Психологических причин и последствий насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современные научные исследования, изучающие изменения в российском обществе, указывают как на позитивные, так и на негативные стороны трансформаций. Одной из проблем, привлекающих внимание науки и практики последнего периода, стало насилие. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющегося в войнах, террористических актах, криминализации общества. В современном мире расширились границы объекта насилия, охватывающего самые различные слои и группы населения, в том числе семьи с детьми, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, фактами возбуждения судебных дел против своих родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ……. 6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И
ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ..…………………... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по псих.основам.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Факторами риска для  семьи являются:

– неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

– наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

– безработица, постоянные финансовые трудности;

– постоянные супружеские конфликты;

– статус беженцев, вынужденных переселенцев;

– низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

– нежеланный ребенок;  

– умственные или физические недостатки ребенок;

– "трудный" ребенок.

Выделяют ряд причин, почему знакомство с насилием в детстве способствует проявлению агрессии во взрослом возрасте22:

1. Люди, часто видящие  сцены насилия, становятся относительно  индифферентными к агрессивному  поведению. Их способность к  подавлению внутренней агрессивности  может оказаться довольно слабой ввиду отсутствия представления о том, что недопустимо нападать на других людей ради достижения собственных интересов.

2. Большую роль может  играть научение, когда дети учатся  правильным действиям в конкретной  ситуации через наблюдение действий  других людей. Так, мальчики, видя драку взрослых, усваивают, что и они могут решать свои проблемы путем нападения на другого человека.

3. Люди могут также  копировать поступки своих родителей.  Когда матери и отцы били  их в детстве, то этими действиями  они как бы говорили им: «В будущем поступай, как я». Таким образом, они приучали своего сына или дочь к мысли о необходимости строгого наказания ребенка в случае нарушения им существующих правил. Возможно, что при этом они убедили своих детей в том, что агрессия является эффективным способом решения многих проблем. Подводя итоги, необходимо отметить, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования, что приводит к стойким личностным изменениям, формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Пережитое жестокое обращение порождает дальнейшую включенность в качестве жертвы или насильника в так называемый «цикл насилия». В результате семейного насилия, которое не было вовремя остановлено, накапливается материал, который оборачивается против общества в целом. Потребность отреагировать на пережитую боль является одной из основных причин распространения насилия в обществе. Многочисленные исследования показали, что большинство преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического или сексуального насилия. Таким образом, своевременное вмешательство и помощь позволят свести к минимуму влияние факторов риска. Важной составляющей частью этого процесса является повышение уровня осознания обществом всей серьезности последствий семейного насилия.

Сразу нужно добавить, что стычки родителей не обязательно  наносят серьезную душевную травму каждому ребенку. Некоторые дети могут не испытывать серьезных последствий  семейных ссор или, по крайней мере, испытывать их в такой форме, которая не сразу становится понятной постороннему наблюдателю. Но если даже это и так, то открытые столкновения отца и матери могут рассматриваться в качества фактора риска, повышающего вероятность того, что их ребенок, став взрослым, также будет проявлять склонность к агрессии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дети самая незащищенная, уязвимая и полностью  зависящая от взрослых часть общества. Именно по вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. Выделение проблемы насилия в семье в самостоятельную социальную проблему свидетельствует об ее актуальности, необходимости разработки системы профилактических и коррекционных мер, направленных на ее разрешение. Семейное насилие над детьми и жестокое обращение не только создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию отдельного ребенка и даже целых групп детей, но и безопасности общества в целом.

Для предотвращения самого факта насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, а в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужды публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужды новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями.

Можно отметить, что причинами  насилия в семье являются: постоянные финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; "трудный" ребенок.

Важно чётко осознавать, что использование насилия –  не нормально, не законно и, конечно, аморально. Таким образом, только сам партнёр – агрессор в ответе за свои действия. Специалисты в семейной психологии могут помочь таким парам, дав им руки лучший инструмент разрешения конфликтов, только если эти пары действительно хотят остаться вместе и ищут способ улучшения отношений и качества жизни в семье.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Насилие рассматривается  с разных точек зрения, разных ученых. Можно прийти к выводу, что более  распространенным определением считается, что насилие в семье – это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного члена семьи по отношению к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими.

Так же необходимо отметить, что какой бы ни была ситуация насилия, она всегда причиняет ущерб развитию личности. Последствия пережитого насилия для ребенка или взрослого можно структурировать, разделяя их либо на физические (заболевания, тяжелые телесные повреждения), психологические (фобии, ночные кошмары, суицидальные тенденции) и социальные (трудности в межличностных отношениях). Конкретный случай домашнего насилия может включать в себя все четыре вида, несколько или один из них. Данные виды также могут чередоваться во времени и переходить от одного к другому.

