Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить причины возникновения конфликтов подростка и взрослого.
В соответствии с целью, объектом и предметом необходимо решить следующие задачи исследования:
• изучить причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми;
• проанализировать противоречия и формы трудностей подростка;
• выявить роль взрослых в преодолении трудностей подросткового периода взросления личности.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Специфика подросткового возраста…………………………………..5
1.1 Формы трудностей взросления подростка…………………………….10
1.2. Потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми...16
1.3. Особенности конфликтов в подростковом возрасте………………....22
Выводы ………………………………………………………………………25
Глава II. Общение с взрослыми и его влияние на личность подростка……….26
2.1. Причины возникновения конфликтов подростков с взрослыми…….26
2.2. Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у
Подростков …………………………………………………………………33
2.3. Помощь взрослых подростку в преодолении трудностей
взросления……………………………………………………………............39
Выводы ………………………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………………..48
Список используемых источников …………………………………………50
Министерство образования Московской области
Государственное автономное областное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный открытый социально – гуманитарный институт»
Социально – психологический факультет
Курсовая работа
на тему: «Психологические причины конфликтов подростка и взрослого»
Выполнила: студентка 4 курса, о/о, гр. ПП-41
Демина Ю.И.
Проверила: к.п.н., Суханова Т.П..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Специфика подросткового возраста…………………………………..5
1.1 Формы трудностей взросления подростка…………………………….10
1.2. Потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми...16
1.3. Особенности конфликтов
в подростковом возрасте……………….
Выводы ……………………………………………………………
Глава II. Общение с взрослыми и его влияние на личность подростка……….26
2.1. Причины возникновения
конфликтов подростков с
2.2. Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у
Подростков …………………………………………………………………33
2.3. Помощь взрослых подростку в преодолении трудностей
взросления……………………………………………………
Выводы ……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..48
Список используемых источников …………………………………………50
Введение
Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды. В подростковом возрасте особенно сложно определить, является ли то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем развиться в психическое заболевание или полностью компенсироваться.
Актуальность исследования. В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, т.к. мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Проблема конфликтов – одна из самых сложных и острых в развитии воспитании подростков. Это связанно с тем, что именно в подростковом возрасте общение с взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых. Они активнее отстаивают свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Подростки болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав. Кроме того, они пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. В случаях, когда родители относятся к подросткам, как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах. Проявляют не подчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. В результате между подростками и взрослыми, в частности, у подростков с родителями возникают конфликты.
Проблема исследования: причины конфликтов подростка и взрослого.
Цель исследования: изучить причины возникновения конфликтов подростка и взрослого.
Объект исследования: подросток.
Предмет исследования: причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми.
В соответствии с целью, объектом и предметом необходимо решить следующие задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили работы известных ученых, психологов, педагогов: А. Адлера, Л.И. Божович, И.П. Иванова, А. Маслоу, И.И. Мамайчук, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Э. Эриксона, З. Фрейда.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
Теоретические - анализ психологической и педагогической литературы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе “Специфика
подросткового возраста”
Во второй главе “Общение с взрослыми и их влияние на становление личности подростка" раскрыты механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков с взрослыми, показана роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков, предложены приемы помощи взрослых подростку в преодолении трудностей взросления.
В заключении подведены итоги исследования, изложены основные выводы.
Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Психологов прежде всего интересуют психологические изменения - в личности и деятельности. Педагогический подход к подростку связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития.
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по - разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов [23,c.156] .
Первый - инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 - у мальчиков. По данным Т.Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза [15, c. 20] .
На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет.
Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидных желёз внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей, около 10 см в год, формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе растут сердце и легкие, увеличивается объем последних. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого - частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания; способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно, снижению скорости его переключения; умение перенести внимание с одного объекта на другой, к снижению способности распределения внимания и его концентрации, умение работать сосредоточенно [25, c.95] .
На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков - мутация голоса, оволосение. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.
К пятому этапу, в 15-17 лет, окончательно
завершается половое
Одна из классификаций, основанная на биологических факторах принадлежит 3. Фрейду. Возраст 12-15 лет - это период пубертата, т.е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, усиливается возбудимость и повышается сексуальная активность. На этой стадии требуется более полное удовлетворение сексуального инстинкта.
Основатель психоанализа
терпимо относился к
Э. Эриксон, последователь 3. Фрейда, больше внимания обращал на социальные и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка.
Фрейд был убежден в значимости первых 6 лет жизни ребенка и родителей, но личность, согласно представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6-14 лет Эриксон относит к позднему детству, а 14-20 - к юности.
Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.
Так, психологическую зрелость Е.И. Исаев определяют как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11-14 лет. В. В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в 15 лет. Характерная черта этого периода - общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.
Анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а биологические особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.
В основе социальной зрелости
подростка лежит его
Этапы развития разных видов зрелости отличаются друг от друга. Однако они дополняют представление о том, как подросток становится взрослым и какие особенности возникают на пути взросления.
Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить [10, c.115] .
Противоречие между
Противоречие между типом образования и возможностями подростка:
пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют "умственной жвачкой", становится тормозом для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание.
Противоречие между
Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами, проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственный стандарт. Педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей подростка к определенной предметной области. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на каждого ученика.
Противоречие между старым и новым, состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка - чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь.
Противоречия между
Потребности проявить себя в среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе "создает" не ту внешность, о которой подросток мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом несовершенстве. Это противоречие не дает подростку заниматься "прилюдными" видами деятельности, и может привести к невротизму, своеобразным видам защиты.
Желание реализовать себя и неумение это сделать - еще одно противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения. Но иногда это невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать [13, c.36] .
Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит подростка на более высокий уровень.
Информация о работе Психологические причины конфликтов подростка и взрослого