Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:27, реферат
Целью данной работы является изучение психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Для этого в первую очередь необходимо определить особенности юношеского и подросткового возраста, которыми обладает ребёнок - это повышенная комфортность, суггестивность, групповая зависимость, подрожаемость поведения особым подростковым стереотипам, негативизм, демонстративность независимости, бравада, зависимость от референтной группы, повышенная подражательность кумирам, склонность к рискованным действиям, недостаточный социальный контроль и самоконтроль.
Введение……………………………………………………………………………………….…3
Теоретические вопросы преступного поведение несовершеннолетних……….…….6
Формирование личности преступника………………………………….……...6
Мотивация преступлений………………………………………………….……10
Роль семьи………………………………………………………………………...14
Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних……..18
Проблемы преступности несовершеннолетних в современном общества…...18
Особенности тяжких преступлений несовершеннолетних……………………22
Смысл преступного поведения несовершеннолетних…………………………25
Литература …………………………………………………………………………
Семья,
включая ребёнка в свою
Сейчас накоплено значительное количество данных о семьях правонарушителей, условиях их родительского воспитания. В основном это социологические, социально – демографические данные о семье. Однако на нынешнем этапе развития науки и запросов правоохранительной практики становится ясно, что с помощью лишь такой информации (о составе родительской семьи будущих правонарушителей, общих характеристиках отношений в ней, уровня культуры родителей, совершении ими и другими родственниками аморальных или противоправных действий и так далее) уже нельзя в должной мере объяснить происхождение преступного поведения.
Так, при всей ценности весьма
многообразных данных о
Поэтому следует считать, что решающую роль играет не состав семьи, не отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, пусть и противоправное поведение, а, главным образом, их эмоциональное отношение к ребёнку, его принятие или, напротив, отвергание. Разумеется, перечисленные негативные факторы не могут быть безучастными к таким эмоциональным контактам. Однако можно обнаружить достаточное количество семей, в которых родители совершают правонарушения, но их эмоциональное отношение к детям отличается теплотой и сердечностью. Поэтому есть все основания считать, что именно отсутствие подобных отношений в детстве в решающей степени определяют ненадлежащие поведение человека в будущем.
Однако
условия жизни ребёнка не
Имеется множество убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, тёплыми эмоциональными контактами, уважительными отношениями к детям активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и другое. Всё это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей по самым разным причинам, в том числе объективным, не редко вызывают у последних эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого могут быть отставание в развитии интеллекта, нарушение психического здоровья, плохая успеваемость в школе, совершение аморальных и противоправных поступков.
Психологическое отчуждение ребёнка от родителей является не единственной причиной формирования личности преступника. Не редко это происходит другим путём: у ребёнка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения (например, постоянно пьянствуют, учиняя хулиганские действия и так далее). Поскольку же тесные контакты с ними имеются, подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки. Этот путь криминогенного заражения личности достаточно хорошо известен практическим работникам правоохранительных органов.
Криминогенные последствия может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутствии тёплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания окружающие заботятся об удовлетворении лишь материальных потребностей ребёнка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм. Посуществу, здесь появляется равнодушие к нему.
Отвергание родителями ребёнка, необеспечение его родительской заботой и попечением могут иметь место в явной, открытой форме. Чаще всего это случаи, когда его часто бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дома, не кормят, никогда не проявляют заботы и так далее, наносят ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребёнка может быть и скрытым, отношения между родителями и детьми в эти случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живёт по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители, и дети, причём делают это скорее невольно, непреднамеренно. Ведь даже для взрослого человека очень травматично признать, да ещё открыто, что родители его не любили, что он был им в тягость и так далее.
Отсутствие
надлежащих семейных контактов
особенно пагубно для девочек.
Во-первых, почти все отвергнутые
семьёй девочки слишком рано
начинают половую жизнь,
Таким образом,
семья играет важную роль в
формировании личности ребёнка.
Таким образом, в
теоретические вопросы
Мотивация преступления несовершеннолетних делится на мотивы умышленных убийств, которые включают в себя мотив, ориентированный на преступную группу; мотив, статусного характера, ориентированный на лидера антисоциальной группы; мотив, статусного характера, ориентированный на микросреду; мотив, статусного характера, ориентированный на формальный коллектив. Мотивы причинения умышленных телесных повреждений и мотивы изнасилований, совершённых несовершеннолетними.
Также на формирование личности преступника влияет семейное воспитание, условия жизни ребёнка, эмоциональный климат семьи.
поведения несовершеннолетних
2.1.Проблемы преступности несовершеннолетних
в современном обществе.
Как показывает изучение правон
Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно негативное отношение к учёбе, которое, в конечном счёте, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и типичное. В подавляющем большинстве случаев в число подростков- правонарушителей попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе ввиду отрицательных отношений внутри него.
Антисоциальное поведение
Юношеский возраст (14-18 лет) представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане это период завершения физического созревания. Юность – это заключительный этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а чёткую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Процесс усвоение моральных и нравственных норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14 – 16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законодателями, - с 16 лет. Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает проблемы и недостатки в трёх основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера – училища, двор, уличные группы с отрицательной направленностью.
Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимается негативизм, и сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки педагогической и социальной защищённости.
Конфликтность в отношение со взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система взаимоотношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь, избавится, отстранится от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.
В подростковом возрасте закладывается самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования. Формирование самооценки, самосознания происходит, прежде всего, в общении, процессе активного взаимодействия с себе подобными. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности». Потребность общения и самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимо полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и типичное), оно может стать опытным криминализирующим фактором.
Информация о работе Психологические причины девиантного поведения подростков