Психологических причин и последствий насилия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Современные научные исследования, изучающие изменения в российском обществе, указывают как на позитивные, так и на негативные стороны трансформаций. Одной из проблем, привлекающих внимание науки и практики последнего периода, стало насилие. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющегося в войнах, террористических актах, криминализации общества. В современном мире расширились границы объекта насилия, охватывающего самые различные слои и группы населения, в том числе семьи с детьми, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, фактами возбуждения судебных дел против своих родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ……. 6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И
ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ..…………………... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по псих.основам.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

– представление о случившемся как о заслуженном наказании («взрослый прав, я это заслужил своим плохим поведением»);

– нарушение представления о неприкосновенности собственных границ ребенок не умеет отстаивать свои границы и не знает, что это можно и нужно делать;

– амбивалентное отношение к насильнику (одновременно и любовь, и ненависть); эффект психологического воздействие сильнее, если насилие совершается лицом, которого ребенок любит и воспринимает как защитника;

– недоверие к окружающим людям; отсутствие привязанностей, что является фактором риска для возникновения психопатологических расстройств;

– искажение системы ценностей: ценности упрощаются, наиболее ценным становится то, что может гарантировать безопасность;

– нарушение способности понимать собственные чувства и состояния других людей, эмоциональная «замороженность», формирование замкнутости, тревожности, депрессивные состояния, снижение способности к самовыражению;

– отсутствие контроля над своей импульсивностью.

Сексуальное насилие в семье в отношении женщин включает в себя секс без обоюдного согласия, против желания, с применением физической силы, угроз, запугивания, насильственное совершение полового акта после побоев, секс как средство унижения и оскорбления. Сексуальное насилие также включает в себя такие действия, как шантаж, изнасилование, принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форме, принуждение к половым отношениям в присутствии других людей или с третьими лицами, причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера. О сексуальном насилии в семье, как правило, заявляют женщины, которые имеют сравнительно небольшой срок супружеского – партнерских отношений, небольшое количество детей, не относятся к группам социального риска по безработице. Это женщины, которые осознают свои права на свое тело, что связано с сексуальным просвещением. Женщинам – представительницам более старшего возраста, как правило, проблема сексуального насилия в браке может вообще казаться несуществующей вследствие советского типа социализации, не артикулирующего как право женщин на сексуальное удовольствие, так и возможность насилия в браке. Исследования дают чрезвычайно широкий разброс результатов относительно распространенности сексуального насилия в семье. По данным распространенность сексуального насилия в детстве над женщинами чаще чем над мужчинами18.

Сексуальное насилие  в отношении детей – это  вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или  непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому или психо – сексуальному здоровью ребенка. Под сексуальным насилием над детьми понимают широкий спектр проявлений сексуальной активности: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрацию гениталий, демонстрацию порнографии и использование ребенка в порнографических целях, сексуальную эксплуатацию ребенка с коммерческой целью – получения выгоды в денежной или иной форме. Дети и подростки, вовлеченные в сексуальные действия, полностью их не понимают и не осознают и, следовательно, не способны давать согласие на них. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Первоначально основным аспектом изучения были инцестуозные отношения «отец – дочь», которые описаны наиболее полно. Лишь недавно был развенчан миф о том, что инцест имеет место только в социально неблагополучных семьях. По мнению И. С. Кона, совращение несовершеннолетних, сексуальные домогательства существуют и всегда существовали на всех социоэкономических уровнях. Существуют данные о том, что «группой риска» в отношении сексуального насилия являются усыновленные или взятые на воспитание дети. Главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи считают утрату базового доверия к себе и миру. С этим связана трудность оказания психологической помощи, когда материал, касающийся насилия, пережитого в детстве, может быть в силу разных причин недоступен терапевту. Важными последствиями сексуального насилия являются:

– нарушение физических и эмоциональных границ;

– нарушение отношений с собственным телом.

– сексуализация поведения – постоянная готовность быть сексуальным объектом;

– формирование модели «любовь всегда связана с жертвой, болью», нарушение способности строить долгосрочные партнерские отношения;

– амбивалентность переживаний: наличие одновременно и любви и ненависти к тому человеку, который подвергал их насилию;

– ощущение беспомощности;

– у девочек – виктимизация поведения, у мальчиков – принятие роли насильника, формирование агрессивного сексуального поведения.

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми:

– дети как источник проблем - родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается, что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии.

