Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:28, реферат
И все-таки, что же такое общение? К сожалению, научные представления об общении достаточно противоречивы. Имеется большое количество научных исследований по проблеме общения, но проблема делового общения в отечественной литературе остается практически неизученной.
Введение……………………………………………………………….…2
Глава I Психологические приемы аттракции………………….…..3
1.1 Прием аттракции «Имя собственное»…………………………..4
1.2 Прием аттракции «Зеркало отношений. Улыбка»……………6
1.3 Прием аттракции «Золотые слова. Комплимент»…………….7
1.4 Прием аттракции «Терпеливый слушатель»……………….....9
1.5 Прием аттракции «Личная жизнь»……………………………..10
Глава II Психологические приемы влияния на партнера
во время делового общения………………………………………….10
2.1 Практическое применение приемов и методов
психологического влияния…………………………………….….….11
2.2 Правила ведения деловых бесед………………………….….….12
Заключение………………………………………………………….….16
Список используемой литературы……………………………….….18
Существуют так же и правила применения комплиментов:
1. «Один смысл» — комплимент должен отражать только положительные качества человека, избегая двойного смысла. Например:
«Слушая ваши беседы, я каждый раз восхищаюсь вашим остроумием».
- Нарушение правила: «Слушая ваши беседы, я каждый раз поражаюсь вашей способности уходить от ответа».
2. «Без гипербол» — положительное качество должно иметь небольшое преувеличение, но отражающее истину. Умный человек, зная в себе свойство, постоянно всюду опаздывать, будет неприятно удивлен комплиментом: «Меня всегда радует ваша пунктуальность».
3. «Высокое мнение». В комплименте следует учитывать собственное мнение человека. Если он твердо знает особенности своих достоинств, то повторение их в его глазах выглядит банально.
Например, банально говорить врачу: «Как вы точно поставили диагноз!»
4. «Без претензий». Не следует подчеркивать в человеке те качества, которые он сам не считает достоинством.
5. «Без дидактики». Комплимент должен утверждать присутствие данного свойства, а не содержать рекомендации по их воспитанию. Например, нарушение этого принципа звучит в выражениях: «Твердость убеждений украшает мужчину»,. «Умей отстаивать свои убеждения».
6. «Без приправ». Комплимент не должен содержать добавок типа: «Руки у тебя золотые, а язык твой — враг твой!».
В народе существует поговорка: «Горчица приносит больше вреда, чем масло». Именно эту суть отражает комплимент.
Любой контакт следует начинать с образования у людей положительных эмоций. Открывая совещание, вместо формальных слов лучше сделать комплимент.
Например: «Ну, что ж, вопрос у нас серьезный, но мы и не такие еще орешки раскалывали!»
Главное, чтобы от ваших слов у большинства присутствующих на лице возникла легкая, добрая улыбка в ответ на вашу улыбку и легкую шутку.
Итак, перед открытием совещания специально приготовьте два-три комплимента участникам совещания. У вас выработается стиль общения, вызывающий у окружающих положительные эмоции.
1.4 Прием аттракции «Терпеливый слушатель»
Интересный собеседник не тот, кто умеет говорить, а кто умеет слушать. Процитируем Д. Карнеги.
«Ярый скандалист и даже самый резкий критик зачастую смягчается и смиряется в присутствии терпеливого, сочувствующего им слушателя, который будет молчать, пока разгневанный обличитель раздувается, как королевская кобра, и извергает накопившийся в его душе яд. Человека, с которым вы разговариваете, во сто раз больше интересует он сам, его нужды и его проблема, чем вы и ваши проблемы. Его зубная боль имеет для него большее значение, чем голод, от которого умирает миллион людей.
Если вы хотите понравиться людям, то будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Все мы с детства помним привычные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать его до конца, быть внимательным к нему. «Но" начинается тогда, когда за соблюдение этих правил приходится "платить", причем единицей расчета является время. Вот тогда и проявляется истинное отношение к данным ценностям.
1.5 Прием аттракции «Личная жизнь»
У каждого человека наряду со служебными обязанностями есть и личные интересы, увлечения, есть личная жизнь. К непрофессиональным интересам могут относиться не только хобби, увлечение каким-нибудь делом, но и увлечение какой-нибудь идеей, а также тяга поговорить на какую-нибудь тему.
Эмпирические наблюдения привели к заключению, что если с человеком повести разговор в русле его личного интереса, то это вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Один из секретов удивительной популярности американского президента Теодора Рузвельта, по мнению Дейла Карнеги, состоял в том, что он страстно интересовался людьми, за что люди платили ему любовью.
Время от времени беседуйте со своими подчиненными по вопросам, значимым для них в их личной жизни, проявляйте интерес к их чувствам и переживаниям.
