Психологические технологии развития бизнес-мышления в части развития потребительской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 17:04, реферат

Описание работы

Технологии бизнес-мышления должны быть направлены на глубокий анализ потребительской культуры, на изучение поведение потребителя на рынке товаров и услуг преимущественно с точки зрения психологической науки.
Бизнес-мышление призвано понимать мотивацию и поведение потребителя и учитывать их при разработке товаров и мероприятий по их продвижению на рынок- это не вопрос выбора, а абсолютная необходимость для выживания в условиях жесточайшей конкуренции и экономического кризиса.
Наиболее применяемыми в практике анализа и исследований потребностей потребителей являются 4 метода получения первичной информации, которые применяются в психологии: наблюдение, эксперимент, опрос и метод фокус-групп.

Содержание работы

Введение
1. Психологические технологии развития бизнес-мышления в части развития потребительской культуры
2. Технологии повышения культуры потребления алкоголя
Заключение
Список литературы и интернет ресурсов

Файлы: 1 файл

Реферат- псих.технологии развития бизнес-мышления.docx

— 106.26 Кб (Скачать файл)

Российская международная академия туризма

Московский филиал

 

 

 

 

Реферат по учебной дисциплине

«Психология»

Тема:

«Психологические технологии развития бизнес-мышления в части развития потребительской культуры»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2-го курса

Соколова Анастасия

 

 

 

 

                                       

 

                                    Москва 2014

 

                                 План реферата

 

Введение

 

 

  1. Психологические технологии развития бизнес-мышления в части развития потребительской культуры

 

 

2. Технологии повышения культуры потребления алкоголя

 

 

Заключение

 

 

Список литературы и интернет ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В. Д. Симоненко и Т. А. Степченко определяют потребительскую культуру как «совокупность исторически сложившегося уровня потребностей человека, умение и возможность разумно  
удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей».

В широком смысле слова под культурой потребления понимается совокупность достижений общества в области организации потребления населения, обеспечения его разумных пределов.

В узком смысле слова культура потребления рассматривается как нравственное отношение общества и отдельных членов к потреблению различных материальных благ, умение его рационализировать, экономно и бережно относиться к потребительским товарам.

Одним из проявлений потребительской культуры является структура товаров, потребляемых на рынке. Есть культура потребления жилищ, одежды, пищи, автомобилей, алкоголя. Алкоголь, к примеру, потребляют повсеместно. Однако в разных странах структура потребления алкоголя сильно отличается. Так, выделяют страны с водочной, винной и пивной культурами.

Потребительская культура творится как непосредственно людьми, так и с помощью социальных институтов- государства, бизнеса, церкви и т.д.

Например, скандинавские страны ранее были странами «водочной» культуры. Однако, в результате целенаправленных действий государства и бизнеса здесь во второй половине 20 века резко возросла доля пива и вина при одновременном сокращении потребления водки и других крепких спиртных напитков.

В России особенно заметны сдвиги в пользу «пивной» культуры в молодежной среде.

 

1. Психологические технологии развития бизнес-мышления в части развития потребительской культуры

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь, предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.

Л.П. Кураков обращает внимание на неразрешимое противоречие в развитии человеческой деятельности и человеческих потребностей, “когда развитие потребностей вызывает к жизни новые виды деятельности, а последние, в свою очередь, обуславливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности”.

Снижение в последнее десятилетие темпов экономического роста, сокращение крупных промышленных рынков изменили образ жизни потребителя и вынудили его сократить потребление.

Многие эксперты предсказывают глобализацию замедления темпов экономического роста и даже всемирный экономический застой.

Эти факторы, несомненно, оказывают влияние на одну из самых актуальных областей применения бизнес-мышления - на маркетинг.

Ведь если у компании нет клиентов, кому она будет продавать свою продукцию?

Бизнесу в сегодняшней ситуации уже нельзя мыслить так, как это он делал ранее.

Нельзя просто предлагать товары или услуги, удовлетворяющие потребности лучше, чем те товары, которые предлагают конкуренты.

Нужно рассматривать потребности потребителя не как врожденные, а как сформированные обществом и рынком.

Чтобы оказывать влияние на потребительскую культуру и развивать ее, технологии бизнес-мышления должны изучать существующие и прогнозировать будущие нужды, запросы и предпочтения потенциальных потребителей, выявлять факторы, влияющие на изменение запросов и предпочтений, на поведение потребителей на рынке в целом, выявлять причины возникновения неудовлетворенных потребностей.

Технологии бизнес-мышления должны быть направлены на глубокий анализ потребительской культуры, на изучение поведение потребителя на рынке товаров и услуг преимущественно с точки зрения психологической науки.

Бизнес-мышление призвано понимать мотивацию и поведение потребителя и учитывать их при разработке товаров и мероприятий по их продвижению на рынок- это не вопрос выбора, а абсолютная необходимость для выживания в условиях жесточайшей конкуренции и экономического кризиса.

Наиболее применяемыми в практике анализа и исследований потребностей потребителей являются 4 метода получения первичной информации, которые применяются в психологии: наблюдение, эксперимент, опрос и метод фокус-групп. 

1.Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством систематического описания поведения наблюдаемых.

При этом не производится никакого контроля над теми факторами, которые влияют на процесс, находящийся под наблюдением. 
     Наблюдение может проводиться как открыто, так и скрытно.