– нетипичная семья – жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

– пьянство порождает агрессию - ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины, ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия19. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Эмоциональное – это вид насилия наиболее распространен в жизни и его чаще всего не определяют как насилие, а именно с него обычно все и начинается. Поэтому наиболее подробно рассмотрим основные формы проявления именно этого вида насилия. Эмоциональное – словесное насилие может выражаться:

– в унижении достоинства, например, в использовании слов унижающих достоинство. Как часто на улице мы слышим, как мамочка говорит ребенку о том, что он бездарь, или старушки говорят шумящим подросткам, что им место в тюрьме. Крик на другого человека – стал одним из распространенных форм общения, и все это является насилием над человеком.

– в игнорировании потребностей. Игнорирование потребностей человека – это одна из форм насилия, причем не менее значимая и боле распространенная, чем другие. Эмоциональная привязанность, поддержка и эмоциональное теплое общение между членами семьи очень важны для жизни человека. В современных экономических условиях родители зачастую вынуждены очень много работать и соответственно устают, так, что приходя, домой, у них нет сил для того, чтобы поговорить, друг с другом, и тем более с ребенком. Но ребенок не виноват в том, что родители устали. Ему необходимо, что бы родители его выслушали. поиграли с ним, обняли, похвалили. Вместо этого он слышит – «отстань», «не мешай» и т.д., таким образом, они игнорируют его потребности. Естественно, что подобным образом игнорируются не только потребности детей, но и взрослых членов семьи, а это в свою очередь приводит к отчуждению членов семьи и к нарастанию напряжения в отношениях, что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям, ссорам, разводам. И если взрослый человек может найти эмоциональную поддержку вне семьи, то ребенку сделать это на много сложнее.

– изоляции от других членов семьи. Естественное, это форма насилия  наиболее распространена в отношении  детей, особенно имеющих разведенных родителей. Очень часто, разведенные мамы не разрешают встречаться с отцами. Ил внушают им. Что их отцы плохие и не надо с ними видеться. Но развод родителей и так слишком тяжелое бремя для ребенка и ему продолжают быть нужными, как правило, оба родителя. Поэтому запрет или невозможность видеться с одним из родителей или бабушками – это насилие по отношению к ребенку.

Экономическое насилие – попытка одного взрослого члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также экономическое давление в отношении несовершеннолетних детей. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений, строжайший контроль расходов. Часто женщины зависимы от мужчин экономически в силу разных причин: рождение ребенка, запрет со стороны мужа на работу, безработица, дискриминация на рынке труда. С другой стороны, даже работающие и зарабатывающие больше мужа женщины могут стать жертвами насилия.

Психологическое насилие трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия редко видны, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия. Так же существует психологическое насилие по отношению к детям – это враждебное или безразличное отношение к ребенку/подростку, приводящее к снижению самооценки, утраты веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка. У ребенка создается впечатление, что он никчемный, нелюбимый, порочный и заслуживающий подобного негативного отношения, не представляющий собой ценность. Выделяют следующие формы психологического насилия: Отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство). Терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение).

– изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками).

– эксплуатация/развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков).

– игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком).

Психологическое насилие  в семье включает в себя различные  формы взаимодействия с ребенком, которые разрушают отношения  привязанности или, напротив, насильственно  их фиксируют.

Психологическое насилие – подразумевает наличие вербальных оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы. Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

Существуют в психологической науке модели причин насилия в семье:20

1.Психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная некомпетентность, суицидальные наклонности, депрессивность и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, физические и психические недостатки и т.п.);

2.Социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);

3.Психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявлениями насилия в семье.

Нарушения, возникающие  после насилия, затрагивают все  уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и  психику ребенка различных типов  насилия не оставляет сомнений. Очень  важно рассматривать последствия  насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста. Для детей до 3 лет – страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры.  
Для дошкольников тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация. Для детей младшего школьного возраста амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение "«рязного тела"» молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми. Для детей 9 – 13 лет то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение. Для подростков 13 – 18 лет отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения. Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела21. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером. Насилие, пережитое в детстве может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким. Насилие порождает насилие, накапливаемые результаты исследований дают все больше свидетельств в пользу обоснованности существования понятия цикла насилия. Проблема насилия прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения и требует новых исследовательских программ, оригинальных методологических подходов и пристального внимания к специфике психотерапевтической работы с клиентами, пережившими подобный опыт.

Информация о работе Психологических причин и последствий насилия в семье