Культура делового общения — необходимое условие профессиональной деятельности человека. Она представляет собой культуру речи и манер, умения тактично пользоваться интонацией, жестами и психологическими приемами влияния на партнера.
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ НА ПАРТНЕРА ВО ВРЕМЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При подготовке к беседе определите: что необходимо и уместно сказать, что обязательно вызовет интерес партнера. Ваше поведение на встрече должно нести отпечаток вашей личности.
2.1 Практическое применение приемов и методов психологического влияния.
В ходе деловой беседы важны не только
слушание и умение задавать вопросы, но
и аргументация - способ убеждения с помощью
логики или риторики, убеждение – существует
в формах информирования, разъяснения
и опровержения. Приемы убеждения: расслабить
слушателя—напоить кофе, заговорить,
эмоциональное напрячь – отдать приказ,
дать возможность идентифицироваться
с Вами, формула “- Встаньте на мое место”
или “Я Вас понимаю.” А также внушение
– желаемого поведения, результатов или
эмоций. Следует помнить,
что если Вы описываете партнеру его состояние,
оно будет закреплено. То есть, если Вы
говорите: “Мне приятно, что Вы меня внимательно
слушаете”, - аудитория усилит внимание.
А если Вы скажете: “Я понимаю, что все
устали”, народ начнет зевать и смотреть
на часы. Во всех случаях необходимо говорить
фразы, в которых содержится много предположений
о желаемом для Вас поведении партнера,
тем более что одобряемый акт всегда повторяется,
поскольку любому человеку приятна похвала.
Если Вы хотите добиться от человека конкретного
поступка, предоставьте ему выбор из нескольких
желательных для Вас вариантов. Не спрашивайте,
чего Вы хотите? Спрашивайте: “Вы хотите
это или то?” Всегда разделяйте поступки
людей и Вашу реакцию на их поступки. Не
говорите: “Вы меня подставили”, лучше
“Я оказался в неприятном положении”.
Если Вы не хотите, чтобы Вас прервали,
сообщите слушателям: “Я остановлюсь
на трех вопросах”, и они будут ждать.
Метод «ДА,
ДА…ДА», Это определенные речевые уловки,
в которых, однако нет прямой манипуляции.
Лучше в ходе беседы стремиться, чтобы
партнер согласился с Вами по нескольким
вопросам. Тогда ему труднее отрицать
Вашу правоту впоследствии. Ни в коем случае
нельзя категорически говорить «нет»,
лучше использовать обороты типа: «Да,
но», « Да и». Искренне сочувствовать партнеру
в его заблуждениях, соглашаться, что в
его аргументации есть доля истины, что
у него свои трудности.
Если партнер готов согласиться
на Ваше предложение, но незаметно для
себя присвоил саму идею, отдайте ее ему.
Если собеседник упорно сопротивляется,
подумайте, почему он это делает. Наиболее
частные причины для сопротивления: защита
от нового, спортивная позиция, роль «хозяина
положения», другой подход, несогласие,
тактика.
Не
начинайте с того, чтобы разубеждать
партнера. Попросите его прояснить
свою позицию. Не давите, не угрожайте.
Не обещайте невозможного.
Отклоняйте непомерные требования. Не
верьте каждой причине отказа и не принимайте
ее. Просите партнера отметить все пункты
Ваших предложений, с которыми он согласен.
Затруднительные вопросы обсуждайте в
конце, когда уже хочется расстаться по-хорошему.
Факторы, мешающие
анализу ситуаций и принятию оптимального
решения в конфликтной ситуации, - раздражение
и гнев. Метод визуализации - мысленно
высказать или написать все, что Вы думаете.
Гнев уходит. Метод шоковой терапии. Если
Вы преувеличиваете значение какого-то
человека в свой жизни, представьте его
ниже Вас ростом или сосредоточьтесь на
любом материальном неприятном моменте
его внешности или поведения (запахе, неопрятности,
привычке что-то теребить или волочить
ноги), он станет малозначим для Вас, и
Вы успокоитесь. Метод воображаемого реванша.
Придумайте, как Вы отомстите, но не делайте
этого.
2.2 Правила ведения деловых бесед
При ведении деловых бесед придерживайтесь следующих правил:
Соблюдайте срок договоренности с точностью до минуты. Дайте понять партнеру, что вы — человек надежный. Постарайтесь установить хорошие отношения с сотрудниками вашего партнера. Узнайте имена всех участников беседы. Запомните или запишите их и обращайтесь к каждому по имени. Тщательно готовьтесь к началу беседы. Продумайте, какие вопросы может поставить вам партнер в начальной части. Попытайтесь устранить факторы, мешающие ходу беседы.