Поскольку осведомленность объекта исследования о нахождении его под наблюдением может повлиять на его поведение и в этом случае может расцениваться как установление с ним контакта, на практике, как правило, проводятся скрытые наблюдения.

При этом в качестве орудия исследования используются скрытые камеры и специальные зеркала.

К достоинствам этого метода относятся, во-первых, его простота и, следовательно, относительная дешевизна, а, во-вторых, исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователями. 
    Основной недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов наблюдения и процессы принятия ими решений, а, следовательно, они могут быть неправильно истолкованы наблюдателями.

Кроме того, наблюдение как метод исследования не может распространяться на разные ситуации, т.е. не может гарантировать получение достоверных данных.

Поэтому обычно наблюдение применяется в основном при проведении исследований, носящих предварительный характер, направленных на конкретизацию проблем, стоящих перед исследователями. 
          2. Эксперимент представляет собой метод сбора информации по установлению причинно-следственных связей, путем изменения одних условий и фиксирования других условий. 
    Целью исследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.

Для обеспечения достоверности результатов эксперимента значения всех факторов, кроме исследуемого, должны оставаться неизменными.

При необходимости исследования нескольких факторов может потребоваться серия экспериментов.

К достоинствам этого метода относятся, прежде всего, его объективный характер, возможность установления причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов, а также выделение отдельных переменных в качестве причин определенного явления.

Недостатки такого метода заключаются в трудности контроля над всеми факторами маркетинга в естественных условиях, с одной стороны, и сложности воспроизведения обычного поведения человека в лабораторных условиях, с другой стороны.

Кроме того, проведение эксперимента сопряжено, как правило, с гораздо большими издержками, чем наблюдения, и особенно при необходимости исследования нескольких факторов маркетинга.

Кроме того, в условиях проведения эксперимента часто нет возможности использовать результаты исследования других условиях работы. 
          3. Опрос, под которым понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования.

В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.

Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и предположительно о его поведении в прошлом и намерениях в будущем

К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

Причины возможного искажения информации следующие: труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых может привести либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой категории опрашиваемых; отказы опрашиваемых участвовать в опросе; неискренность или пристрастность опрашиваемых; неискренность или пристрастность интервьюера; неадекватные технологии подготовки опросников; некорректно составленные вопросы.          

4.Фокус-группы - самый распространенный метод исследований. Метод фокус-групп - один из качественных методов социально-психологических исследований - представляет собой групповое целенаправленное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и ориентированное на получение от ее участников "субъективной информации" о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности. 
          На содержательном уровне это может быть что угодно: например, конкретные товары, различные услуги, программы, реклама.

  С помощью тестирования в фокус-группах производители создают новые торговые марки.

Потратив несколько тысяч долларов на исследования, компании экономят сотни тысяч, которые могли быть потрачены на красивые, но ошибочные идеи.

Фокус-группа представляет собой модель существующих или потенциальных потребителей тестируемого товара. Под руководством специалиста-модератора участники группы обсуждают предложенный товар, торговую марку и способ ее продвижения, высказывают свои положительные или отрицательные оценки.

Фокус-группа показывает общее отношение потребителя к предлагаемым продуктам, марке или идее (приятие/неприятие и мотивы).

Однако маркетологи не рекомендуют на основе этих данных выводить процентные соотношения и другие численные показатели. Для этого специалисты советуют после фокус-группы провести количественное исследование (анкетирование).

Для проведения фокус-групп, участников делят по демографическим параметрам, на мужские и женские группы, по уровню дохода, по другим признакам, влияющим на потребительский выбор.

Для "чистоты эксперимента", как правило, образуют две возрастные группы (как правило, 25-35 лет и 36-45 лет), чтобы избежать эффекта влияния мнения старшего.

С той же целью при отборе "отсекаются" работники сферы торговли и сотрудники предприятий, выпускающих продукцию данного вида.

Основные этапы процедуры фокус-групп:

1.определение места и времени проведения фокус групп;

2.обеспечение необходимого технического оснащения;

3.выработка критериев отбора участников;

4.подготовка порядка задавания вопросов;

5.выбор методических приемов в зависимости от планируемого уровня обсуждения полученной информации;

6.подготовка материалов, необходимых для использования конкретных методик;

7.обработка и интерпретация данных;

8.представление результатов в заранее оговоренных формах.

Длительность фокус-групп в зависимости от цели исследования колеблется от 1,5 до 3,5 часов. Как правило, для их проведения выбирается время, наиболее удобное для респондентов. 
          Участие в группе - это довольно интенсивная умственная нагрузка для участников, поэтому очень важно, чтобы они пришли на дискуссию отдохнувшими, успокоенными и даже сытыми.

Стандартное количество участников фокус группы 7-9 человек (меньше - зауженный спектр мнений, больше - потеря контроля над проведением дискуссии).

Критерии отбора участников для фокус-группы определяются целями исследования и зависят от множества факторов конкретной ситуации: социально-демографических, статусных, материальных, психологических, культурных, исторических и других.

Однако, как показывает современный опыт, фокус-группы не всегда являются эффективными методами работы и сбора клиентской информации, поскольку:

1.Анализ полученных данных часто осуществляется под влиянием предыдущего опыта менеджеров, их ожиданий относительно потребления того или иного продукта.

Информация о работе Психологические технологии развития бизнес-мышления в части развития потребительской культуры