Психологические причины конфликтов подростка и взрослого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить причины возникновения конфликтов подростка и взрослого.
В соответствии с целью, объектом и предметом необходимо решить следующие задачи исследования:
• изучить причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми;
• проанализировать противоречия и формы трудностей подростка;
• выявить роль взрослых в преодолении трудностей подросткового периода взросления личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Специфика подросткового возраста…………………………………..5
1.1 Формы трудностей взросления подростка…………………………….10
1.2. Потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми...16
1.3. Особенности конфликтов в подростковом возрасте………………....22
Выводы ………………………………………………………………………25
Глава II. Общение с взрослыми и его влияние на личность подростка……….26
2.1. Причины возникновения конфликтов подростков с взрослыми…….26
2.2. Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у
Подростков …………………………………………………………………33
2.3. Помощь взрослых подростку в преодолении трудностей
взросления……………………………………………………………............39
Выводы ………………………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………………..48
Список используемых источников …………………………………………50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, студентки Деминой Ю.И.,о-о, гр. ПП-41.docx

— 95.42 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Московской области

Государственное автономное областное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московский государственный открытый социально  – гуманитарный институт»

 

 

Социально –  психологический факультет

 

 

Курсовая работа

 

на  тему: «Психологические причины конфликтов подростка и взрослого»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса, о/о, гр. ПП-41

Демина Ю.И.

Проверила:  к.п.н., Суханова Т.П..

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Коломна 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Специфика подросткового возраста…………………………………..5

1.1 Формы трудностей взросления  подростка…………………………….10

1.2. Потребности подростка  в общении со сверстниками  и взрослыми...16

1.3. Особенности конфликтов  в подростковом возрасте………………....22

Выводы ………………………………………………………………………25

Глава II. Общение с взрослыми и его влияние на личность подростка……….26

2.1. Причины возникновения  конфликтов подростков с взрослыми…….26

2.2. Роль взрослых в преодолении  аффекта неадекватности у 

Подростков  …………………………………………………………………33

2.3. Помощь взрослых подростку  в преодолении трудностей 

взросления……………………………………………………………............39

Выводы ………………………………………………………………………46

Заключение …………………………………………………………………..48

Список используемых источников …………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Подростковый возраст  представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным  поведенческим отклонениям, таким как агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды. В подростковом возрасте особенно сложно определить, является ли то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем развиться в психическое заболевание или полностью компенсироваться.

Актуальность исследования. В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, т.к. мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Проблема конфликтов – одна из самых сложных и острых в развитии воспитании подростков. Это связанно с тем, что именно в подростковом возрасте общение с взрослыми  начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать  сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых.  Они активнее отстаивают свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Подростки болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав. Кроме того, они пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. В случаях, когда родители относятся к подросткам, как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах. Проявляют не подчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. В результате между подростками и взрослыми, в частности, у подростков с родителями возникают конфликты.

         Проблема исследования: причины конфликтов подростка и взрослого.

Цель исследования: изучить причины возникновения конфликтов подростка и взрослого.

Объект исследования: подросток.

Предмет исследования: причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми.

В соответствии с целью, объектом и предметом необходимо решить следующие задачи исследования:

  • изучить причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми;
  • проанализировать противоречия и формы трудностей подростка;
  • выявить роль взрослых в преодолении трудностей подросткового периода взросления личности.

Методологическую основу исследования составили работы известных  ученых, психологов, педагогов: А. Адлера, Л.И. Божович, И.П. Иванова, А. Маслоу, И.И. Мамайчук, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Э. Эриксона, З. Фрейда.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

Теоретические - анализ психологической  и педагогической литературы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе “Специфика подросткового возраста” рассмотрены  основные противоречия личности подростка, проанализированы трудности взросления и потребности подростка.

Во второй главе “Общение с взрослыми и их влияние на становление личности подростка" раскрыты механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков с взрослыми, показана роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков, предложены приемы помощи взрослых подростку в преодолении трудностей взросления.

В заключении подведены итоги  исследования, изложены основные выводы.

 

Глава I.  Специфика подросткового возраста

 

Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного  положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Психологов прежде всего интересуют психологические изменения - в личности и деятельности. Педагогический подход к подростку связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития.

