Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:40, реферат
Психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Введение
Глава 1. Психологические процессы человека
1.1 Восприятие
1.2 Внимание
1.3 Мышление
1.4 Речь
Глава 2. Психологические состояния человека
2.1 Чувства
2.2 Аффекты
2.3 Настроения
2.4 Стрессы
Заключение
Список литературы
Мышление, являясь идеальным
отражением действительности, имеет
материальную форму своего проявления.
Механизмом мышления человека является
скрытая, беззвучная, внутренняя речь.
Она характеризуется скрытой, незаметной
для человека артикуляцией слов, микродвижениями
органов речи. Последние связаны
с возбуждениями в
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.2
Мышление дает ответ на
такие вопросы, которые нельзя разрешить
путем непосредственного, чувственного
отражения. Так, осматривая место происшествия,
следователь находит некоторые
следы прошедшего события. Устанавливая
существенные, неизбежно повторяющиеся
взаимосвязи между ними, следователь
путем логического мышления реконструирует
возможный ход событий. Эта реконструкция
происходит опосредствованно, путем
понимания связей между внешними
проявлениями и сущностью того, что
происходило в
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.3
В психологии принято разделять
понятия «язык» и «речь». Язык —
это система условных символов, с
помощью которых передаются сочетания
звуков, имеющих для людей определенное
значение и смысл. Язык вырабатывается
обществом и представляет собой
форму отражения в общественном
сознании людей их общественного
бытия. Язык, формируясь в процессе
общения людей, вместе с тем является
продуктом общественно-
Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
Основное предназначение
языка заключается в том, что,
являясь системой знаков, он обеспечивает
закрепление за каждым словом определенного
значения. Любое значение слова —
это всегда обобщение. Если мы говорим
слово «машина», то это слово объединяет
целую систему предметов, например
автомашины всех разновидностей и любых
моделей или какие-либо механические
устройства, выполняющие определенные
операции. В то же время данное слово
может обозначать конкретный предмет,
причем мы отчетливо осознаем, о
каком предмете идет речь, что обеспечивает
возможность общения между
В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово, как мы говорили, есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст. Так, в примере с машиной мы конкретизировали понятие «машина», указав на пространственно-временные характеристики интересующего нас предмета и показав с помощью вопроса «Что это за машина?» то, что нас интересует именно сам предмет. Если бы мы спросили: «Чья это машина?», то тем самым собеседнику было бы ясно, что нас интересует не сам предмет, а то, кому он принадлежит.4
Кроме содержания, передаваемого
посредством словесных
И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Когда мы спросили о машине, то тем самым показали собеседнику, что нас интересуют марки автомобилей и все, что с ними связано. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла. Например, мы произнесли вопрос об автомобиле, зная об увлечении нашего собеседника автомашинами, и тем самым предприняли попытку изменить тему разговора или еще больше расположить собеседника к себе, показав ему, что нас интересуют те же проблемы, что и его.
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце.
Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Чувства - особое испытываемое
субъектом психическое
Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий, и мы говорим: приятный человек, неприятный привкус, страшный бык, смешное выражение, нежная листва, веселая прогулка и т.д. Нередко этот чувственный тон оказывается следствием прежних сильных переживаний, отголосков прошлого опыта. Иногда он служит показателем того, удовлетворяет или не удовлетворяет предмет человека, успешно или неуспешно протекает деятельность. Например, одна и та же геометрическая задача может сопровождаться разными чувствами в зависимости от успешности ее решения.
Аффекты — это особо
выраженные эмоциональные состояния,
сопровождаемые видимыми изменениями
в поведении человека, который
их испытывает. Аффект не предшествует
поведению, а как бы сдвинут на
его конец. Это реакция, которая
возникает в результате уже совершенного
действия или поступка и выражает
собой его субъективную эмоциональную
окраску. С точки зрения того, в
какой степени в итоге
Аффекты способствуют формированию
в восприятии так нарываемых аффективных
комплексов, выражающих собой целостность
восприятия определенных ситуаций. Развитие
аффекта подчиняется следующему
закону: чем более сильным является
«исходный мотивационный стимул
поведения и чем больше усилий
пришлось затратить на то, чтобы
его реализовать, чем меньше итог,
полученный в результате всего этого,
тем сильнее «возникающий аффект.
В отличие от эмоций и чувств аффекты
протекают бурно, быстро, сопровождаются
резко выраженными
Аффект полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными и тем самым образуя обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения.
Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко изменяется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители, не вошедшие в комплекс, осознаются недостаточно - и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Вместе с тем может иметь место и облегчение перехода к неуправляемым действиям, и полное оцепенение. Поскольку аффект захватывает человека целиком, то, если он получает выход в какой-нибудь деятельности, даже не относящейся непосредственно к объекту аффекта, он ослабляется иногда до такой степени, что наступает упадок сил, безразличие. Регулирующая, приспособительная функция аффектов состоит в формировании специфического ответа и соответствующего следа в памяти, определяющего в дальнейшем избирательность по отношению к ситуациям, которые прежде вызывали аффект.
Аффектами называются эмоциональные
процессы, быстро овладевающие человеком
и бурно протекающие. Они характеризуются
значительными изменениями
Развитие аффекта
В начале аффективного состояния
человек не может не думать о предмете
своего чувства и о том, что
связано с ним, невольно отвлекаясь
от всего постороннего, даже практически
важного. Выразительные движения становятся
все более и более