Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современные научные исследования, изучающие изменения в российском обществе, указывают как на позитивные, так и на негативные стороны трансформаций. Одной из проблем, привлекающих внимание науки и практики последнего периода, стало насилие. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющегося в войнах, террористических актах, криминализации общества. В современном мире расширились границы объекта насилия, охватывающего самые различные слои и группы населения, в том числе семьи с детьми, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, фактами возбуждения судебных дел против своих родителей.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ……. 6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И
ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ..…………………... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И
ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ..…………………... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные научные исследования, изучающие изменения в российском обществе, указывают как на позитивные, так и на негативные стороны трансформаций. Одной из проблем, привлекающих внимание науки и практики последнего периода, стало насилие. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющегося в войнах, террористических актах, криминализации общества. В современном мире расширились границы объекта насилия, охватывающего самые различные слои и группы населения, в том числе семьи с детьми, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, фактами возбуждения судебных дел против своих родителей.
Насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место во всех обществах и во все времена, но не всегда они рассматривались в качестве социальной проблемы.
Программа социальных реформ в РФ как одну из стратегических целей выделила переориентацию социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. Приоритетной задачей названо формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от всех форм насилия. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия. Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает ряд препятствий: отсутствие исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, отсутствие четких определений и теоретической базы, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия.
Практическое и практико-
Таким образом, заявленная
проблема имеет как научно-
Степень научной разработки. Проблеме насилия в семье в современный период, включающей аспекты насильственной преступности по отношению к детям, вопросы их безопасности посвящены работы Н.К. Асановой1. Формированию гуманистических основ и методов взаимодействия в обществе, между поколениями; изучению способов предупреждения и преодоления самой изощренной формы социального насилия – насилия над детьми в семье посвящены работы И. Ф. Дементьевой, В. Н. Кудрявцевой, И. С. Кон, А. В. Наумовой2. Анализ психологических последствий и реабилитации детей – жертв насилия осуществлен в работах О.Е. Булановой, С. И. Голода, Т. Н. Дороновой, О. М. Здравомысловой, Н. О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, Т. Я. Сафоновой, Е. Р. Смирновой, Е. И. Цимбал3.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности факторов насилия в семье.
Объект исследования – семья, а также члены семьи, подвергающиеся насилию.
Предмет исследования – психологические причины, приводящие к насилию в семье, а так же последствия насилия в семье.
Цель исследования. Изучение и анализ насилия в семье, как проблемы социальной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия насилия в семье;
2. Выявить проблемы жестокого обращения внутри семьи, провести анализ формирования насилия.
Теоретико–методологические основы исследования. Составляют подходы, которые позволяют определить роль семьи в деформирующейся социокультурной реальности, анализировать процессы взаимопроникновения личности, семейной группы и общества, основой которых являются позитивные и негативные ценностные стереотипы. Междисциплинарный подход позволил проанализировать разные аспекты насилия: проблемы социокультурной адаптации и социализации личности с точки зрения философии, социологии, психологии, педагогики и других наук.
Системный подход дал возможность раскрывать социализацию личности ребёнка, подвергающегося насилию, как целостного динамического процесса, результатом которого является ущербность личности.
Личностно – деятельностный подход, рассматривающий деятельность как условие полноценного развития и саморазвития личности, позволил определить роль позитивной деятельности в преодолении насилия.
Феноменологический подход позволил выявить значение субъективного опыта в восприятии социальной реальности в процессе социализации детей, подвергающихся насилию. В исследовании учтен принцип детерминизма, раскрывающий объективную закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность насилия, как социального феномена.
Эмпирическая база исследования курсовой работы составляют материалы раннее проведенных исследований отечественных и зарубежных психологов - социологов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ.
Семья обычно рассматривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, противоположное часто оказывается истиной. Насилие широко распространено в семьях.