В процессе рассмотрения насилия в семье можно сказать  о том, что характерные черты насилия в с каждым последующим разом увеличивается по частоте и степени жестокости; насилие чередуется с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком; при попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

Вероятность того, что  один из членов семьи станет применять  насилие в отношении другого  зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что проблема семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требует решения комплекса задач психологического, педагогического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению семейного насилия и реабилитации пострадавших от него.

Можно сказать, что последствия насилия это «психологическая бомба замедленного действия», которая включает в себя хроническую депрессию, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев, Р. А. Психологическая работа с людьми, подвергшимися семейному насилию / Р. А. Беляев, – М.:2000. 120 с.

2. Буланова, О. Е. Семейная жизнь / Антонова Д. Д, Медков В. М - М. : Изд. МГУ,2004. 135 с.

3. Гуссейнов А. А. Теории сексуального насилия / А. А. Гуссейнов – М.,2001.

4. Дамон, Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Дамон - М., 2000.

5. Дементьева, И. Ф. семейное насилие / В. Н. Кудрявцева // Семейная психология и семейная терапия. – Москва, 2007. 400 с.

6. Егоровскаяа, Е. Ю. Институализация отношений совместного сожительства: дисс… канд.психолог. Наук / Е. Ю. Егоровскаяа. – Н. Новгород, 2005. – 116 с.

7. Зинченко, С. П. Семейные  отношения/ С. П. Зинченко // Огонёк. – 2009.

8. Карабанова, А. А. Причины насилия и агрессии в молодых семьях / А. А. Карабанова – 2007. 37 с.

9. Карцева, Л. В. Психологическая энциклопедия / Л. В. Карцева // Психологические исследования, 2003. № 17.

10. Кольцова, Я. В. Психологический  словарь / Я. В. Кольцова. – М. : 2008.

11. Лэнг, В. В. Молодежь вступает в брак / В. В. Лэнг. – М.,2005.

12. Миллер, Э. В. психология семьи: проблемы становления науки/ Э. В. Миллер: ЦСП, 2003. 35 с.

13. Мода // БСЭ. – 3-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 2002. – Т. 16. – С. 389.

14. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / О. Г. Прохорова; под ред. В. С. Торохтий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. 224 с.

15. Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.12.1995 г.

16. Сиволобов, В. З. Семья. Семейное насилие / В.З. Сиволобов. – СПб. : Дело, 2004. – 208 с.

17. Социальная энциклопедия. - М., 2000. – 173 с.

18. Сулимова, Л. П. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / Л. П. Сулимова, А. С. Рыбина, Е. С. Журавлева // Социологические исследования. – 2005.– С. 50 – 67.

19. Фромм, Э. Э. Введение в психологию семейных отношений / Э. Э. Фромм.  – СПб.: Речь, 2008. 351 с.

20. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб., 2003.

 

 

1 Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми. М., 2005. С. 125.

2 Дементьева И. Ф.,  Кудрявцева В. Н. Семейная психология  семейное насилие. М., 2007. С. 305.

3 Буланова О. Е. Семейная жизнь. М. : Изд. МГУ, 2004.- 135 с.

4 Карабанова А. А. Причины насилия и агрессии в молодых семьях. М., 2003.

5 Миллер Э. В. Психология семьи: проблемы становления науки. М. : ЦСП, 2003. 35 с.

6 Сердюк Л. В. Последствия насилия. М. : ЦСП, 2004. 138 с.

7 Ильина А. В. Циклы жизни. М. : Липецк. 2003.

8 Гуссейнов А. А. Теория сексуального насилия. М. : Курск. 2001. 

9 Кольцова Я. В. Психологический словарь. М., 2008.

10 Жданов Н. К. Мазохизм и садизм в современное время. М., 2002.

11 Беляев Р. А. Психологическая работа, с людьми подвергшимися семейному насилию.    М., 2000.

12 Фром Э. Э. Введение в психологию семейных отношений. М., 2001. С. 201.

13 Галтунг Д. А. Насильственные действия в семье. Психология насилия. М., 2003. С. 200. 

14 Рожкова Д. В. История жестокого обращения. М., 2006. С. 207.

15 Ураев Ю. К. Фазы развития семьи. М., 2000. С. 174.

16 Перкинс А. Э. Семья и насилие. М., 2005. С. 60.

17 Шенгольд Л. Я. Психология семьи. М., 2007. С.30.

18 Сарах И. К., Христофис Дж. Формы жестоких действий насилия над женщинами и детьми. М., 2002. С. 166.

19 Сементеева К. Г. Детские заболевания. М., 2008. С. 206.

20 Лэнг Р. А. Молодежь вступает в брак. М., 2005. С.100.

21 Дамон Л. Б. Психология семейных отношений. М., 2000. С. 24.

22 Лаврентьева Д. В. Психические отклонения и методы их лечения. М., 2004.


Информация о работе Психологических причин и последствий насилия в семье