Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:40, реферат
Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Введение
Глава 1. Психологические процессы человека
1.1 Восприятие
1.2 Внимание
1.3 Мышление
1.4 Речь
Глава 2. Психологические состояния человека
2.1 Чувства
2.2 Аффекты
2.3 Настроения
2.4 Стрессы
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические процессы человека
1.1 Восприятие
1.2 Внимание
1.3 Мышление
1.4 Речь
Глава 2. Психологические состояния человека
2.1 Чувства
2.2 Аффекты
2.3 Настроения
2.4 Стрессы
Заключение
Список литературы
Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Человек не только познает
действительность в процессах восприятия,
памяти, воображения и мышления,
но вместе с тем и относится
так или иначе к тем или
иным фактам жизни, испытывает те или
иные чувства по отношению к ним.
Основные эмоциональные состояния,
которые испытывает человек, делятся
на собственно эмоции, чувства и
аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают
процесс, направленный на удовлетворение
потребности, имеют идеаторный характер
и находятся как бы в начале
его. Эмоции и чувства выражают смысл
ситуации для человека с точки
зрения актуальной в данный момент
потребности, значение для ее удовлетворения
предстоящего действия или деятельности.
Эмоции могут вызываться как реальными,
так и воображаемыми
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Можно привести несколько вариантов определения понятия «восприятие»:
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями.
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.1
Уже в акте восприятия всякий
предмет приобретает
В восприятии отражаются предметы
окружающего мира в совокупности
различных свойств и частей. Взаимодействие
системы анализаторов может возникнуть
вследствие воздействия комплекса
раздражителей различных
Именно восприятие наиболее
тесно связано с
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).
Первоначально деятельность
человека направляется и корректируется
воздействием лишь внешних объектов.
Образ неповторим, конкретен и
не передается логикой. Выполнив свою
функцию в регуляции поведения,
некий образ теряет свою непосредственную
чувственную основу и включается
в жизненный опыт человека, приобретая
статус представления. Все, что бы человек
ни воспринимал, неизменно предстает
перед ним в виде целостных
образов. Человек воспринимает в
первую очередь то, что соответствует
его интересам и потребностям.
В этом смысле и говорят, что отражение
целенаправленно и само является
активной деятельностью. С этой точки
зрения восприятие и предстает как
прижизненно формирующаяся
В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий.
Этот синтез может протекать
как в пределах одной модальности,
так и в пределах нескольких модальностей.
В связи со своей целостностью
образ уже способен регулировать
целесообразное поведение. Лишь в результате
такого объединения изолированные
ощущения превращаются в целостное
восприятие, переходят от отражения
отдельных признаков к
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
В свою очередь, целостное
отражение предмета требует выделения
из всего комплекса воздействующих
признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.)
основных ведущих признаков с
одновременным отвлечением (абстракцией)
от несущественных. Скорее всего, на данном
этапе восприятия в формировании
перцептивного образа может принимать
участие мышление. В то же время
следующий этап восприятия требует
объединения группы основных существенных
признаков и сопоставления
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания
воспринимать объекты окружающего
нас мира, мы доказываем то, что наше
отношение к тому, что мы воспринимаем,
имеет большое значение для процесса
восприятия. Предмет может быть интересен
или безразличен для нас, т.е. он
может вызывать у нас различные
чувства. Естественно, что интересный
для нас предмет будет
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:
1. Сосредоточенность (
2. Устойчивость – большая
сопротивляемость отвлечениям,
3. Объем внимания –
количество объектов
4. Распределение – умение
одновременно следить за
5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.
Если лекция преподавателя
интересна по содержанию, то студенты
без всяких усилий, внимательно ее
слушают. Это – проявление так
называемого непроизвольного
Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:
1. Относительная сила раздражителя.
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы. Французский
психолог Т. Рибо особенно
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.
Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.
Если условием появления
непроизвольного внимания являются,
как было сказано, качества внешних
раздражителей и особенности
внутреннего состояния человека
(его потребности, интересы), то для
появления и поддержания
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.