Будьте интересным собеседником. Если вы создадите непринужденную обстановку, партнеру доставит удовольствие иметь с вами дело. Беседа с вами должна стать для него событием. Не будьте назойливым, не проявляйте ни чрезмерного рвения, ни суетливости. Внесите немного юмора в разговор, но не плоские шутки или банальные высказывания. Придерживайтесь дружелюбного тона. Чаще улыбайтесь, если обстоятельства беседы позволяют.
Говорите спокойно, внятно и убедительно. Держитесь независимо. Не показывайте нервозного, беспокойного или рассеянного настроения, если оно возникло у вас до беседы. Не позволяйте партнеру довести вас до раздраженного состояния или сбить с толку. Сдерживайте эмоции и волнение, спокойнее реагируйте на его высказывания.
Не избегайте обсуждения сложных и щекотливых вопросов — обязательной части деловых бесед. Будьте непреклонны, но сохраняйте при этом хладнокровие. Проявляйте уважение к мнению партнера. Не говорите ему прямо, что он не прав. Если он делает заявление, с которым вы не согласны, лучше начинать со слов: "Я считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь. Давайте проверим факты". Эти слова могут обезоружить собеседника, который ожидал возражений.
Деловая беседа — это открытый диалог. Побуждайте партнера больше высказываться. Внимательно слушайте его. Если в беседе участвуют несколько человек, поощряйте каждого высказать свое мнение, оставляя за собой право, выступить последним. Не перебивайте говорящего. Тем самым вы можете уточнить, развить и интерпретировать его мысли в выгодном для вас направлении.
Выражайтесь конкретно, а не отвлеченно. Излагайте подробности, факты, цифровые данные. Не просто говорите, а подкрепляйте сказанное записями или схемами. Подключайте визуальные средства. Вручите некоторые материалы партнеру. Во время беседы у вас под рукой должны быть в распоряжении все необходимые материалы. Их следует держать в полном порядке.
Ведите беседу настойчиво, энергично и конкретно. Не пытайтесь сломать партнера "бурным потоком" речей и большим числом аргументов, не давая ему вставить слово. На вопросы партнера давайте прямые, деловые ответы. Применяйте те специальные термины, которыми пользуется партнер. Не употребляйте слов, смысл которых понятен только вам. Излагая какую-либо информацию, делайте паузы, чтобы дать возможность вашим словам воздействовать на собеседника.
Больше оперируйте вопросами, особенно такими, которые заставляют партнера согласиться с вами. Задавая вопросы, вы имеете возможность:
получить информацию;
проанализировать условия, выдвигаемые партнером;
установить новые обстоятельства, влияющие на вашу позицию;
проверить воздействие вашего высказывания;
выслушать мнение, противоположное вашему.
Помните, что ваш партнер не только логично рассуждает, но и имеет эмоции и предрассудки, может быть тщеславен и честолюбив. Используйте эти обстоятельства в своих целях. Старайтесь целенаправленно затронуть мотивы, которые движут партнером. Представьте список преимуществ, которые он получит, согласившись с вашими предложениями. Приведите ему доказательства в пользу этих преимуществ:
он стремится к безопасности — покажите ему программу,
обеспечивающую безопасность;
стремится к признанию — покажите, что вы его сторонник;
стремится к экономической выгоде — покажите ему расчеты, доказывающие, что он может выиграть, снизить расходы или избежать их вовсе, повысить эффективность;
стремится к удобствам — покажите в деталях, что может
обеспечить ему удобства.
Наблюдайте за тем, как он воспринимает происходящее. Предоставьте ему возможность сохранить свою репутацию и удовлетворить тщеславие. Сопровождайте положительными комментариями некоторые его высказывания. Скажите, что его идеи производят на вас большое впечатление. Идите на уступки, которые важны для поддержания престижа партнера и принципиально не меняют желаемого вами результата. Попытайтесь, делая запланированную уступку, побудить этим партнера к положительному ответу. Иногда бывает полезно позволить ему дать вам совет или оказать помощь.
Подводя предварительные итоги, выявите, по скольким вопросам достигнуто согласие и сколько вопросов остались открытыми. С учетом проведенной беседы составьте план дальнейшей работы с партнером.
Памятка по технике установления контакта:
установить визуальный контакт (посмотреть на лицо, в глаза собеседнику)
установить контакт на одном горизонтальном уровне (стоя или сидя)
установить вербальный контакт
добиться ощущения понимания (получить три утвердительных ответа)
сформулировать и высказать "три истины" (истинные высказывания о себе и о партнере по общению). Итак, чтобы ваша беседа была результативной независимо от того, с кем вы разговариваете необходимо: во-первых понравиться собеседнику, для этого установлены основные правила, которые способствуют достижению данной цели:
Искренне интересуйтесь другими людьми.
Помните, что имя человека – это самый сладостный для него звук на любом языке.
Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. [Митителло В.Л., с.21]
Во-вторых – уметь управлять процессом общения, воздействуя на людей не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды. Для этого существуют свои правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.