идут за ними на всё.
К третьему типу относятся
криминогенно заражение
В последнюю группу
В заключении необходимо подвести итог социально – психологического анализа несовершеннолетних насильственных преступников. Было отмечено, что наибольшее количество отрицательных черт обнаружено у убийц (35 признаков) и затем хулиганы(25 признаков). Изучение несовершеннолетних, осуждённых за изнасилование, показало, что этот контингент характеризуется 37 отрицательными чертами и, превышает все остальные группы.
Таким образом, мотивация
преступления обусловлена
Семья, как известно, психологически характеризуется взаимосвязью между её членами, а именно наличием взаимных идентификаций, взаимными привязанностями, что порождает общие интересы и ценности, согласованное поведение. Внутрисемейные идентификации представляют собой внутренние механизмы взаимопонимания между членами семьи, способность каждого из них принимать на себя роль другого. Человек может сочувствовать и сопереживать другому человеку, если он способен представить себя на его месте, понять, что тот, другой тоже может нуждаться в помощи и поддержке. Идентификация неразрывно связана с коммуникацией, ибо, вообразив себя на месте другого, человек может догадаться о его внутреннем состоянии. На идентификации основывается одна из главных функций семьи – формирование у её членов способности учитывать в своём поведении интересы других людей, общества.
Информация о работе Психологические причины девиантного поведения подростков