Насилие в семье – это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного члена семьи по отношению к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей. Насилие в семье – это повторяющийся с увеличением частоты цикл4. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими. Страх порождается молчанием. А молчание порождает новый страх. В настоящий момент времени проблема насилия в семье – это национальная беда и трагедия. Но отсутствие четких определений и теоретической базы, исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия, сводят все на нет. Реакция государства на насилие, как вне дома, так и в пределах семьи является знаковой – государство, допускающее насилие, которое воспринимается, как обыденность, тем самым разлагает и общество, и семью. Терпимость общества ко всякому роду насилия – это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Мы привыкли видеть в средствах массовой информации, на телевидение и в кино, разного рода насилие. Стали относиться к нему спокойно, и не замечать, поэтому в данной сложившейся ситуации, позиция государства представляется особенно важной. Таким образом, политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении женщин и детей в рамках семьи особенно значима. В России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. В то же время
ряд статистических данных свидетельствует, что такой показатель семейного благополучия весьма значителен и у нас. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 30 – 40% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью. Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных социально-экономических аспектов. Факт насилия может вызвать различные нарушения в психосоматической сфере личности, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитого насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую валяющим на дальнейшую жизнь.
В общественном сознании
и СМИ проблема насилия представлена
в очень усеченной и
Джавадов Ф. М. под насилием понимает общественно – опасное, противоправное, умышленное воздействие на организм человека, совершенное против его воли и направленное на вред жизни и здоровью. Сердюк Л. В. считает, что насилие - это внешнее со стороны других лиц умышленное и противозаконное воздействие на человека (или группу лиц), осуществляемое помимо или против его воли и способное причинить ему органическую психическую травму, и ограничить свободу его волеизъявления или действия6. Иванова В. В. определяет насилие как общественно опасное, противоправное физическое или психическое воздействие, совершаемое помимо его воли, представляющее опасность для жизни или здоровья в момент применения, лишение свободы, повлечь причинение вреда здоровью различной степени тяжести или смерть7. А. А. Гуссейнов определяет насилие как: «насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы»8. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю. Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его физическое принуждение. Оно связано со специфическими средствами, представляющими собой прямую или косвенную угрозу жизни, предназначенными для её разрушения и уничтожения. Есть средства, которые сами по себе являются знаком насилия и в определенных случаях достаточны для его идентификации, следует подчеркнуть, что в целом без соотнесения с мотивами, целями определить насилие невозможно. Мотивы и цели в понятии насилия играют настолько большую роль, что в определенных случаях в качестве насильственных могут выступать даже действия направленные на поддержание жизни. Изучение насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о насилии осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом.
Предприняв изучение насилия, получатся разные результаты, зависящие от определения, которое приняли. Некоторые определяют насилие только через противозаконное поведение. Другие особо подчеркивают форму действия и его намерение. Наша современная правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного насилия и ущербом, причиненным по небрежности. Взяв во внимание всё вышесказанное, можно определить насилие как применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Марксизм показал, что систематическое применение насилие в истории связано, прежде всего, с существованием антагонистических классов, т. е. объективным фактором определяем в конечном счёте уровнем развития производительных сил. Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст9.
Существует несколько
основных направлений в
Обычно выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва. Насилие — интерактивный процесс. Для объяснения его необходимо учитывать поведение обеих сторон. Согласие с насилием и готовность к нему является результатом социальной учебы — социализации, рассматриваемой в соответствии с биографическим опытом.
Существует множество теорий преодоления и профилактики насилия, в частности, доказывается положительный эффект сублимации насилия. «Эффект катарсиса», т.е. психологической разрядки, наступающий вследствие действий, замещающих реальное проявление насилие (возможность высказаться, сочинить рассказ, выразить свое отношение к герою киносюжета и т.д.), используется для реорганизации социально опасных поведенческих реакций. Однако смена объекта агрессии не приводит к существенному изменению конфликтной ориентации поведения.
Насилие связано с такими его проявлениями, как садизм и мазохизм.
Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие. «Нравственный мазохизм», являющийся одной из форм мазохизма, проявляется в том, что субъект под влиянием бессознательного чувства вины стремится занять позицию жертвы, прямо не связанную с сексуальным удовольствием10. Садизм рассматривается как сексуальность, которая связана с насилием по отношению к другому человеку. Однако в более широком плане садизм означает и проявление насилия, не связанного с сексуальным удовольствием11.
Информация о работе Психологических причин и последствий насилия в семье