Психологические процессы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психологические процессы человека
1.1 Восприятие
1.2 Внимание
1.3 Мышление
1.4 Речь
Глава 2. Психологические состояния человека
2.1 Чувства
2.2 Аффекты
2.3 Настроения
2.4 Стрессы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология-стресс.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические  процессы человека

1.1 Восприятие

1.2 Внимание

1.3 Мышление

1.4 Речь

Глава 2. Психологические  состояния человека

2.1 Чувства

2.2 Аффекты

2.3 Настроения

2.4 Стрессы

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Человек не только познает  действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится  так или иначе к тем или  иным фактам жизни, испытывает те или  иные чувства по отношению к ним. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся  на собственно эмоции, чувства и  аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают  процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл  ситуации для человека с точки  зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

 

 

Глава 1. Психологические  процессы человека

1.1 Восприятие

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает  свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его  основные виды: восприятие глубины, направления  и скорости движения, времени и  пространства. В результате практического  манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек  обучается воспринимать и оценивать  формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными  сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения  скорости движущихся объектов автоматически  воспроизводятся в ускорениях и  замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Можно привести несколько  вариантов определения понятия  «восприятие»:

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие – не сумма  ощущений, получаемых от того или иного  предмета, а качественно новая  ступень чувственного познания с  присущими ей способностями.

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Сведя все определения  в одно, можно сделать вывод, что:

Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.1

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в  определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого  восприятия. В акте восприятия проявляется  взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса  раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием  информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются  образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется  в ряд характеристик, из которых  в дальнейшем при узнавании вновь  реконструируются целостные отображения  объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между  разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов  или явлений, для которых нет  специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной  организации этого психического процесса.

Построение образа воспринимаемого  объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта  происходит видоизменение структуры  действий с объектом (за счет погружения).

Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и  не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек  ни воспринимал, неизменно предстает  перед ним в виде целостных  образов. Человек воспринимает в  первую очередь то, что соответствует  его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение  целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки  зрения восприятие и предстает как  прижизненно формирующаяся система  предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней.

В связи с тем, что в  образе отражены одновременно такие  разные свойства объекта, как его  размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно  сказать, что это целостное и  обобщенное представление объекта  – результат синтеза многих отдельных  ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление  о последствиях этих действий.

Этот синтез может протекать  как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Лишь в результате такого объединения изолированные  ощущения превращаются в целостное  восприятие, переходят от отражения  отдельных признаков к отражению  целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания  всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального  мира в совокупности всех его свойств  или целостное отображение предмета.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более  высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень  часто называют перцептивной системой человека.

В свою очередь, целостное  отражение предмета требует выделения  из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с  одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать  участие мышление. В то же время  следующий этап восприятия требует  объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает  как результат сложной аналитико-синтетической  работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное  целое. Поэтому скорость узнавания  или отражения объекта реального  мира во многом определяется тем, насколько  восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение  этого объекта).

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот  или иной предмет, сознание необходимости  или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания  воспринимать объекты окружающего  нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен  или безразличен для нас, т.е. он может вызывать у нас различные  чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Таким образом, необходимо сделать  вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

 

1.2 Внимание

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или  деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность  предполагает отвлечение от всего, что  не имеет отношения к этому  объекту.

Внимание обуславливает  успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в  психике. Объект внимания оказывается  в центре нашего сознания, все остальное  воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может  меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться  вне других процессов. Мы внимательно  или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных  психических процессов.

Внимание имеет некоторые  особенности, которые у разных людей  проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта  и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая  сопротивляемость отвлечениям, благодаря  чему человек длительное время  может быть сосредоточен на  каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания –  количество объектов воспринимаемых  одновременно.

4. Распределение – умение  одновременно следить за несколькими  предметами или за выполнением  различных действий.

5. Переключение – сознательное  перемещение внимания на новый  объект.

Если лекция преподавателя  интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так  называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько  причин:

1. Относительная сила  раздражителя.

2. Неожиданность раздражителя.

3. Движущиеся предметы. Французский  психолог Т. Рибо особенно выделял  этот фактор, он считал, что именно  благодаря целенаправленной активизации  движений происходит концентрация  и усиление внимания на предмете.

4. Новизна раздражителя.

5. Контрастные предметы  или явления.

6. Внутреннее состояние  человека.

Иной характер имеет так  называемое произвольное внимание. Оно  возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Психологи еще третий вид  внимания, которое возникает после  определенных волевых усилий, но когда  человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться  на ней. Такое внимание советский  психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно  приходит на смену обычному произвольному  вниманию.

Если условием появления  непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних  раздражителей и особенности  внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для  появления и поддержания произвольного  внимания необходимо сознательное отношение  к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение  имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем  не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей  со слабо развитой волей, которые  не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

 

1.3 Мышление

 

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается  отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос  знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую  обобщенную схему.

Информация о работе Психологические процессы человека