Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:40, реферат
Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Введение
Глава 1. Психологические процессы человека
1.1 Восприятие
1.2 Внимание
1.3 Мышление
1.4 Речь
Глава 2. Психологические состояния человека
2.1 Чувства
2.2 Аффекты
2.3 Настроения
2.4 Стрессы
Заключение
Список литературы
Следует отметить, что любое
чувство может в некоторых
случаях переживаться в аффективной
форме. Например, наблюдаются случаи
аффективного восторга на стадионах
или в зрительном зале при выступлении
какого-нибудь вокально-инструментального
ансамбля. Нередки случаи эксцессов
в таких ситуациях, имеющих драматические
последствия (истерические припадки, драки
и т.д.). Хорошо изучены в психологии
и еще лучше описаны в
Итак, аффект – это кратковременное,
бурно протекающее состояние
сильного эмоционального возбуждения,
возникающее в результате фрустрации
(эмоционально тяжелое переживание
человеком своей неудачи, сопровождающееся
чувством безысходности, крушения надежд
в достижении определенной желаемой
цели) или какой-либо иной, сильно действующей
на психику причины, обычно связанной
с неудовлетворением очень
Настроение представляет
собой общее эмоциональное
Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает свой отпечаток и на умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения), и на особенности движений и действий человека, влияя даже на продуктивность выполняемой работы.
На настроение влияют весьма различные причины, например удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека.
Настроение человека в большой степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Занятия физкультурой и спортом очень полезны для улучшения настроения, но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная поддержка близких людей.
Причины того или иного
настроения не всегда ясны переживающему
его человеку. Так, дурное настроение
может быть связано с невыполненным
обещанием, не написанным, хотя и обещанным
письмом, незаконченным делом. Хотя
человек может не осознавать этого
и говорить, что у него «просто»,
«неизвестно почему» плохое настроение.
Все это исподволь гнетет человека,
поэтому важно уметь
Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния или эмоциональный стресс.
Эмоциональный стресс является
комплексным процессом, включающим
физиологические и
При физиологическом стрессе
организм человека не только отвечает
защитной реакцией (изменением адаптивной
активности), но и дает комплексную
обобщенную реакцию, часто мало зависящую
от специфики воздействующего
Действие стресса может
быть усиливающимся или
Стрессорами могут быть не
только сильные реально действующие
раздражители, но и представляемые,
воображаемые, напоминающие о горе,
угрозе, страхе, страсти, а также
другие эмоциональные состояния. Стресс
как бы перераспределяет и усиливает
физические и психические резервы
человека. Однако различные перенапряжения
не проходят для человека бесследно:
снижаются адаптационные
Обычно в стрессе выделяют
три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации
и фаза истощения. На первой фазе организм
функционирует с большим
У одних людей при стрессе
активность деятельности продолжает расти,
наблюдается повышение общего тонуса
и жизнедеятельности, уверенности
в себе, собранности и
У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.
Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник - информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.
Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.
Следует иметь в виду,
что, несмотря на тесное взаимодействие
мышления и речи, эти два феномена
— не одно и то же. Мыслить —
это не значит говорить вслух или
про себя. Свидетельством этому может
служить возможность
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним.
Чувства - особое испытываемое
субъектом психическое
1 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
2 Немов Р.С. Психология. Учебник – М.: ВЛАДОС, 1999.
3 Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления - М.: Изд-во МГУ, 1981. С.90
4Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982. С. 104