Психологические процессы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психологические процессы человека
1.1 Восприятие
1.2 Внимание
1.3 Мышление
1.4 Речь
Глава 2. Психологические состояния человека
2.1 Чувства
2.2 Аффекты
2.3 Настроения
2.4 Стрессы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология-стресс.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что любое  чувство может в некоторых  случаях переживаться в аффективной  форме. Например, наблюдаются случаи аффективного восторга на стадионах  или в зрительном зале при выступлении  какого-нибудь вокально-инструментального  ансамбля. Нередки случаи эксцессов  в таких ситуациях, имеющих драматические  последствия (истерические припадки, драки  и т.д.). Хорошо изучены в психологии и еще лучше описаны в художественной литературе аффективные переживания  «безумной» любви. Даже научные открытия после многолетних упорных исканий  иногда сопровождаются бурной вспышкой торжества и радости. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какое чувство переживается человеком и насколько человек владеет собой при аффективном состоянии.

Итак, аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние  сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (эмоционально тяжелое переживание  человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей  на психику причины, обычно связанной  с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

 

2.3 Настроения

 

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного  времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или  печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или  легкомысленное, раздражительное или  добродушное и т.д. Находясь в  плохом настроении, человек реагирует  на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом  настроении.

Обычно настроения характеризуются  безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает  значительную интенсивность. Тогда  оно накладывает свой отпечаток  и на умственную деятельность (на ход  мыслей, легкость соображения), и на особенности движений и действий человека, влияя даже на продуктивность выполняемой работы.

На настроение влияют весьма различные причины, например удовлетворенность  или неудовлетворенность всем ходом  жизни, в частности тем, как складываются отношения на работе, в семье, в  школе, как разрешаются всяческие  противоречия, возникающие на жизненном  пути человека.

Настроение человека в  большой степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности  от состояния нервной системы  и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Занятия физкультурой и спортом очень полезны для  улучшения настроения, но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная  поддержка близких людей.

Причины того или иного  настроения не всегда ясны переживающему  его человеку. Так, дурное настроение может быть связано с невыполненным  обещанием, не написанным, хотя и обещанным  письмом, незаконченным делом. Хотя человек может не осознавать этого  и говорить, что у него «просто», «неизвестно почему» плохое настроение. Все это исподволь гнетет человека, поэтому важно уметь разбираться  в своих настроениях, чтобы по возможности устранять объективные  причины подобных состояний.

 

2.4 Стрессы

 

Особую форму переживания  чувств, близкую по своим психологическим  характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния или эмоциональный  стресс.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические  компоненты. Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные  воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и  сложные ситуации: необходимость  быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.

При физиологическом стрессе  организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и дает комплексную  обобщенную реакцию, часто мало зависящую  от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может  быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще. Стресс может дать улучшение ряда психологических  и физиологических показателей: интенсифицировать соматические возможности  человека, улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки. Он может  сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и  т.д.

Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие  раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также  другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает  физические и психические резервы  человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления  ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность  и устойчивость по отношению к  конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются  и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза - истощение - становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе  активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности  в себе, собранности и целеустремленности.

У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить  внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты  по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические  состояния. Их основной источник - информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей  вины, приписывание себе ответственности  даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Для снятия состояния напряженности  необходим тщательный анализ всех компонентов  стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося  факта.

 

Заключение

 

Таким образом, необходимо сделать  вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться  вне других процессов. Мы внимательно  или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных  психических процессов.

В мышлении устанавливается  отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос  знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую  обобщенную схему.

Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и то же. Мыслить —  это не значит говорить вслух или  про себя. Свидетельством этому может  служить возможность высказывания одной и той же мысли разными  словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы  выразить свою мысль. Несмотря на то что  возникшая у нас мысль нам  самим понятна, часто для ее выражения  мы не можем найти подходящую словесную  форму.

Человек не только познает  действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится  так или иначе к тем или  иным фактам жизни, испытывает те или  иные чувства по отношению к ним.

Чувства - особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в  единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о  чувстве как особом эмоциональном  состоянии человека. Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства  и аффекты. Они включены во все  психические процессы и состояния  человека.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психодиагностику. - Брест, 1993.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Нау­ка, 1977. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  3. Вицлак Г. Основы психодиагностики / Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986.
  4. Гамезо М.В. Курс психологии. Москва, Просвещение, -- 1967 г.
  5. ГодфруаЖ. Что такое психология. T.I. M.: Мир, 1992
  6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989.
  7. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: 1980.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.
  10. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  11. Общая психодиагностика - под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина - М., 1987.
  12. Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах. Москва, Педагогика, -1985 г., т.2
  14. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  15. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
  16. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления - М.: Изд-во МГУ, 1981.
  17. Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991.
  18. Экспериментальная психология/Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. 1—2. М.: Прогресс, 1966.

 

1 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

2 Немов Р.С. Психология. Учебник – М.: ВЛАДОС, 1999.

3 Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления - М.: Изд-во МГУ, 1981. С.90

4Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982. С. 104


Информация о работе Психологические процессы человека