Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:44, дипломная работа
Актуальность исследования: Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что эффективность деятельности органов и подразделений уголовно-исполнительной системы во многом зависит от межличностных отношений объединения людей, именуемых коллективом, ориентированных на решение поставленных задач и достижение общей цели. Успешность всего коллектива всецело определяется результатами работы входящих в него членов, а устойчивая духовная атмосфера или настрой коллектива, проявляющийся в отношениях людей друг к другу и в отношении к общему делу, выступают важными условиями «здорового климата в коллективе».
Введение
Глава I. Анализ условий благоприятного психологического климата в коллективе.
. Понятие психологического климата и его основные характеристики.
. Факторы, определяющие состояние психологического климата.
. Методы формирования благоприятного климата в коллективе.
Особенности формирования психологического климата в коллективе сотрудников учреждения УИС.
Вывод по первой главе.
Глава II. Эмпирическое исследование психологического климата сотрудников коллектива учреждения уголовно- исполнительной системы.
2.1 Цель, задачи, методы исследования условий благоприятного психологического климата в коллективе сотрудников учреждения.
2.2 Характеристика основных этапов исследования психологического климата коллектива учреждения уголовно-исполнительной системы.
2.3 Обработка и анализ полученных результатов.
2.4 Программа тренинга по коррекции психологического климата коллектива учреждения уголовно-исполнительной системы.
Заключение.
Список использованной литературы.
Психологический климат коллектива характеризуется объективными и субъективными показателями результативности.
К объективным показателям психологического климата можно отнести: результаты профессиональной деятельности, соблюдение дисциплины и правопорядка. Данные параметры отражают реальное состояние «не психологических» показателей, так называемую «исполнительскую дисциплину» в коллективе в свою очередь являющихся результатом психологического климата.
К субъективным показателям, отражающим психологическое состояние климата, относятся: удовлетворенность трудом и результатами профессиональной деятельности, взаимоотношения в коллективе, стиль руководства, деструктивные психические состояния сотрудников.
В этих показателях
выражаются особенности восприятия
и понимания сотрудниками различных
сторон жизнедеятельности коллектива,
степень удовлетворенности
В психологии существует ряд признаков, по которым косвенно можно судить о психологическом климате в коллективе, и относят к ним:
- уровень текучести кадров;
- производительность труда;
- качество продукции;
- количество прогулов и опозданий;
- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
- выполнение работы в срок или с опозданием;
- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
- частота перерывов в работе.
В зависимости
от признаков характеризующих
Эффективность
принятия мер направленных на создание
благоприятного психологического климата
выражается в удовлетворенности
трудом каждого сотрудника и может
рассматриваться как
Для благоприятного психологического климата свойственно:
- преобладание делового настроения в течение всего рабочего времени;
- чувство групповой сплоченности и взаимовыручки;
- высокий уровень
профессиональной
- деловые, доброжелательные отношения между руководством и подчиненными;
- равномерное распределение объема работы и нагрузки на каждого члена коллектива;
- своевременность
и объективность разрешения
- справедливость в оценке деятельности членов коллектива, а так же распределения вознаграждений, участие в решении материальных социальных проблем;
- конструктивная критика и самокритика;
- коллективное
обсуждение вариантов
- взаимозаменяемость при решении поставленных задач.
В качестве критериев, характеризующих благоприятный психологический климат, О. Жданов выделяет: «оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.»5.
Неблагоприятный психологический климат характеризуется:
- частыми нарушениями дисциплины, выражающимися в опозданиях и длительных отсутствиях на работе;
- неуважительным
отношением к мнению
- неточными и несвоевременными выполнениями решений и приказов руководства;
- распространениями сплетен о других сотрудников;
- необоснованными
отказами от работы в
- частыми конфликтами
между сотрудниками и
- высокой текучестью кадров;
- низкой активностью при
обсуждении служебных и
Как отмечает О.Жданов:
«Неблагоприятный климат характеризуют
пессимизм, раздражительность, скука,
высокая напряженность и конфли
По нашему мнению состояние психологического климата коллектива однозначно находится во взаимозависимости от «личностных» психологических особенностей, в том числе:
- психологических особенностей каждого члена коллектива;
- состояния коллективного сознания,
- особенностей взаимодействия людей,
- эмоционально-психологического
настроя группы и его
- психологического единства группы,
- взаимоотношений
между членами группы и
- характера и активности руководства.