Начало и окончание  подросткового возраста психологи  определяют по - разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов [23,c.156] .

Первый - инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 - у мальчиков. По данным Т.Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза [15, c. 20] .

На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет.

Третий этап знаменует  процесс активизации половых  и щитовидных желёз внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей, около 10 см в год, формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе растут сердце и легкие, увеличивается объем последних. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого - частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания; способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно, снижению скорости его переключения; умение перенести внимание с одного объекта на другой, к снижению способности распределения внимания и его концентрации, умение работать сосредоточенно [25, c.95] .

На четвертом этапе  максимально активны половые  гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов  и появление вторичных половых  признаков - мутация голоса, оволосение. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.

К пятому этапу, в 15-17 лет, окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образов девочки достигают половой зрелости в среднем на 18-34 месяца раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.

Одна из классификаций, основанная на биологических факторах принадлежит 3. Фрейду. Возраст 12-15 лет - это период пубертата, т.е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, усиливается возбудимость и повышается сексуальная активность. На этой стадии требуется более полное удовлетворение сексуального инстинкта.

Основатель психоанализа терпимо относился к сексуальной  свободе, а пассивность, свойственная начальному школьному возрасту - может  привести к психическим травмам. Конфликты в более позднем  возрасте связаны со следами сексуальных конфликтов у подростка. Все напряжение энергии либидо проявляется в тревоге, так как подросток не способен справиться с внутренним и внешним возбуждением. Тревога помогает подростку сформировать защиту своего “Я".

Э. Эриксон, последователь 3. Фрейда, больше внимания обращал на социальные и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка.

Фрейд был убежден в  значимости первых 6 лет жизни ребенка  и родителей, но личность, согласно представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6-14 лет Эриксон относит к позднему детству, а 14-20 - к юности.

Физиологические изменения  влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета  начала и окончания подросткового  возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.

Так, психологическую зрелость Е.И. Исаев определяют как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11-14 лет. В. В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в 15 лет. Характерная черта этого периода - общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.

Анатомо-физиологические  изменения влияют на психическое  развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления  о развитии и культурном взрослении, а биологические особенности  являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его  результаты.

В основе социальной зрелости подростка лежит его способность  самостоятельно определять свою судьбу, т. е выбирать место учебы, представлять характер профессии.

Этапы развития разных видов  зрелости отличаются друг от друга. Однако они дополняют представление  о том, как подросток становится взрослым и какие особенности возникают на пути взросления.

Возраст от 11 до 15 лет не без  основания называют критическим. В  этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые  приводят порой к коренному изменению  поведения, прежних интересов, отношений. Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить [10, c.115] .

Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения: учебная деятельность в среднем звене школы требует aбcтрактного мышления, анализа через включение какого-либо явления в новую систему связей, что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности. Но ученик привык решать задачи конкретного, известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в учебники, т.е. выполняет деятельность "методом тыка".

Противоречие между типом  образования и возможностями  подростка:

пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют "умственной жвачкой", становится тормозом для  умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание.

Противоречие между особенностями  обучения в начальной школе и  средней: в начальной обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней - многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому могут возникнуть конфликты с педагогами.

Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными  познавательными маршрутами, проявляется  в том, что каждый школьник должен усвоить государственный стандарт. Педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей подростка к определенной предметной области. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на каждого ученика.

Противоречие между старым и новым, состоит в том, что  родители и педагоги понимают новые качества личности подростка отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка - чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь.

Противоречия между потребностями  и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда человека в предметах материальной и духовной культуры.

Потребности проявить себя в  среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе "создает" не ту внешность, о которой подросток мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом несовершенстве. Это противоречие не дает подростку заниматься "прилюдными" видами деятельности, и может привести к невротизму, своеобразным видам защиты.

Желание реализовать себя и неумение это сделать - еще одно противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения. Но иногда это невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать [13, c.36] .

Таким образом, развитие организма  подростка происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит подростка  на более высокий уровень.

1.1 Формы трудностей  взросления подростка

Информация о работе Психологические причины конфликтов подростка и взрослого