Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:04, доклад
1. Сущность дискуссии, диспута, полемики, спора.
2. Психологические приемы убеждения в споре.
Максимально возможно сократить социальную и физическую дистанцию, но не вторгаться в интимное пространство.
Отвлечь внимание от болезненного вопроса хотя бы ненадолго.
Согласиться разделить ответственность за ситуацию.
Правила избежания конфликтных ситуаций.
Устранение из делового общения суждений и оценок, грубых, ироничных и ехидных замечаний, ущемляющих самолюбие собеседника. Уважительная манера разговора.
Умение слушать. Отказ от намерения немедленно парировать каждое замечание собеседника. Признание правоты собеседника, особенно в том случае, если его суждения направлены на поддержание его социального статуса и престижа.
Устранение предубеждений.
Стремление вести обсуждение проблемы, а не позиций.
Когда издержки на разрешение конфликта превышают пользу от его прерывания, следует прекратить отношения с партнером.
Если Вы находите, что другой человек действует на Вас отрицательно, подумайте, насколько необходимо для Вас общение с ним.
Если человек обладает большей властью по сравнению с Вами. Используйте следующие методы: 1. Определите, чего хочет оппонент – контролировать ситуацию, достичь конкретной цели, добиться Вашего подчинения. 2. Если его желания и интересы непонятны для Вас, спросите о них. 3. Дайте ему почувствовать устойчивость своего положения, а потом попросите о своем.
Если человек обладает меньшей властью по сравнению с Вами, используйте метод дифференциации вознаграждений.
Основные формы разрешения конфликта:
1. Насилие. Стратегически мало эффективно, поскольку в любом случае ухудшает отношения. Всегда означает взаимный проигрыш. Предполагает «полное уничтожение противника».
2. Разъединение. Эффективно, если возможно в территориальном плане (пространство или время). Может произойти в результате «бегства» одного из участников конфликта. Эффективно, если приведет к исчерпыванию конфликта.
3. Примирение. Возможно в результате выяснения отношений; в результате переговоров; «само собой».
4. С помощью третьей стороны. «Третья сторона» может выбрать поддержку одной из сторон конфликта или занять независимую позицию.В случае поддержки одной из сторон третья прибегает к насилию в виде наказания, социального давления, обращения в СМИ. В случае независимой позиции третья может быть судьей (наказать обоих); арбитром (следить за аргументацией и поединком обоих) или медиатором (постараться затушить конфликт).
При этом надо исходить из того, что деловая стратегия «выигрыш – выигрыш» эффективна всегда; стратегия «выигрыш (ваш) – проигрыш (его)» – эффективна только в экстремальной ситуации; стратегия «проигрыш (ваш) – выигрыш (его)» – эффективна, если у Вас есть тайная причина проиграть; стратегия «проигрыш – проигрыш» – неэффективна всегда.
В любом случае следует помнить: место работы – единственная связь между отдельным человеком и обществом. Развитие этой связи зависит от организационного климата, деятельности руководства, индивидуального поведенческого стиля и способности предотвращать и преодолевать конфликтные ситуации.
План
1. Понятие и природа стресса.
2. Причины и источники стресса.
3. Профилактика стрессов в деловом общении.
4. Индивидуальная
стратегия и тактика
5. Влияние самооценки личности на ее стрессоустойчивость.
1. Понятие и природа стресса
Слово стресс в переводе с английского означает напряжение. В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов).
В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:
1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.
Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожиданное событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения - так называемая доминанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается также одна из важнейших структур промежуточного мозга - гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции - гипофиз. Последний выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний, а также резкое падение работоспособности человека, его жизненной и творческой активности. Стресс - обязательный компонент жизни. Он может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья.
Стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс (истощение, несчастье) - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Следовательно, состояние дистресса фактически соответствует третьей фазе стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться, точнее - стараться не допустить перехода стресса в дистресс.
2. Причины и источники стресса
Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.
Стресс-факторы, связанные с выполнением профессиональных обязанностей.
1) организационные факторы, способные вызвать стресс:
• перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
• конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
• неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
• неинтересная работа;
• плохие физические условия (шум, холод и пр.);
• неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
• плохие каналы обмена информацией в организации и др.
2) организационно-личностные,
выражают субъективно-
• страх не справиться с работой;
• страх допустить ошибку;
• страх быть обойденным другими;
• страх потерять работу;
• страх потерять собственное Я.
Стрессогенны
также и неблагоприятный морально-психологический
климат в коллективе, неразрешенные конфликты,
отсутствие социальной поддержки и т.д.
К этому букету стрессоров организационно-
3. Профилактика стрессов в деловом общении
Значительную часть стрессов человек получает в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов выделяются для руководителей и подчиненных.
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
1) Чаще задумываться
над точностью оценки
2) Не пренебрегать
бюрократией, то есть четким определением
функций, полномочий и пределов
ответственности работников. Это
предотвратит массу мелких
3) Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа.
4) Чаще демонстрировать
свое доверие и поддержку
5) Использовать
стиль руководства, соответствующий
конкретной производственной
6) При неудачах
сотрудников оценивать в
7) Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
8) Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
9) Не упускать из виду правил конструктивной и этичной критики.
10) Периодически
задумываться о способах
Рекомендации по минимизации стрессов для подчиненных.
1) Если вас
не устраивают условия и
2) Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством.
3) Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем.
4) Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать нет. Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа.
5) Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
6) Ставьте на
обсуждение проблему
7) При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
8) Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах.
9) Старайтесь
не смешивать личные и
4. Индивидуальная стратегия и
тактика стрессоустойчивого
В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основных элемента:
• оценку стрессогенного события;
• физиологические и биохимические сдвиги в организме;
• изменение поведения человека.
Основой стрессоустойчивой жизненной стратегии является поисковая активность, проявляемая в социально приемлемых формах. Это есть главный способ адаптации к современному быстроменяющемуся миру и одновременно главное средство совершенствования самих себя. Пользоваться принципом поисковой активности следует осторожно, помещая его в рамки общего отношения к жизненным ценностям. Если жизнь складывается не так, как хотелось бы, если не удается соответствовать общепринятому образцу успешного и благополучного человека, поневоле начинает накапливаться некое раздражение, растут претензии к внешнему миру и самому себе. В такой ситуации бывает полезно внимательно проанализировать, насколько рациональны наши исходные убеждения в том, как должен быть устроен окружающий социальный мир.
5. Влияние самооценки личности на ее стрессоустойчивость
Несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше.
Лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующий уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка. Так в жизненной стратегии - обозначаемые цели должны быть чуть выше наших сегодняшних возможностей, чтобы был стимул развития. Но они не должны быть недостижимыми.