Индивидуально-психологические
особенности каждого члена
Для формирования
того или иного
Нередко взаимодействия между двумя и более членами коллектива приводят к образованию неформальных групп, которые могут, как способствовать, так и препятствовать достижению задач поставленных перед коллективом. Это зависит от установок, ценностей и норм членов коллектива.
Во взаимоотношениях членов коллектива, оказывающих значительное влияние на формирование психологического климата, следует выделить неофициальные контакты, предпосылками, возникновения которых являются:
- территориальное
положение членов коллектива. Так,
территориальное разделение
- численность
коллектива. Так в коллективах
с небольшой численностью
- состав трудового коллектива. Так высокая степень однородности по полу, возрасту, уровню образования, уровню квалификации и наличие на этой основе общности интересов, ценностных ориентаций - важное условие сплочения групп. Более того, в коллективах существует тенденция распадаться на несколько неофициальных групп более однородных по своему составу в зависимости от степени совпадения мнений, оценок, установок, позиций по отношению к явлениям, событиям, наиболее значимым для жизни коллектива.
При определении формирующей важности влияния неофициальных контактов на психологический климат коллектива, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение.
На психологический климат в коллективе воздействует также характер руководства и особенности личности руководителя, оказывающими непосредственное влияние на внутриорганизационные и внутрисистемные факторы, настрой и степень удовлетворенности членов коллектива организацией труда, отношениями друг с другом и общем уровнем организованности в трудовом коллективе.
Состояние психологического климата является показателем управляемости процессами в коллективах и во многом зависит от личности и активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива.
Среди особенностей руководителя, положительно влияющих на сотрудников и климат в коллективе можно выделить: принципиальность и ответственность по отношению к людям и к делу, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, личную дисциплинированность, доброту и отзывчивость.
Среди особенностей отрицательно воздействующих на членов коллектива следует отметить такие черты как: непоследовательность в поведении, эгоизм, корысть и карьеризм, грубость, неуважение интересов других и неумение прислушиваться к чужому мнению.
Е.С.Кузьмин и А.Л.Свенцицкий предложили следующие характеристики руководителя: «непосредственно детерминирующие его отношение к подчиненным и психологическую атмосферу в коллективе:
1) Качества личности руководителя, в которых проявляется его отношение к подчиненным;
2) Авторитет его в глазах членов коллектива;
3) Стиль руководства, характеризующий особенности взаимодействия руководителя с подчиненными в разных ситуациях управления». 7
Таким образом, по нашему мнению,
признаки характеризующие
- показатели результативности влияния психологического климата: объективные и субъективные;
- признаки состояния
- «личностные» психологические
показатели, характеризующие
Следует отметить, что нельзя говорить о качествах личности руководителя в отрыве от коллектива, т.к. коллектив в свою очередь также принимает участие в формировании качеств личности руководителя и даже сам стиль руководства руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Знание составляющих психологического климата, его основных характеристик и особенностей дает возможность дифференцировано подходить к работе по его совершенствованию в конкретном коллективе на основе полного и правильного анализа составляющих климата.
Характер состояния психологического климата в коллективе определяется влиянием определенных факторов, складывающихся в процессе его жизнедеятельности. Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в коллективе и соответственно влиять на психологический климат. Для этого ему следует знать закономерности его формирования и осуществлять управление коллективом с учетом факторов, влияющих на психологический климат, что является важнейшей проблемой в изучении психологического климата.
Исходя из факторов, определяющих состояние психологического климата, по нашему мнению их можно объединить в следующие 6 групп:
К организационным факторам можно отнести: адекватное выполнение профессиональных задач службами и подразделениями организации, разумное распределение информационных потоков, четкое распределение функций между сотрудниками. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу, информационного обеспечения о деятельности организации создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и плетения интриг. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников ведет к росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания создают условия для положительной психологической атмосферы в организации.
Социальные факторы определяются наличием социального пакета для каждого сотрудника, поощрениями, в том числе и в денежном эквиваленте, возможностью повышения квалификации и профессиональной подготовки, продуктивной организацией рабочих мест. От социальных факторов зависят показатели определяющие степень удовлетворенности либо неудовлетворенности работой и существующими отношениями, по которым можно судить о состоянии психологического климата в организации. Удовлетворенность на психологическом уровне выражена соотношением субъективной оценки того, что сотрудник отдает организации и того, что он получает взамен. Она может быть побуждена разными аспектами, наиболее существенными из которых являются: